В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Статья
«Золотое кольцо России»
В Концепции сформулирована высшая цель образования –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
На основе национального воспитательного идеала
формулируется основная педагогическая цель – воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий
национального возрождения. Функционально грамотный
гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий
реагировать на изменения в обществе, защищать свое
человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и
обязанностей по отношению к себе самому, своей семье,
коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это
проблемы не только философские, социальные,
экономические, но и педагогические. Важно воспитать
деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего
наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего,
должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с
педагогической точки зрения - это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством
духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” предполагает
формирование патриотических чувств и сознание на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
развитие чувства гордости за свою страну; воспитание
личности гражданина – патриота России, способного встать
на защиту интересов страны; формирование комплекса
нормативного, правового и организационно-методического
обеспечения функционирования системы патриотического
воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства
формируются у детей постепенно, в процессе накопления
знаний и представлений об окружающем мире, об истории и
1традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и
о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования
личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического воспитания, формирование у
учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к
Отечеству, духовности, нравственности на основе
общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие
задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и
патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому
воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития
у каждого ученика верности Отечеству, готовности
приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников
гражданских и патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, воспитание уважения к культурному и
историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического
воспитания через интеграцию урочной и внеурочной
деятельности, обновление содержания образования,
переноса акцента с обучения на воспитание в процессе
образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому
прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-
краеведческую работу, совместную деятельность
обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через
организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью
дальнейшего развития патриотизма как стержневой
духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном –
коллективная, а также используется групповая и
индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
2окружающий мир, музыка, ИЗО)
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык,
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно-музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная,
внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного
творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-
патриотического содержания (урочная, внеурочная,
внешкольная)
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4
классы. Она включает шесть направлений, связанных
между собой логикой формирования подлинного гражданина
России.
Золотое кольцо России
План игры
1. Выбор города в Золотом кольце.
2. Исследование этого города, его достопримечательности,
3. Автобусная экскурсия классы в этот город.
интересные факты.
34. Подготовка презентации от класса по собранным
5. Игра-путешествие в этот город Золотого кольца, по
6. Выставки ребят, по народному творчеству или
7. Защита проектов от каждого класса.
материалам, фотографиям.
материалам презентации.
интересным фактам истории в этом городе.
В настоящее время, когда информационное пространство,
доступное современному школьнику, перенасыщено
сообщениями о войнах, противостояниях, враждебности и
прочей негативной информацией, самое время обратить
внимание детей на историю родной страны, своего народа.
На первый план выступает воспитание патриотических
чувств на добром, чутком и бережном отношении к истории
своей Родины. А выполнить данную задачу можно только
знакомя ребят с историческим наследием России, историей
народа, его традициями, всё это есть и бережно сохраняется
в наши дни.
Игра-путешествие “Золотое кольцо России” прошла в
начальной школе в рамках проекта “Я путешествую и
исследую”.
Приложение "Маршрутный лист"
Подготовка и проведение игры:
Основные положения.
Игра проводится в 3 этапа;
Участники игры - возрастная группа 7-10 лет;
Привлечение родителей и учащихся других возрастных
групп из Совета школы;
1. Подготовительный этап:
Экскурсии: Владимир-Суздаль (октябрь), Углич-Мышкин-
Мартыново (ноябрь);
Классные часы в 1-4 классах “Я – гражданин России!”;
Беседы об истории и памятных местах Москвы и
Подмосковья.
2. Основной этап (проведение игры):
Построение команд. Получение маршрутных листов.
Путешествие по станциям. Путешествие проводится по двум
возрастным группам: 1-2 и 3-4 классы. Сопровождают
команды и являются гидами учащиеся старших классов из
числа Совета школы. На каждую станцию отводится 7-10
минут.
4Экскурсоводами на станциях являются учителя начальных
классов. Они знакомят детей с историей города, его
историческими достопримечательностями, традициями,
современной жизнью города, людьми, оставившими свой
след в истории города. Учителя готовят презентацию или
видео о городе. Одним из важных критериев является
доступность в изложении материала.
На каждой станции дети проходят испытание: отвечают на
вопросы, разгадывают кроссворд, собирают пазл и т. д. В
случае успешного прохождения испытания на маршрутный
лист наклеивается изображение герба города.
Подведение итогов. Награждение команд.
3. Заключительный этап - рефлексия.
города”;
Золотому кольцу России”.
1-2 классы - конкурс рисунка “Старинные русские
3-4 классы – конкурс сочинений “Путешествие по
Творческий конкурс “Народные промыслы России”.
Оформление выставки детских работ.
Приложение 1.
в игре - путешествии
«
»
5
ГБОУ Школа № 777
Маршрутный лист
команда 1 класса «Д»Я путешествую и
исследую.
Приложение 2
ГБОУ Школа № 777
Маршрутный лист
команда 3 класса «Д»
в игре - путешествии
«
»
6