Статья"Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы"
Оценка 4.7

Статья"Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы"

Оценка 4.7
docx
08.10.2023
Статья"Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы"
Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы.docx

 

 

Тема выступления:  Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы

.

ФИО: Симонова Елена Алексеевна

Наименование образовательного учреждения: ОГАПОУ «УАвиаК-МЦК» Город: Ульяновск

Регион: Ульяновская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту.  В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от  системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу - методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества), так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.   Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. [9, с.27]    Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.

В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.[3]

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.

 При выполнении курсовой работы большое внимание уделяется анализу источников, на основе которых и будет выполняться данная работа. Так как студенты, обучающие на специальности «Право и организация социального обеспечения» выполняют курсовые работы на правовые темы, то основным источников информации будут нормативно-правовые акты. Поэтому от верного их анализа, зависит правильное понятие исследуемого объекта и предмета курсовой работы.

 Нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. [8,с.334] Не возможно становление специалиста  в области юриспруденции без  умения ориентироваться в правовой базе,  без навыков толкования правых норм.

При обучении студентов  наблюдается определенная  ,боязнь  у некоторых из них  официального текста,  неумение восприятия тех положений, которые содержатся в правовых нормах. Порой студенты говорят, что  они не могут уяснить  смысл написанного в нормативно-правовом акте. Поэтому необходимо использовать различные приемы и методы для того, что бы студенты выработали умения и навыки работы с нормативно-правовыми актами.

Студент должен не только понимать смысл содержания правовой нормы, но и уметь изложить ее содержание в соответствии с тем смыслом, который заложил законодатель, а так же применить при решении практических ситуаций.

При изучении определенной темы, студенты должны пользоваться НПА, предполагается нецелесообразным давать студентам под запись тот теоретический материал, который они могут почерпнуть из нормативно-правового акта, они должны привыкнуть и выработать у себя навыки получения информации из первоисточника. Ведь при осуществлении профессиональной деятельности они будут пользоваться именно нормативно-правовыми актами, а не лекционными записями и учебной литературой. Безусловно, в определенных случаях возможно  записать необходимые объяснения, дополнения, для лучшего восприятия изложенного в НПА и тот теоретический материал, который необходим для более голубого изучения данной  темы, в этих целях необходимо анализировать и учебную литературу.  Надо приучить студентов к внимательному толкованию правовых норм. В начале преподаватель разбирает норму по ее элементам, определяя гипотезу, диспозицию, санкцию, разъясняет студентам и передает смысл заложенный в правовой норме, при этом обращаясь и к источникам толкования, к комментариям законодательства, к Постановлениям Пленума Верховного Суда. Несмотря на нечеткое закрепление в  законодательстве статуса ППВС, на практике они являются больше чем  рекомендациями и  рассматриваются практикующими юристами как квазизаконодательные  акты, подзаконные нормативные акты. .[6, с.172]. Например, ответ на вопрос кто является надлежащим ответчиком по иску об отмене усыновления, предъявленного усыновителями, дает Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 №6 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», таковым будет усыновленный ребенок.

Затем студентам предлагается после  самостоятельного изучения нормы, осуществить ее толкование. При ответе студента, другие студенты могут поправлять и дополнять отвечающего. Толкование правовых норм - важнейшее условие их правильного понимания и применения. Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен. Необходимость толкования убедительно подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой, судьбами конкретных людей. Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.

Такими способами являются: грамматический (филологический, языковый); логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный. Грамматическое толкование предполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания и т.д. В юриспруденции (науке весьма точной и формализованной) - это не мелочи. Или это такие мелочи, от которых порой зависят судьбы людей, принятие того или иного решения. Можно вспомнить мультикационный  фильм «В стране невыученных уроков», где герою предлагалось поставить запятую в предложении «казнить нельзя помиловать». Или, например, в п.1 ст. 40 ГПК РФ закреплено, что  иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). При буквальном толковании получается, что иск не может быть предъявлен несколькими истцами к нескольким ответчикам, хотя данное положение на практике встречается. Смешанное соучастие выпало из нормы только потому, что законодатель пропустил союз и. Логическое толкование - это интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила. Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования.[8,с.447] С помощью функционального толкования появляется возможность учитывать факторы и условия, в которых функционирует и реализуется толкуемая норма права и, безусловно, факторы, оказывающие влияние на понимание ее содержания. .[7,с. 311]

Необходимо на примерах показывать студентам в каких случаях применяется буквальное толкование, в каких расширительное, а в каких ограничительное.  Конечно большое значение   правильное толкование правовых норм приобретает при решении практических ситуаций. В этом случае студенты должны действовать по определенному алгоритму, вначале определяется круг общественных отношений которые возникли между участниками, затем необходимо определить нормативно-правовой акт или акты которыми регулируются спорные правоотношения. Ознакомившись со структурой НПА обозначить  тот раздел, главу в котором содержатся искомая норма и затем уже найти статью или статьи на основании которой решается задача. При том целесообразно обращаться и к судебной практике и к  комментариям законодательства. При этом акцентировать внимание студентов на внимательное изучение всей нормы. Например, типичной ошибкой при решении такой задачи  в которой нужно ответить на вопрос о возможности увольнения работника, который намерен отозвать свое  заявление об увольнении  в той ситуации когда на его место  в письменной форме приглашен другой работник, студенты аргументируют свой ответ именно той частью правовой нормы, где говорится именно о письменном приглашении, ни принимая во внимание, что это правило действует только в том случае, если  вновь приглашенный работник, относится к категории лиц, которым нельзя отказать в заключении трудового договора.

В целях выработки навыков работы с НПА студентам целесообразно анализировать судебные решения по конкретным делам. Подбирая практические задания желательно, чтобы в них содержались задачи и комплексного характера, где при ответе необходимо использовать нормы из различных НПА.

Большое внимание   в работе с НПА должно уделяться  и самостоятельной внеаудиторной работе. Студентам даются различные задания: ознакомится со структурой НПА,  самостоятельно изучить тот или вопрос по нормативно-правовому акту, провести сравнительный анализ норм различных НПА, регулирующих одни и те же институты, например института сервитута в ГК РФ И ЗК РФ, определить  юридические неточности в формулировке той или иной правовой нормы, например в ст. 17, в которой говорится, что муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка, решать практические задачи, вносить свои предложения по совершенствованию законодательства. Студенты должны не только сформулировать правовые нормы, но и аргументировать необходимость их принятия, обосновать те положительные результаты которые предположительно возникнут.

Применяя данные приемы и методы обучения  у студентов идет  процесс выработки  навыков работы с нормативно-правовыми актами, актами толкования норм права, развитие познавательных способностей, творческой активности, организованности,  формирования самостоятельного мышления,   саморазвития, и в конечном итоге формирования   у студентов  общих и профессиональных компетенций.

 

Литература

 

1. Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ ( в ред. от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532; Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 58

2. Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ ( в ред. от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16; Собрание законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 45 ст. 6143

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) ( в ред. от 8 августа 2009 г. N 1121-р ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489; Собрание законодательства Российской Федерации от 17 августа 2009 г. N 33 ст. 4127

4.  Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508(ред. от 14.09.2016) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения"

5. Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 №6 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» ( в ред. от 17 декабря 2013 г. № ) //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2006 г., N 6, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2014 г., N 2

6.Бурков П.Л. Статус Постановлений  Пленума Верховного Суда РФ в законодательстве и судебной практике. // П.Л. Бурков, - Правоведение №5, 2011, с 172-186

7.Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.416 с.

8. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.:Юристъ, 1997.- 672с.

9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / С.Д. Якушева – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема выступления: Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы

Тема выступления: Формирование навыков анализа источников, как основа выполнения курсовой работы

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту

Безусловно, в определенных случаях возможно записать необходимые объяснения, дополнения, для лучшего восприятия изложенного в

Безусловно, в определенных случаях возможно записать необходимые объяснения, дополнения, для лучшего восприятия изложенного в

С помощью функционального толкования появляется возможность учитывать факторы и условия, в которых функционирует и реализуется толкуемая норма права и, безусловно, факторы, оказывающие влияние на понимание…

С помощью функционального толкования появляется возможность учитывать факторы и условия, в которых функционирует и реализуется толкуемая норма права и, безусловно, факторы, оказывающие влияние на понимание…

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023