Статья"Компетентностно ориентированные задания"
Оценка 4.8

Статья"Компетентностно ориентированные задания"

Оценка 4.8
Карточки-задания
doc
русский язык
9 кл—11 кл
25.03.2017
Статья"Компетентностно ориентированные задания"
Компетентностно ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка: во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
КОЗ(ы).doc

Третьякова Алла Викторовна

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленска

 

Компетентностно ориентированные задания (КОЗ)

 

Компетентностно ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка: во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

 

Структура компетентностно ориентированного задания четко определена:

- стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения)

 - задачная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания)

- источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания), бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимся результата деятельности)

-  инструмент проверки (аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений)

Стимул

Как, по-вашему, будет выглядеть словообразовательная модель по теме «Морфологический способ образования слов: бессуффиксный способ»?

Задачная формулировка

Выполните задание «пошагово»

Источник информации

Поиск, шум, крик, взгляд, зелень, чернь, ширь, тишь

1.

Инстру-мент проверки

критерии оценки

Умение определять производное и производящее слово

Умение выстраивать логическую цепочку

Умение создавать словообразовательную модель

Умение производить словообразовательный разбор

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов. За неверный ответ ученик получает 0 баллов. Максимальное количество баллов – 8.

 

 

 

 

 

 

2. Проект «Гардероб как средство выражения внутреннего мира героя» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Проект предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между  участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении  и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки.

Стимул

Чтобы узнать, чем отличается внешний вид героев Достоевского от наших современников, прочтите роман «Преступление и наказание»

Задачная формулировка

Обратите внимание на гардероб героев, их психологическое состояние. Дать лексическое значение элементов одежды.

Источник информации

Фрак, панталоны,  шляпа Циммермана,  драдедамовый платок, фуражка, шаль, пальто,  мантилька, омбрелька, кринолин, манишка и т.д.

 

Инструмент проверки – защита проекта

 

Описание внешнего образа персонажей художественных произведений находит во многих душах эмоциональный отклик, потому что каждый предмет для них заключает в себе скрытый смысл, знакомит с понятиями, сформировавшимися в процессе жизни.

Сегодня, знакомясь с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мы обратили внимание на то, как одеты его герои.  Из нашей речи исчезли некоторые  слова, обозначающие ту или иную деталь гардероба, описанного в произведении.

Гипотеза: если мы проанализируем произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», то увидим, как из нескольких составляющих портрета, в частности, гардероба, складывается в нашем сознании целостный образ, помогающий понять внутренний мир героев романа.

Почему именно одежда сыграла определенную роль в описании героев? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории возникновения костюма.

В XVIII веке Россия приобщилась к общеевропейскому типу одежды, сохранив влияние Франции. Европейское платье указывало на принадлежность к власти имущим и противопоставляла человека всем иным.

После того как закончилось правление Павла I, все оделись во фраки. Его покрой, сорт ткани, узоры на жилете помогали определить статус человека в обществе.

Фрак - самая модная мужская одежда (XVIII век. Англия. Предназначался для верховой езды).

 Панталоны - штаны, сужающиеся ниже колен. Впервые их увидели на герое итальянской народной комедии смешном Панталоне. Дворянский запрет на панталоны нарушил в начале XIX века фельдмаршал Веллингтон [25].

В начале XIX века стало модным носить шляпы. Если в «Евгении Онегине» можно встретить описание шляпы боливар, то во 2-ой половине XIX века в романе Ф.М.Достоевского – циммермановскую шляпу.

Циммерман – известный в Петербурге в то время владелец  фабрики и магазина головных уборов [24].

В романе  «Преступление и наказание» в доме Мармеладовых мы находим упоминание о зеленом драдедамовом платке. Не случайно автор упоминает о нем, знакомя нас с судьбой Сони.

Драдедам - очень легкое сукно полотняного переплетения, выпускавшееся чаще светлым, иногда с тканым орнаментом в полоску [23].

Из текста романа были выбраны основные упоминания об одежде, аксессуарах. На основании полученных данных было установлено несколько типов гардероба, используемых Ф.М. Достоевским для создания образов действующих лиц:

1) «распространенный» гардероб (описание разнообразных видов и элементов одежды);

2) «нераспространенный» гардероб;

3) отсутствие гардероба.

1.                       «Распространенный» гардероб - описание разнообразных видов одежды.

Большое внимание автор концентрирует на том, что герой одет в лохмотья, что, однако, никого не удивляет. Его выделяет из толпы шляпа, которая описана с собой тщательностью. Этот головной убор отмечает и проезжающий незнакомец («Эй ты, немецкий шляпник!»), и автор (подробное описание шляпы), и сам герой ( осознает ее как улику).

Эта деталь одежды выполняет выделительную функцию: Раскольников боится ее «приметности»- она может «сработать» в его деле против него- стать уликой. Несмотря на осознание опасности разоблачения, исходящей от запоминающейся шляпы, он совершает преступление именно в ней, а после злодеяния меняет ее на менее приметную фуражку. Это может быть связано с переменой его идей – ведь именно после совершения он понимает всю несостоятельность своей теории.

Фуражка – мужской головной убор с жестким околышем и козырьком [26].

Конкретизация «циммермановская» указывает на хорошее качество шляпы [9, 41], и, несмотря на то, что она сильно поношенная, он от нее не отказывается, осознает ее несоответствие своему более чем скромному одеянию.

С другой стороны, определением «циммермановская» подчеркивается то, что данный  головной убор приобретен в магазине  Циммермана.

Автор использует прием метонимии. Можно провести параллель: магазин принадлежит немцу, шляпа - признак качества. Герою хочется выглядеть достойно, в будущем он хочет сменить свой гардероб, но пока позволить себе этого не может.

Определение «изношенная», означающая «негодная от длительного употребления» [9, 41], может означать негодность теории Раскольникова: подберем ассоциативный  ряд:  шляпа-голова- идея, которую Родион длительное время формулировал и «вынашивал» в себе. Совершив преступление, Раскольников просыпается после лихорадки и замечает, что шляпа «скатилась и тут же лежала на полу» [9, 121]. Он будто «теряет голову».

В эпизоде переодевания Раскольникова Разумихиным последний называет шляпу героя пальмерстоном: «Ну-с, Настенька, вот два головных убора: сей пальмерстон (он достал из угла исковерканную круглую шляпу Раскольникова, которую неизвестно почему, назвал пальмерстоном)» или сия ювелирная вещица?» [9, 159].

Интересно, что никакого головного убора под названием пальмерстон в то время в России не было. Генри Джон Пальмерстон (1784 - 1805) был популярным в середине XIX в. английским государственным деятелем. В России всякое упоминание о пальмерстоне было связано с ироническим отношением, так как позиция Пальмерстона во время Крымской войны (1853 - 1856), естественно, вызывало патриотическое негодование.

Вероятно, именно поэтому появился пальмерстон на страницах романа, чтобы подчеркнуть нелепость шляпы Раскольникова.

Другой часто встречающийся элемент гардероба – пальто. Именно в нем Родион Раскольников приносит орудие убийства – топор. Пальто служит ему не только верхней одеждой, но и своеобразным покрывалом, которым он укрывается после совершения преступления: «машинально потащил он лежащее подле, на стуле, бывшее его студенческое зимнее пальто, теплое, но уже почти в лохмотьях, накрылся им, и сон и бред опять разом охватили его. Он забылся…» [ 9,122]

Гардероб  объединяет многие женские судьбы, обобщает образы женщин, обреченных самой жизнью: «И откуда они сколотились мне на обмундировку приличную, одиннадцать рублей пятьдесят копеек, не понимаю? Сапоги, манишки коленкоровые – великолепнейшие, вицмундир, все за одиннадцать с полтиной состряпали в превосходнейшем виде-с» [27].

В этом отрывке упоминается манишка – «вставка для мужского костюм в виде маленького нагрудника, видного в вырезе жилета или фрака» [12].

Манишки были съемными или пришивались к сорочке. Съемные манишки и манжеты особенно распространились во второй половине XIX века среди людей среднего достатка. У современников они получили название «дешевая роскошь». Речь идет именно о таких манишках – они имитировали наличие белых рубашек, которые были необходимы в форменном костюме, но требовали слишком больших затрат в среде бедного чиновничества.

Манишка – нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристегиваемый к мужской сорочке.

Вицмундир – форменная одежда гражданский чиновников в виде фрака.

Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:  когда Сонечка после первого выхода на «улицу» вернулась домой, она «ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают» [9, 54].  

Упомянутая писателем во всех кульминационных эпизодах романа,  платок - это вещь-напоминание о боли, несчастье, переживаниях: первый выход Сони на панель, смерть Мармеладова, тело которого покрыли платком, ранее укрывшим Соню после пережитого ею, платок с Соней на каторге, куда она отправляется за Раскольниковым.

Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик… взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий у нас такой платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать стеной к стенке. [9, 54]

Ф.М. Достоевскому важно передать эмоциональное внутреннее состояние персонажа. Вот как описывает автор костюм случайно увиденной уличной девицы: девушка «лет пятнадцати», одета «как барышня в кринолине, в мантильке, в перчатках и соломенной шляпе, с огненного цвета пером; все это старое и истасканное»[28]. Позже писатель повторяет это описание, но уже усиливает акценты, рассказывая о Соне Мармеладовой: «забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, и о смешной соломенной шляпе, с ярким огненного цвета пером» [9, 210].

Нелепость старого и истасканного наряда уличной девицы усилена при описании костюма Сони – кринолин становится необъятным, соломенная шляпа – смешна и украшена не просто огненным, а ярко-огненным пером.

Кринолин – изначально жесткая льняная или хлопковая ткань из конских волос, позднее- жесткая структура, предназначенная для придания юбке требуемой формы.

Мантилька – короткие накидки без рукавов.

Омбрелька – зонтик от солнца.

2. «Нераспространенный» гардероб – описание разнообразных  элементов одежды, аксессуаров.

Шаль – квадратный или прямоугольный платок очень большого размера из разнообразных тканей – шерсть, шелк [29].

Шали вошли в моду в Европе в конце XVIII в., стоили необычайно дорого – до нескольких тысяч рублей. Танец с шалью требовал особой грации, изящества и в закрытых учебных заведениях считался лучшей формой демонстрации хорошей осанки учениц.

Танец с шалью просуществовал до конца XIX в., сохранившись даже тогда, когда шали были отвергнуты модой и существовали только в гардеробах купчих.

Ф.М. Достоевский упоминает танец с шалью для того, чтобы охарактеризовать благородство происхождения и воспитания Катерины Ивановны, которым так гордится и хвастает Мармеладов.

3.Отсутствие гардероба – отсутствие описания одеяния героя, лишь намек на его происхождение.

Выводы:

- описание костюма Ф.М. Достоевским позволяет раскрыть образ героя и добиться реалистичности его изображения, создать свой идиостиль;

        - передать характер, привычки, склонности;

        - представить психологическое состояние героя, его внутренний мир;

        - выразить авторское отношение к персонажу.

Таким образом, гардероб – это яркое доказательство того, что у Достоевского вещь отличает человека, является своего рода рекомендацией, отличающей его от других людей.

2. Проект «Эпистолярный стиль Ф.М. Достоевского на материале его писем к А.Г. Достоевской  в период с 1866 г. по 1875 г.»

 

Проект предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между  участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении  и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки.

Стимул

Письма Достоевского остаются для современных читателей наиболее полным выражением личности писателя. Это не только его исповедь, рассказ о себе, о событиях и людях, его окружавших,. Для того, чтобы разобраться в творчестве Ф.М. Достоевского,  следует обратить внимание на его наследие – письма.

 

Задачная формулировка

Определите особенности эпистолярного стиля

 Ф.М. Достоевского, используя в качестве материала

 для наблюдения и изучения письма, написанные  им к жене – А.Г. Достоевской в период с 1866г. по 1875г.

 

Источник информации

Тематика писем, фонетические особенности,  лексические  особенности (медицинская лексика), морфологические  особенности, синтаксические  особенности

 

Инструмент проверки – защита проекта

 


Третьякова Алла Викторовна учитель русского языка и литературы

Третьякова Алла Викторовна учитель русского языка и литературы

Задачная формулировка

Задачная формулировка

Инструмент проверки – защита проекта

Инструмент проверки – защита проекта

Это может быть связано с переменой его идей – ведь именно после совершения он понимает всю несостоятельность своей теории

Это может быть связано с переменой его идей – ведь именно после совершения он понимает всю несостоятельность своей теории

Упомянутая писателем во всех кульминационных эпизодах романа, платок - это вещь-напоминание о боли, несчастье, переживаниях: первый выход

Упомянутая писателем во всех кульминационных эпизодах романа, платок - это вещь-напоминание о боли, несчастье, переживаниях: первый выход

Проект « Эпистолярный стиль Ф

Проект « Эпистолярный стиль Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017