Статья.Мнемотехника- как один из приемов успешного развития памяти младшего школьника
Оценка 4.6

Статья.Мнемотехника- как один из приемов успешного развития памяти младшего школьника

Оценка 4.6
docx
23.04.2020
Статья.Мнемотехника-  как один  из приемов  успешного развития памяти  младшего  школьника
мнемотехника.docx

МНЕМОТЕХНИКА - КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

 

В современном образовательном пространстве все большую популярность приобретает внедрение инновационных образовательных технологий. Они способствуют гуманизации процесса обучения, его личностному ориентированию, оптимизации взаимодействия с воспитанниками. Становление личности ребенка, во время которого формируются высшие интеллектуальные функции является одной из актуальных проблем педагогики. В связи с этим, на современном этапе особое значение придается совершенствованию содержания обучения и воспитания детей. Актуальными становятся поиски новых подходов к педагогической поддержке, перспективным технологиям развития. В частности, при работе с детьми начальных классов становится понятным, что одной из проблем является плохая память.

В тоже время актуальной проблемой психолого-педагогической науки становятся методики эффективного усвоения различной информации. Одним из важных принципов современного образования является оптимизация обучения через применение новейших образовательных психолого-педагогических технологий и, в частности, «мнемотехники».

Мнемотехника (от. греч. искусство запоминания) - это способ улучшения усвоения новой информации с помощью специальных методов и приемов. Это новая образовательная технология, которая помогает каждому ребенку комфортно и легко получать знания в любом возрасте. Мнемотехника использует природные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Мнемотехника помогает решить следующие основные учебные и воспитательные задачи:

-       расширяются творческие возможности ребенка, благодаря гармоничной работе левой (логика) и правой (творчество, образное мышление) полушарий головного мозга;

-       формируется умение эффективно и самостоятельно учиться;

-       повышается самооценка ребенка благодаря результативности в обучении;

-       уменьшаются стрессы от обучения;

-       увеличивается учебная мотивация, а с ней успехи;

-       освобождается время от запоминания для продуктивной и творческой работы;

-       развитие образной памяти помогает воспринимать окружающий мир во всей красе;

-       человек становится более самостоятельным в интеллектуальной и практической работе, а это повышает его адаптацию в социуме;

-       активизация внутренних механизмов средствами мнемотехнологии.

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание имеет преимущественно непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, что близки к их жизненному опыту. Поэтому вся новая информация, новые знания должны опираться на жизненный опыт детей. Если создавать для детей ассоциации с хорошо знакомыми понятиями, то можно получить желаемый результат

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-то неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, а свяжите двадцать таких слов с картинками, и ребенок запомнит их моментально».

К примеру, в первом классе при изучении состава числа можно использовать прием «Гипербола». С помощью данного приема цифрообраз числа, состав которого надо изучить, увеличивается и размещается в центре рисунка. Вокруг центрального образа располагаются попарно цифрообразы, соответствующие данному составу числа. Затем дети узнают интересную историю с этими героями, читают стишок, и раскрашивают сюжетный рисунок.

Также используется прием «Сюжет», который предусматривает ознакомление детей с историей встречи двух сказочных персонажей, которые являются ассоциативными образами множителей. Благодаря этой методики ученики на уроках легко и с интересом могут запомнить примеры таблицы умножения за короткое время.

В современной системе образования большая часть информации подается в текстовой форме. Поэтому во время ее усвоения у младших школьников возникают трудности.

На уроках можно применять такой прием: дети читают текст, рисуют в центре листа бумаги образ, который является основным в тексте. Условно разделяют текст на части (смысловые блоки). Разделяют лист на соответствующее количество частей. Определяют в каждой части главную мысль и рисуют этот образ в сегменте. Упорядочивают номера смысловых блоков. В каждом сегменте вокруг образа дорисовывают образы. Потом ученики пересказывают текст, опираясь на созданные образы плана - конспекта. Повторяют перевод текста по памяти. Младшие школьники с восторгом и с интересом изучают стихи, которые помогают запомнить, считывают словарные слова, переводят тексты, рассказывают правила. Придумывают интересные истории, как на уроках, так и во внеклассной работе, а также обогащают знания об окружающем мире и расширяют активный и пассивный словарный запас.

В работе можно использовать прием рифмовки, к примеру, надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты, нефтепрово'д сломал бегемо'т.

Очень известный прием «Пиктограммы», который может успешно использоваться с детьми младшего школьного возраста. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

Интересным является и прием мнемотехники для запоминания ряда правил:

Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

В процессе работы по использованию мнемотехник важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности, эмоциональное состояние, настроение. Такое отношение стимулирует у детей желание больше узнавать, способствует развитию памяти, воображения, логического и образного мышления, самостоятельность и уверенность в себе. Для доказательства эффективности использования мнемотехники в учебно - воспитательном процессе, для отслеживания развития личности ребенка и его познавательных качеств нужно системно проводить мониторинг, который помогает проследить результативность изучения материала, процент успешности обучения младших школьников.

 Мнемотехника как здоровьесберегающая технология улучшает процессы запоминания, формирует навыки для эффективного усвоения сложной информации, формирует уверенность в себе и собственных возможностях. В связи с этим она должна занять свое почетное место в современной системе образования и сделать учебный процесс качественным и доступным для всех детей и взрослых. Гармоничное сотрудничество педагогики и новых образовательных технологий, сформирует новый творческий подход к обучению и даст возможность каждому ученику комфортно, легко и с удовольствием приобретать новые знания.

 

 

 

Литература:

1.     Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Москва: Академии педагогических наук, 1948-1952.

2.     Шейх-Заде Ю.Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники Краснодар: Дел-Центр, 1991. — 40 с.

3.     Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления М.: Школа рационального чтения, 2000. — 144 с.

4.     Козаренко В.А. Мнемотехника шаг за шагом М.: Интернет-издание, 2013. — 395 с.


 

5.    

МНЕМОТЕХНИКА - КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ

МНЕМОТЕХНИКА - КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ

Мнемотехника помогает решить следующие основные учебные и воспитательные задачи: - расширяются творческие возможности ребенка, благодаря гармоничной работе левой (логика) и правой (творчество, образное мышление) полушарий…

Мнемотехника помогает решить следующие основные учебные и воспитательные задачи: - расширяются творческие возможности ребенка, благодаря гармоничной работе левой (логика) и правой (творчество, образное мышление) полушарий…

Вокруг центрального образа располагаются попарно цифрообразы, соответствующие данному составу числа

Вокруг центрального образа располагаются попарно цифрообразы, соответствующие данному составу числа

Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше

Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше

Литература: 1. Ушинский

Литература: 1. Ушинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020