ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ КРАЕВЕДЕНИЯ
Филинова Т.Н.,
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»,
Ивнянский район, Белгородская область
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучение природы его проявления, а также условий, стимулов и источников. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Учитель создает для учеников условия самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики.
На сегодняшний день проблема поиска средств развития и совершенствования творческих способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения является актуальной.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
В связи с этим ведущее место принадлежит методу исследования.
Что же такое исследование? Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
Начиная с первого класса на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики, изобразительного искусства включаю задания, направленные на обще-логические умения. Они позволяют анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать, обобщать. Стараюсь использовать на уроках проектную деятельность. Данные уроки помогают учащимся организовывать совместную деятельность в парах, группах в плане возрастания самостоятельности и творческой активности детей. Каждый урок предполагает связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно опираться на историю своей малой родины и страны. Изучение краеведения способствует развитию у детей любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
Благодаря изучению родного края ученик имеет возможность глубже узнать роль своей семьи в истории своего народа; традиции и бесценный опыт, которые передаются из поколения в поколение. Воспитывать в себе трудолюбие, честность, доброту, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Учащиеся учатся создавать проекты различной сложности, ориентированных на создание индивидуальных, групповых, коллективных проектов в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.
Предлагаю несколько фрагментов из проектов на основе ресурсов краеведения.
«Место и роль фольклора в духовной культуре человека»
(Автор проекта: Середина Ирина, 3 А класс. Руководитель: Филинова Тамара Николаевна)
Цель: определить место и роль фольклора в духовной культуре человека. Задачи: собрать информацию о развитии фольклора из различных источников; узнать историю возникновения фольклора, его роль в духовной культуре человека; провести социальное исследование о развитии фольклора в поселке Ивня; сделать вывод о проделанной работе.
Гипотеза: предположим, что развитию духовной культуре человека способствует фольклорное творчество.
Изучая историю развития фольклора, я поняла, что фольклор – это совокупность народного творчества, в нем человек отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни, культуры и природы. Для того чтобы узнать о развитии фольклора в поселке Ивня я посетила Центральную детскую библиотеку. Свое исследование я начала с изучения литературы об истории развития родного края, его быте и мастерах декоративно-прикладного творчества. После беседы с библиотекарями, просмотра презентации о фольклорном творчестве поселка Ивня я убедилась в том, что наш край славится необыкновенными людьми: поэтами, художниками и талантливыми мастерами. Для приобщения человека к духовной культуре в парке поселка Ивня создан деревенский уголок. Посещая этот уголок, оказываешься в простом мирке, в котором царил крестьянский труд и быт. Наш народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Традицией для Ивнянцев стало празднование русских народных праздников в нашем парке культуры и отдыха.
Экскурсия в Краеведческий музей нашей школы подтвердила, что народное творчество поселка Ивня не умирает, а сохраняется и развивается.
Соприкасаясь с предметами старины, видишь яркую картину быта русского народа, его нравственности и духовности. Предметы народного быта раскрывают душу народа, его достоинства и особенности.
Любовь к Родине, к ее культуре необходимо воспитывать с детства, поэтому в нашей школе уделяется большое внимание детскому фольклорному творчеству. Праздники, проводимые в нашем классе, дают возможность каждому из нас прикоснуться к народному творчеству: выучить простейшие движения танца, спеть частушку, русскую народную песню или рассказать пословицу. Фольклорное творчество я изучаю третий год. Разучиваемые пословицы, поговорки, песни и танцы, способствуют не только сплочению нашего коллектива, но и познанию русской культуры человека.
Проведя исследовательскую работу «Место и роль фольклора в духовной культуре общества» мне удалось понять, что «Фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, которая осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам».
«Мой край в истории моего народа»
(Авторы проекта: Черкашин Артем и Долгих Анастасия, 1 А класс. Руководитель: Филинова Тамара Николаевна)
Актуальность проблемы. Мы живем в небольшом поселке с прекрасным названием Ивня со своими самыми родными людьми. Они прививают нам любовь к малой родине, нашему краю, к традициям предков. Совсем недавно мы познакомились с родословной наших семей, выполняя задание по окружающему миру. Это было очень интересно. У нас возникли вопросы, связанные с историческим прошлым наших земляков – ивнянцев.
На Аллее Славы, открытой 25 августа 2007 года в поселке возле нашей школы, установлены бюсты Героям. Мы попытались узнать о людях, оставивших на нашей земле глубокий след, проводя исследовательскую работу: «Мои земляки – Герои Советского Союза»
Цель: определить место героическому подвигу земляков в истории моего народа.
Задачи: собрать информацию о героях из различных источников; узнать историю подвига, его роль в воспитании у детей чувства патриотизма; сделать вывод о проделанной работе.
Гипотеза: предположим, что развитию мужества и героизма человека способствует сохранение богатых традиций и памяти страны.
Методы исследования: Подбор информации, фотоматериалов в книгах, в библиотеке, в сети Интернет; экскурсии в музей; чтение дополнительной литературы; беседа.
Посетив районную библиотеку, я узнал кто удостаивался звания Героя Советского Союза. Герой - выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. Герой Советского Союза - звание, присваиваемое в СССР за исключительную доблесть и героизм. (Далее описываются подвиги Героев)
Вывод: Русские люди всегда с достоинством сумеют преодолеть любые трудности, сберегут богатые традиции страны, сохранят в себе дух великого народа, помня о мужестве и героизме земляков – Героев Советского Союза: П.П.Десницкого, В.В.Вахарловского, М.Р.Абросимова, Н.Я.Казакова, И.Н.Карачарова, В.И.Тихонова. Проведя исследовательскую работу «Мои земляки – Герои Советского Союза» мне удалось понять, главным героем во все времена был, есть и будет – Человек. Ни когда не будут забыты подвиги наших земляков. Они наша гордость. Мы будем достойны их памяти.
Мы любим свою малую родину, гордимся героическим прошлым своих земляков!
Организация целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной научно – исследовательской, проектной работы на основе ресурсов краеведения, помогают учащимся овладевать нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретать навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
1. Иванова Л.Ф. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.,2001, с.272.
2. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]: учеб. пособие, изд. 2-е / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2000. - 260с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.
4.Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. –
Волгоград, издательство «Учитель»,2009.-140с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.