Стендовая консультация для родителей
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть мелкой пальцевой моторики.
Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, пропорции, положение в пространстве, цвет).
По мнению многих ученых, систематические упражнения по развитию мелкой моторики являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Кроме того, исследователями отмечено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Умственные способности ребенка так же начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
У большинства детей, имеющих зрительные нарушения, слабо развита зрительно-моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий.
Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. Происходит это потому, что дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем мире, не имеют возможности хорошо видеть предметы, чётко различать их признаки и свойства.. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными.
Развитие навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет большое значение, т.к. является средством компенсации нарушенного зрения, предотвращения вторичных отклонений, также позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, способствует развитию навыка письма.
Поэтому, развитию мелкой моторики необходимо уделять достаточное
количество времени. В том вам помогут различные игрушки. При выборе отдавайте
предпочтение играм крупного размера и яркого цвета Это различные виды мозаики,
конструкторы, раскраски, шнуровки и т.д. А можно проявить немного фантазии и
сделать игры самостоятельно
· Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики. Покажите ребёнку как удержать прищепку тремя пальцами. Сожмите и разожмите её несколько раз своими руками, затем предложите повторить ребёнка. Заранее подготовьте фигурки из картона: круг, контур ёжика, тучки. Предложите ребёнку самостоятельно смастерить, что – нибудь из прищепок (добавить лучики к солнцу, колючки ёжику, дождинки к тучки);
• Игры с нитками развивают точность движений рук. Можно использовать свободные катушки для наматывания ниток и верёвок. Можно с использованием ниток выложить контур различных предметов, а также цифры, буквы;
• Во время лепки из пластилина укрепляется мускулатура пальцев и вырабатываются тонкие движения рук и пальцев;
• Игры с крупой и семенами очень интересны для детей. В поднос или коробку из – под обуви насыпать манку, нарисовать пальчиком волны на море, буквы, цифры, цветы.
• Игры с цветной проволокой (сгибание из проволоки различных фигур).
• Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.