Стихи о Москве М.И.Цветаевой (дидактический материал к уроку литературы в 11 классе)

  • pptx
  • 18.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Цветаева о Москве.pptx

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

СТИХИ О МОСКВЕ

М.И.ЦВЕТАЕВОЙ

Москва для Марины Ивановны Цветаевой – сердце России, где сходятся все пути, это часть души поэта, город-храм, колокольный град, общение с которым очищает и возвышает. О любимом городе она писала с какой-то удивительной радостью. Не случайна символика цвета в этих стихотворениях (красный, золотой и синий) сочетается со звуковым фоном – колокольным звоном, который наполняет душу светом и успокоением.
Марина Ивановна Цветаева очень любила и хорошо знала каждый уголок Москвы. Особое отношение к родному городу воплотилось в цикле «Стихи о Москве» (1916).

«Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
М.Цветаева

Москва была не просто городом, в котором родилась и выросла Марина Ивановна Цветаева, но и музой её поэзии. Она описывала Москву, как живой организм, пронизанный духом истории и красоты.
Жизнь в Москве была для Цветаевой как путешествие по миру, где каждый уголок содержал в себе особый смысл и характер.

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов.

День был субботний:
Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
1916 г.

«…Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, – это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, a может быть, и больше дома Ростовых…»
М.Цветаева

«Стихи о Москве» – так называется цикл из 9 коротких стихотворений Марины Цветаевой, написанных на разный манер, но об одном и том же. Все они так или иначе отражают тёплое отношение поэтессы к городу и то, как она чувствует себя в нём.

Облака вокруг,  Купола вокруг,  Надо всей Москвой   Сколько хватит рук!   Возношу тебя, бремя лучшее,  Деревцо моё
Невесомое! 
В дивном граде сём,
В мирном граде сём,
Где и мертвой мне
Будет радостно,
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!

Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок чти
Сороков церквей.
Исходи пешком молодым шажком!
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.

В 1916 году молодая поэтесса завершила цикл стихотворений о Москве,
который можно было бы назвать нескончаемой хвалебной песнью городу. Вступительное стихотворение – «Облака – вокруг». 

«Облака – вокруг» 

Стихотворение является своеобразным подарком дочери поэтессы: откуда-то свысока, должно быть, с Воробьёвых гор или с Кремлёвского холма, поэтесса любуется городом и показывает его маленькой дочке Але. «Дивный и мирный град» она завещает своему ребёнку и ее будущим детям: 

Будет твой черед: Передашь Москву
Тоже дочери С нежной горечью.

Выражение этой нежной горечи часто охватывает Цветаеву при воспоминании о любимом городе. Само стихотворение – лёгкое, невесомое, действительно выглядит как наказ ребёнку – простой и понятный, передающий любовь к родному дому. 

Тема стихотворения

Любовь к Москве – тематика стихотворения. Цветаева описывала любимый город ярко и образно. При этом она говорит о том, что передаст любовь к столице русских городов дочери. И эти слова можно воспринимать как пророческими, что является важным моментом для восприятия текста.

Лёгкий слог, ощущение весеннего настроения связаны с запоминающейся и простой рифмовкой, со смысловым делением стихотворения на строфы. Читать легко и удобно, что связано с грамотно продуманным композиционным построением.

Композиция стихотворения

Произведение является примером пейзажно-философской лирики. Цветаева показывает читателям, как важно выражать свои чувства к тому городу, который является родным, взрастил человека.

Жанр

Средства выразительности

О мой первенец – обращение. Град – архаизм.
Облака – вокруг, купола – вокруг – это эпифора. Семихолмие – неологизм.
Марина Цветаева использовала всё многообразие средств выразительности,
чтобы передать своё отношение к Москве.

в дивном граде
с нежной горечью
вольный звон

Эпитеты

мирный град –
один пример олицетворения, показывающего уважительное отношение поэтессы к городу, который она по-настоящему любит

Олицетворения

«Облака – вокруг» 

С этого стихотворения начинается цикл, и оно громкое. Само по себе оно как будто открывает и завлекает собой. Оно даёт понять, что читателю ещё предстоит познакомиться с настоящей Москвой. Этот эффект громкости придают знаки препинания, а также такой приём, как ассонанс. В стихотворении очень много «а» и «о», что создаёт эффект зазывания и крика.

НЕПРАВИЛЬНО

Ведущей в стихотворении является тема:

Стихотворение входит в цикл:

Стихотворение было написано:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1919 г.

в 1917 г.

К какому ИВС относится сочетание «с нежной горечью»:

НЕПРАВИЛЬНО

«Стихи о столице»

НЕПРАВИЛЬНО

«Стихи дочери»

ПРАВИЛЬНО

«Стихи о Москве»

ПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

в 1916 г.

Центральный образ стихотворения:

НЕПРАВИЛЬНО

образ облаков

ПРАВИЛЬНО

образ города

НЕПРАВИЛЬНО

образ времени

НЕПРАВИЛЬНО

любви
к природе

ПРАВИЛЬНО

любви
к родине

НЕПРАВИЛЬНО

любви
к жизни

М.И.Цветаева «Облака – вокруг»

5

Как вы оцениваете свои знания?

ВЫХОД