Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
СТИХИ О МОСКВЕ
М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
Москва для Марины Ивановны Цветаевой – сердце России, где сходятся все пути, это часть души поэта, город-храм, колокольный град, общение с которым очищает и возвышает. О любимом городе она писала с какой-то удивительной радостью. Не случайна символика цвета в этих стихотворениях (красный, золотой и синий) сочетается со звуковым фоном – колокольным звоном, который наполняет душу светом и успокоением.
Марина Ивановна Цветаева очень любила и хорошо знала каждый уголок Москвы. Особое отношение к родному городу воплотилось в цикле «Стихи о Москве» (1916).
«Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
М.Цветаева
Москва была не просто городом, в котором родилась и выросла Марина Ивановна Цветаева, но и музой её поэзии. Она описывала Москву, как живой организм, пронизанный духом истории и красоты.
Жизнь в Москве была для Цветаевой как путешествие по миру, где каждый уголок содержал в себе особый смысл и характер.
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Спорили сотниКолоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
1916 г.
«…Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, – это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, a может быть, и больше дома Ростовых…»
М.Цветаева
«Стихи о Москве» – так называется цикл из 9 коротких стихотворений Марины Цветаевой, написанных на разный манер, но об одном и том же. Все они так или иначе отражают тёплое отношение поэтессы к городу и то, как она чувствует себя в нём.
Облака – вокруг, Купола – вокруг, Надо всей Москвой – Сколько хватит рук! – Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо моё
Невесомое!
В дивном граде сём,
В мирном граде сём,
Где и мертвой мне
Будет радостно, –
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже – дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние –
На Ваганькове.
В 1916 году молодая поэтесса завершила цикл стихотворений о Москве,
который можно было бы назвать нескончаемой хвалебной песнью городу. Вступительное стихотворение – «Облака – вокруг».
«Облака – вокруг»
Стихотворение является своеобразным подарком дочери поэтессы: откуда-то свысока, должно быть, с Воробьёвых гор или с Кремлёвского холма, поэтесса любуется городом и показывает его маленькой дочке Але. «Дивный и мирный град» она завещает своему ребёнку и ее будущим детям:
Будет твой черед: Передашь Москву
Тоже – дочери С нежной горечью.
Выражение этой нежной горечи часто охватывает Цветаеву при воспоминании о любимом городе. Само стихотворение – лёгкое, невесомое, действительно выглядит как наказ ребёнку – простой и понятный, передающий любовь к родному дому.
Тема стихотворения
Любовь к Москве – тематика стихотворения. Цветаева описывала любимый город ярко и образно. При этом она говорит о том, что передаст любовь к столице русских городов дочери. И эти слова можно воспринимать как пророческими, что является важным моментом для восприятия текста.
Лёгкий слог, ощущение весеннего настроения связаны с запоминающейся и простой рифмовкой, со смысловым делением стихотворения на строфы. Читать легко и удобно, что связано с грамотно продуманным композиционным построением.
Композиция стихотворения
Произведение является примером пейзажно-философской лирики. Цветаева показывает читателям, как важно выражать свои чувства к тому городу, который является родным, взрастил человека.
Жанр
Средства выразительности
О мой первенец – обращение. Град – архаизм.
Облака – вокруг, купола – вокруг – это эпифора. Семихолмие – неологизм.
Марина Цветаева использовала всё многообразие средств выразительности,
чтобы передать своё отношение к Москве.
в дивном граде
с нежной горечью
вольный звон
Эпитеты
мирный град –
один пример олицетворения, показывающего уважительное отношение поэтессы к городу, который она по-настоящему любит
Олицетворения
«Облака – вокруг»
С этого стихотворения начинается цикл, и оно громкое. Само по себе оно как будто открывает и завлекает собой. Оно даёт понять, что читателю ещё предстоит познакомиться с настоящей Москвой. Этот эффект громкости придают знаки препинания, а также такой приём, как ассонанс. В стихотворении очень много «а» и «о», что создаёт эффект зазывания и крика.
НЕПРАВИЛЬНО
Ведущей в стихотворении является тема:
Стихотворение входит в цикл:
Стихотворение было написано:
НЕПРАВИЛЬНО
в 1919 г.
в 1917 г.
К какому ИВС относится сочетание «с нежной горечью»:
НЕПРАВИЛЬНО
«Стихи о столице»
НЕПРАВИЛЬНО
«Стихи дочери»
ПРАВИЛЬНО
«Стихи о Москве»
ПРАВИЛЬНО
эпитет
НЕПРАВИЛЬНО
метафора
НЕПРАВИЛЬНО
сравнение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
ПРАВИЛЬНО
в 1916 г.
Центральный образ стихотворения:
НЕПРАВИЛЬНО
образ облаков
ПРАВИЛЬНО
образ города
НЕПРАВИЛЬНО
образ времени
НЕПРАВИЛЬНО
любви
к природе
ПРАВИЛЬНО
любви
к родине
НЕПРАВИЛЬНО
любви
к жизни
М.И.Цветаева «Облака – вокруг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.