СТИХОСЛОЖЕНИЕ РИФМА И РИФМОВКА

  • pptx
  • 28.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТИХОСЛОЖЕНИЕ РИФМА И РИФМОВКА.pptx

РИФМА И РИФМОВКА

РИФМА бывает двух видов:
мужская
женская

МУЖСКАЯ РИФМА - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ.

Две беспредельности были во мне',
И мной своевольно играли оне'.
Ф.И. Тютчев "Сон на море".

ЖЕНСКАЯ РИФМА - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на ПРЕДПОСЛЕДНИЙ СЛОГ.

Есть речи значе'нье, Темно иль ничто'жно, Но им без волне'нья Внимать невозмо'жно.
М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье".

ОПРЕДЕЛИ РИФМУ
В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.

М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье".

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

ОПРЕДЕЛИ РИФМУ

Ф.И. Тютчев "Сон на море".

ТИП РИФМОВКИ
СМЕЖНАЯ (парная),
КОЛЬЦЕВАЯ,
ПЕРЕКРЁСТНАЯ.
 

СМЕЖНАЯ - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым и т.д. ааББ
По небу полуночи ангел летел (а) И тихую песню он пел; (а) И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б) Внимали той песне святой. (Б)

КОЛЬЦЕВАЯ - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа
Любовь и дружество до вас (a)
Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б) Как в ваши каторжные норы (Б)
Доходит мой свободный глас. (a)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ
О милых спутниках, которые наш свет (а) Своим сопутствием для нас животворили,(Б) Не говори с тоской: их нет; (а) Но с благодарностию: были.(Б)

ОПРЕДЕЛИ ТИП РИФМОВКИ
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Ф.И.Тютчев

ОПРЕДЕЛИ ТИП РИФМОВКИ
Лёгкий, лёгкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?

В. А. Жу­ков­ский «Весеннее чувство»

ОПРЕДЕЛИ ТИП РИФМОВКИ
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

ОПРЕДЕЛИ ТИП РИФМОВКИ
Зимний лес! От края и до края
Он застыл смолистою стеной,
Сердце беспокойное смущая
Неправдоподобной тишиной.

К. Я. Ваншенкин

ОПРЕДЕЛИ ТИП РИФМОВКИ
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.

А. А. Фет

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РИФМОВКИ
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

А. А. Фет

РАЗМЕРЫ СТИХА

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер –
это чередование безударных и ударных слогов в стихе. 

СТОПА – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

Двухсложные стопы:
хорей, ямб – двухсложные размеры.
Трёхсложные стопы:
дактиль, амфибрахий, анапест –
трёхсложные размеры.

ХОРЕЙ - двусложный размер
с ударением на первом слоге.
ПЕРВЫЙ слог – ударный, ВТОРОЙ – безударный (это одна стопа). Далее начинается вторая стопа: ТРЕТИЙ слог – ударный,
ЧЕТВЕРТЫЙ – безударный и т.д.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, Ви́хри сне́жные крутя́; То, как зве́рь, она́ заво́ет, То запла́чет, как дитя́… (А.С. Пушкин)

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U 

1-3-5-7-9 и т.д.

ЯМБ - двусложный размер
с ударением на втором слоге.
ПЕРВЫЙ слог – безударный, ВТОРОЙ – ударный (это одна стопа). Далее начинается вторая стопа: ТРЕТИЙ слог – безударный,
ЧЕТВЕРТЫЙ – ударный и т.д.

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

U -| U -| U- |U-

2 - 4 - 6 - 8 - 10 и т.д.

ДАКТИЛЬ - трёхсложный размер
с ударением на первом слоге.
ПЕРВЫЙ слог – ударный, ВТОРОЙ слог – безударный, ТРЕТИЙ слог – безударный.

Далее начинается ВТОРАЯ СТОПА:
ПЕРВЫЙ слог – ударный …

В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

 - U U | - U U |- U U |

1 - 4 - 6 - 7 - 10 и т.д.

АМФИБРАХИЙ - трёхсложный
размер с ударением на втором слоге.
ПЕРВЫЙ слог – безударный, ВТОРОЙ слог – ударный, ТРЕТИЙ слог – безударный.

Далее начинается ВТОРАЯ СТОПА:
ПЕРВЫЙ слог – безударный …

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

 U - U | U - U | U - U |

2 - 5 - 8 - 11 и т.д.

АНАПЕСТ - трёхсложный
размер с ударением на третьем слоге.
ПЕРВЫЙ слог – безударный, ВТОРОЙ слог – безударный, ТРЕТИЙ слог – ударный.

Далее начинается ВТОРАЯ СТОПА:
ПЕРВЫЙ слог – безударный …

 U U- | UU- | UU- |

3 - 6 - 8 - 12 и т.д.

Есть в напевах твоих сокровенных           Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. (А.А. Блок)

Амфибрахий мужество
Анапест сжала руки под темной вуалью
Ямб мне голос был