«СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО»

  • Мероприятия
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное мероприятие прививает у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; развивает образное мышление, речь, память, коммуникативные способности, умение общаться в коллективе; воспитывает нравственные ценности, уважение к людям. Учащиеся встречаются с А.С.Пушкиным, Н. Гончаровой, дарят им свой коллаж, показывают свои умения.
Иконка файла материала А.С.ПушкинOffice Word (3).docx
«СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО» (Урок­путешествие.) Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом и с историей создания стихотворения;  развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные  особенности произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного  произведения; уметь воспринимать и анализировать текст Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет  желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет удобную задачу; планирует (в сотрудничестве с  учителем и одноклассниками ) необходимые действия, операции Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной,  схематичной, модельной форме, использует знаково­символические средства для решения  различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет  совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­ познавательных задач. Оборудование: 1. Портрет А.С. Пушкина 2. Видеоролик стихотворения «Зимнее утро» в исполнении И.Смоктуновского 3. Презентация 4. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2­х частях.  Авторы­составители: Н.С.Русина, С.К. Бирюкова, Л.С.Багаутдинова и др. – 13­е  изд. СПб.: филиал изд­ва  «Просвещение»,2014 ХОД УРОКАI. Урок­путешествие. Приветствие.  II. Проверка знаний, умений и навыков.  ­ Ой, ребята, вы не знаете, в какую комнату мы попали? ­ Я знаю, это музей. ­ А почему ты такой вывод сделал? ­ Потому что портреты висят, рукописи, а  также старинные книги лежат. ­ Да, ты прав. Мы чудесным образом оказались в музее А.С.Пушкина. Давайте, ребята,  вспомним кем является А.С.Пушкин?(поэт,писатель) ­ Да. А.С.Пушкин ­ великий русский поэт. Вот посмотрите это наш поэт.(презентация). На прошлом уроке я дала задание приготовить сообщение об Александре С. Пушкине. Может кто­то расскажет о нём. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года.  Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь   и   написал   много   замечательных   произведений   ­   стихов,   поэм,   сказок,   повестей, роман в стихах. Пушкина знает каждый человек в нашей стране, и его называют великим русским поэтом. Детство его прошло в Москве (показать детский портрет). У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья нередко оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения. Саша  начал  сочинять  стихи   очень  рано,  когда   ему  исполнилось   три  года.  Русскому языку   Сашу   учили   бабушка   Марина   Алексеевна   и   любимая   няня   Арина   Родионовна, которая знала очень много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у её ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село (недалеко от Санкт­Петербурга).   Учился   он   в   лицее   для   мальчиков   из   знатных   дворянских   семей (показать юношеский портрет), где приобрел много друзей. Юный Пушкин написал здесь немало стихотворений. Позднее стал сочинять и поэмы, повести, романы. Красивы и поэтичны его стихи. «Унылая пора, очей очарованье», ­ говорил Александр Сергеевич о любимом времени года осени. Пушкин любил рисовать и часто свои произведения дополнял рисунками. (Показ рисунков.) Поэт Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых   высмеивал   глупцов,   злых   и   нечестных   людей.   Из­за   этого   у   него   было   много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли (это поединок, в котором человек защищает свою честь), был тяжело ранен и от полученного ранения вскоре умер. Но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы улицы. В Москве стоит памятник А. С. Пушкину.  (Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая ­Ольга,  второй  ­ Александр и младший –  Лёвушка, любимец семьи. Но великим(знаменитым) стал именно А.С.Пушкин.Мы помним этого великого поэта, изучаем его произведения. В честь великого поэта  названы улицы. А также есть памятники, посвященные А.С.Пушкину). (Дальше идём). А вот здесь, ребята, уголок с книгами Пушкина. Вы любите читать  Пушкина? Давайте поближе подойдём и посмотрим. Вот произведения, книги  А.С.Пушкина. Посмотрите­ка, сколько книг. Конечно же, вы эти книги видели, читали.   Давайте, вспомним, какие произведения вы читали?  ­ А это рабочий стол поэта. Мы видим как А.С. Пушкин работает за рабочим столом.  Вот  бы нам с ним пообщаться, да, ребята? (Даааа). Конечно же, дорогие друзья, может  произойти  и чудеса, ведь эта комната волшебная. ­Ребята, закроем глаза и мысленно представим, что мы перенесёмся в эпоху А.С.Пушкина  и у нас это обязательно получится. Не получилось. Наверное есть какое то волшебство. Азалия: Что это за колокол?( Пушкин оживает.) Учитель: Вот же, где волшебство? III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. ­Здравствуйте ,милые мои друзья. ­ Здравствуйте, А.С .Пушкин! ­ Здравствуйте, Наталья Николаевна! ­  Присаживайтесь, милые мои гости. 1 ученик:А.С.Пушкин мы с вашим творчеством знакомы с первого класса. 2 ученик : Ваши замечательные сказки читаем. Они нам очень нравятся Пушкин:  Не лукавите ли, друзья мои? 3 ученик: А вы можете нас проверить Пушкин: Давайте­ка  я вам задам несколько вопросов. 1.  Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33 богатыря) 2. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой? («Сказка о рыбаке и рыбке») 3. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом петушке»; петух) 4. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни изолото? Какая это сказка? (Белка; «Сказка о царе Салтане…» 5. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица) 6. Какую плату попросил Балда у попа за свою работу? (Три щелчка по лбу) 7. На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (Остров Буян) 8. Кому принадлежит это яблоко? На вид очень красивое, наливное, румяное, но от самого маленького кусочка этого яблока можно было умереть. (Злой царице из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях») Наталья:  Простите, что я вас перебиваю. Я очень люблю твои стихи. Пушкин: А не потому ли что много стихотворений я посвятил тебе, дорогая Гончарова? Наталья: Разумеется, но не только, они очень  даже прекрасные. Когда я читаю твоё  стихотворение, у меня перед глазами предстает всё, что ты рисуешь словами.   А может познакомишь милых посетителей с одним стихотворением?! Пушкин: Предлагаю к вашему вниманию своё произведение. Спешу вам сообщить, что это  стихотворение я написал в течение одного дня в селе Павловском Тверской губернии и  стихотворение называется «Зимнее утро» (читает)  IV. Усвоение новых знаний. Пушкин:Ну какие впечатления произвел это стихотворение, мои маленькие друзья? 1 ученик: Да скорее бы зима наступила. 2 ученик: такие прекрасные  сравнения ,эпитеты  в этом стихотворении. 3 ученик: Как вы красиво описываете природу. Как у вас так получается? Пушкин: Мне сама природа помогает создавать такие образы. Ученик: Какие вы были счастливые, вы катались на тройках, под звон бубенцов. 1 ученик: А в наше время этого всего  нет, через окошко машины красоту и не увидишь. ­ А жаль(  Пушкин смеется) Наталья:­ О какой такой Авроре ты там написал? Пушкин: ­ Успокойся, моя дорогая. Аврора­это богиня  утренней зари. А тебя я упомянул словом  «красавица» 3 ученик:А.С.Пушкин, к нашему стыду, признаемся, некоторые слова нам не понятны. Пушкин: Да, да друзья мои. Вам, детям, 21 века, конечно, понять будет трудновато. Ученик : Можно я запишу? (достаёт тетрадь). Пушкин: Вот это мой словарик, можете записать.(раздает).Напишите и запомните. Я  проверю(проверяет). Нега­это что такое…? Слова: Взор­ взгляд Вечор­ вчера. Нынче­ сейчас. Предадимся­ отдадимся. Нега (устаревшее) – наслаждение Вечор (устаревшее) – вчера. Учитель: Ребята, теперь подскажите мне, что описывает поэт. ­ Поэт описывает утро, лес, небо,снег.  V. Проверка понимания изученного. Пушкин: Ребята, я хотел в своём стихотворении подчеркнуть великолепие зимнего утра в  сравнении со вчерашней бурей. И сначала я написал свою любовь к зимней природе. Такое  чувство в каких строчках отражается? Кто прочитает? Пушкин: Хорошо. Потом перешёл к описанию комнаты. Описание комнаты в каких  строчках можно найти? Пушкин:Хорошо. В последней части возникает уже мотив движения. И мой герой говорит  о местах, близких его сердцу. Учитель: Ребята, скажите ,пожалуйста, куда стремится лирический герой из уюта  комнаты?Гончарова: Можно я отвечу? Пушкин: Конечно. Гончарова: Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли,  свободы ,простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни. Пушкин: Какая ты проницательная, моя дорогая Наталья. Гончарова: Ребята, вот я сидела, читала стихотворение и нашла  средства художественной выразительности. Теперь вы попробуйте  найти их. Вот у поэта на столе лежат  написанные карточки (эпитеты, олицетворения, сравнения,  метафоры, антитеза). Вам нужно распределить по группам. Эпитеты: друг прелестный, тучи мрачные, нетерпеливого коня, друг милый, день  чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес Олицетворения: вьюга злилась, мгла носилась. Сравнения: луна как бледное пятно, снег­коврами. Метафоры: северная Аврора, снег лежит, лес чернеет  Антитеза: утро вечер; солнце мгла; радость печаль; пробуждение сон; нынче вчера. Проверка ( 1ая группа, какие эпитеты нашли вы? 2ая группа – олицетворение? Учитель: Ребята, какую красивую картину нам нарисовал Пушкин словами, на эти слова   аркадий Осипов        написал музыку. А  мы попробуем сделать аппликацию этого  стихотворения. (коллаж) Пока вы делаете я поставлю музыку. Вот и  картина получилась.  Эту картину мы вам дарим, Александр Сергеевич.  Гончарова: Красивая картина. Александр, а ты гостей без подарка отпустишь? Пушкин: Ой, извините меня за оплошность мою. Примите от меня маленький подарок. Учитель: Посидели мы с вами от души, дорогой наш поэт! Насладились вашим обществом, но надо и честь знать. Александр Сергеевич, мы хотим  запечатлеть этот исторический  момент. Можно с вами фотографироваться.  Пушкин: Разумеется. Учитель: Спасибо. А теперь  разрешите нам попрощаться с вами. Гончарова ­ Пусть в вашей жизни будут и вьюги, и злые метели, но на смену им  обязательно придёт солнечное и счастливое утро. Живите, надейтесь и верьте в лучшее,  наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть  нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливойжизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть  духовное завещание поэта своим  читателям. ­До свидания, Александр Сергеевич Пушкин!  ­ До свидания, Наталья Николаевна! Учитель: Ребята, глазки   закрыли. Теперь перенесёмся в 21 век. Ребята, вам понравилось  путешествие в пушкинскую эпоху?  Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ  платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Да. Пушкин есть и будет с нами. Через сто и тысячу лет. Он не померкнет, не увянет Великий русский наш поэт.  VI. Информирования учащихся о домашнем задании.  Д/з. Выучить стихотворение наизусть. А теперь нам пора в класс. VII.  Рефлексия и оценивания. Подведение итогов урока.

Посмотрите также