Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

  • docx
  • 27.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Стихи русских поэтов 19 века о родной природе Урок 2.docx

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».

Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).

Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И. Левитана, И. Шишкина, Н. Ге,  

А. Куинджи, А. Саврасова; портреты В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина.

Ход урока

   Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись.                                             Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И. Левитана, И. Шишкина, Н. Ге, А. Куинджи, А. Саврасова под музыку Чайковского.

 - Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).

 - В этом вам помогли репродукции картин  И.Левитана, И. Шишкина, Н. Ге, А. Куинджи, А.  Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)

- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.

(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)

- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям). 

- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.

1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны». (СЛАЙД №29).

Приход весны

   Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

 

Появление текста. Чтение стихотворения учителем.

- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?

 (На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».

- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?

- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)

- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)

- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)

2. СЛАЙДЫ № 30, 31.

– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.

Чтение учителем стихотворения  А.К.Толстого «Край ты мой…»

Край ты мой, родимый край!..

Край ты мой, родимый край!

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

 

- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)

- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)

-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?

- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)

- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?

- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?

3. СЛАЙД № 32.

Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.

«Благовест» Алексей Толстой

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,

Пока звон благостный
Не замирает…

 

Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33).

Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32).

- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)

- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)

- Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)

4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35)

«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Алексей Толстой

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса,
Меж черных туч приветно засияла
Лазури полоса;

Еще дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой, —
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой!

 

   Чтение стихотворения учителем.

- О чём это стихотворение?

- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)

  Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40).

- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)

- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)

5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).

«Родина» Иван Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

 

   Чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)

- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)

   - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).

Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.

6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38).

Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

 

- В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?

- Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)

IV. Подведение итогов урока.

 - Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?

- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.

ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».