Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И. Левитана, И. Шишкина, Н. Ге,
А. Куинджи, А. Саврасова; портреты В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина.
Ход урока
Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И. Левитана, И. Шишкина, Н. Ге, А. Куинджи, А. Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина, Н. Ге, А. Куинджи, А. Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.
(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны». (СЛАЙД №29).
Приход весны
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Появление текста. Чтение стихотворения учителем.
- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?
(На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)
2. СЛАЙДЫ № 30, 31.
– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
Край ты мой, родимый край!..
Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?
- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)
- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?
- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?
3. СЛАЙД № 32.
Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.
«Благовест» Алексей Толстой
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33).
Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32).
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
- Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)
4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35)
«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Алексей Толстой
Замолкнул гром, шуметь гроза
устала,
Светлеют небеса,
Меж черных туч приветно засияла
Лазури полоса;
Еще дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой, —
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой!
Чтение стихотворения учителем.
- О чём это стихотворение?
- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)
Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40).
- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)
5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).
«Родина» Иван Бунин
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38).
Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин
Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как
весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
- В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?
- Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.