Рождение термина и появление конструктивизма
Рождение термина.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Татлин проект Башни III Интернационала.
Появление конструктивизма.
Конструктивизм – авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе, фотографии, оформительском и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов.
Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства.
На становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.
Основные особенности
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм.
В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы 1923г
В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
братья А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы 1923г
Конструктивизм в изобразительном искусстве.
Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Выразился в стремлении художников обратиться к проектированию вещей, художественной организации материальной среды. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.
Живопись этот принцип реализовала в соответствии с двухмерностью пространства: абстрактность форм и структуры располагались на поверхности, подобно чертежу архитектора и машинной технологии.
Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». 1922 г.
Конструктивизм в дизайне и фотографии
Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.
В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.
Обложка журнала «Современная архитектура» (автор А. Ган)
Конструктивизм в литературе
В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.
Конструктивизм в музыке
Конструктивизм оказал заметное влияние на музыкальное искусство.
Для музыкального языка этого направления характерны особые стилевые приемы — резкие, скрежещущие звучности и внезапные контрасты. Музыка может имитировать звуки машин, в связи с чем важную роль играет прием остинато и даже полиостинато.
Важнейшим представителем этого направления в отечественной музыке стал А. Мосолов. Его симфонический эпизод «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» стал символом конструктивизма в русской музыке.
Конструктивизм в архитектуре
Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства.
Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников, переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов.
Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих - домов-коммун.
Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве.
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура»
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура»
Клуб им. Русакова. арх. К. Мельников.
Дворец Советов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.