XVIII столетие – крайне противоречивая эпоха для истории искусств. Здесь смешивались практически все художественные стили,
которые Европа освоила до этого времени.
Общеевропейское движение искусства в XVIII веке разбилось на множество национальных
течений и направлений, в которых общеевропейские стили приобретали особые черты.
В то же время, именно в этом веке художественные стили разных европейских стран постепенно уравниваются.
В следующем веке европейское искусство развивается уже единым потоком.
В XVIII веке, как и в предыдущем столетии, художественные стили продолжают отсчитывать по правлению монархов. Во Франции это стиль Регентства, стиль Людовика XV (рококо), стиль Людовика XVI (неоклассицизм).
Это переходный стиль от барокко и классицизма Людовика XIV к рококо Людовика XV.
В 1689 и 1699 годах Людовик XIV издает законы против роскоши, которые позволили пополнить казну, но привели к уничтожению множества произведений ювелирного искусства.
В 1715 году на престол взошел малолетний Людовик XV, но страной правил регент – герцог Филипп Орлеанский.
Культурный центр всей Европы переместился из Версаля в Париж.
Искусство становится камерным и изысканным.
Торжественность сменялась интимностью, официальные нормы уступали место личному.
А. Ватто. Любовная песня, 1717 |
Серьезное соединялось с шутливым, показная
строгость – с фривольностью.
|
||
|
Созданная в 1717 году Академия художеств
официально определила
жанр его полотен как «галантные празднества».
А. Ватто.
Веселая компания на отдыхе,
1716-19
|
||
|
Истинно Прекрасное и истинная Любовь не здесь, не на Земле, но на неких мифических недосягаемых сферах.
А. Ватто.
Отплытие на остров Киферу, 1717
Основой
становятся сочетания изогнутых и прямых линий.
Стремление к камерности выразилось и в изобретении нового вида мебели – комода (фр. commode – удобный).
Эта небольшая мебель с мягко закругленными краями вытеснила массивные шкафы, сундуки и парадные кабинеты.
Этим словом в конце XVII века называли причудливые декоративные раковины, которыми украшали парковые пещеры и гроты. |
|
||
В отличие от барочной пышности и напряженности,
стиль рококо нежен и расслаблен.
Основное
место для расположения изобразительных композиций – настенные панно, плафоны,
десюдепорты.
|
|
|
Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур |
|
||
|
Ж.-О. Фрагонар. Качели, 1766 |
|
Ж.-О. Фрагонар. Любовное письмо, 1766 |
Излюбленными
темами рококо стали «купания», «утренние туалеты», «любовные письма», «качели».
Дух «прелестных и воздушных мелочей» пронизывает все рококо.
Н. Ланкре.
Танцующая Камарго, ок. 1730
Ф. Буше. Летняя пастораль |
Основной жанр живописи рококо – пастораль. Теперь это не просто пастушеские мотивы, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом. |
Стиль рококо
|
|
Ф. Буше. Рождение Венеры, 1750
Ф. Буше. Восход солнца, 1753 |
|
Ф. Буше. Заход солнца, 1748 |
|
|
Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур |
|
Н. де Ларжильер. Портрет Вольтера, 1718 |
При Людовике XVI стремление к античному совпало
с призывами просветителей обратиться
к «естественному человеку, простым чувствам,
ясным и сильным действиям».
Поэтому классицизм XVIII века часто называют еще
«просветительским классицизмом».
В архитектуре снова утверждается симметричная крестово-купольная
композиция, образцом для которой стал Собор Святого Петра в Риме.
Ж.-Ж. Суфло.
Церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже,
1757-1764
В парковом искусстве в моду входят английские пейзажные парки с их «античными гротами» и «развалинами».
Ю. Робер.
Грот
«Купание Аполлона» в Версале, конец XVIII века
Фридерианское рококо |
Но с другой стороны, небольшие размеры и живописное расположение дворца свидетельствовали о том,
что здесь предпочитали проводить досуг.
|
|
Немецкое
барокко формировалось на юге Германии под сильным влиянием готики и Северного
Возрождения.
Немецкое барокко |
Это стремление к изысканности интерьеров усиливалось модой на мейсенский фарфор. |
Венское рококо
Венское рококо отличалось пышностью,
крикливостью и некоторой мрачностью.
Венский классицизм
Цопф
стиль (от нем. Stil Zopf – стиль косички) отличался простотой, ясными прямыми
линиями, строгостью форм и цветовых сочетаний.
В Англии в начале столетия царствует сдержанное английское барокко (стили Марии, Анны, георгианский). Затем небольшие периоды
господства английского рококо (стиль Георга II),
неоготика, которые сменились английским классицизмом (вторая половина XVIII века).
Мощное английское барокко, которое господствовало в стране
весь XVII век, продолжает ощущаться и в начале XVIII столетия.
Дж. Вэнброу.
Замок Хауард близ Йорка,
1699-1712
|
|
Английское рококо |
Английское рококо – это безусловное торжество мебели Томаса Чиппендейла (1718-1779), сочетающую невероятную легкость и изысканность со строгостью. |
Английская неоготика
Замок шотландского герцога Аргайла
на озере Лох-Файн,
1746-1789
В середине столетия на волне пресыщения всем барочным и классическим возникает тяга к «темному средневековью». Именно в Англии с неоготики начинается общеевропейский стиль романтизма.
|
|
Фонтхилл Эбби, поместье У. Бекфорда
1795-1813
|
|||
|
|||
|
|
||
|
Графические листы, серийная манера и сатирический склад дарования
Для портретов Рейнолдса характерно подчеркивание той или иной сферы деятельности, в которой проявили себя его модели, указание на их профессиональный или социальный статус. Так, губернатор Гибралтара лорд Хитфилд изображен на фоне моря и клубов дыма от артиллерийских орудий. Прямо за его спиной разворачивается морское сражение, однако Хитфилд уверенно и спокойно держит в руках крупный ключ – символ непоколебимости гибралтарской крепости.
Английский классицизм |
|
Однако самым тонким английским художником XVIII века остается Томас Гейнсборо (1727-1788). |
|
|
«Мистер и миссис Эндрюс» 1749 –1748 гг. |
|
Т. Гейнсборо. Автопортрет, ок. 1759 |
В его творчестве изысканный дворянский аристократизм удивительно сочетается с тонкостью и легкостью рококо.
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787) |
Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом) |
Изумительны женские портреты Гейнсборо. Среди них прославленная работа из Эрмитажа - Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом)
Английское искусство последней четверти XVIII — первой трети XIX столетия вливается в мировое искусство со своим собственным отчетливо выраженным национальным лицом, со своим восприятием действительности, своим мировоззрением и своей формальной системой.
Английский классицизм
Наиболее же ясно английский классицизм выразил себя
в удивительной жизни и творениях
Джосайи
Веджвуда.
Таким образом, практически во всех странах Европы
XVIII век вместил в себя черты трех основных художественных стилей: барокко, рококо и классицизма в самых разных соотношениях и пропорциях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.