Стоит ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
Многие родители рано или поздно озадачиваются непростым вопросом: в каком возрасте отдать любимое чадо в школу – в семь или шесть лет? Конечно, есть одаренные дети, схватывающие учебную программу, и в пять лет. Между тем, подавляющее большинство шестилеток психологически и физически совершенно не готовы к новому дневному распорядку дня и школьным нагрузкам.
Сегодня мы поговорим о том, следует ли отдавать шестилетнего ребенка в школу и какие существенные плюсы и минусы можно найти в раннем школьном обучении.
Начальные классы у нас и в Европе
По российскому законодательству в первые классы общеобразовательных школ
принимают детей от 6,5 до 8 лет. Конечно, администрация учебного заведения
может принять детей и младше установленного возраста, но для этого педагогам
придется соблюдать гигиенические требования, применимые к дошкольникам. Вот
почему учителя без особого оптимизма относятся к поступлению в школу
шестилеток.
А как обстоят дела в Европе? Шесть лет – это обычный возраст
поступления в первый класс для большинства европейских детей. Но и здесь есть
свои исключения. Так, маленькие ирландцы начинают ходить в школу в четыре года,
а англичане, киприоты и мальтийцы – в пять лет. В прибалтийских странах,
Польше, Финляндии, Швеции и Болгарии дети становятся первоклассниками в семь
лет.
На самом же деле то, что в европейских странах считается начальной
школой, мы называем обычным детским садом. Поэтому занятия в подготовительных
группах отечественного дошкольного учреждения практически совпадают с тем, что
изучают малыши во 2-м и 3-м классах стандартных западных школ.
Почему родители спешат с поступлением?
В чем же причины подобной спешки?
1. Самая распространенная – амбиции родителей. Мама, увлеченная идеей
раннего развития, стремится к тому, чтобы ее ребенок вырос уникальным. Она
торопится, как можно раньше обучить его чтению, письму и счету, а затем делает
поспешный вывод: малыш грамотен, значит, ему не нужно зря тратить время на
садик.
2. Некоторые родители руководствуются материальными соображениями, считая,
что плата за детский сад слишком высока. Они думают, что дешевле собрать кроху
в школу, чем платить по новым тарифам за посещение детсадовской группы.
3. Родители мальчишек стремятся форсировать события, опасаясь, что ребенок
не успеет поступить в институт, а сразу же после окончания школы уйдет в армию.
4. В редких случаях шестилетки действительно готовы к школе. У них не
только развиты учебные навыки, но и присутствует мотивация к обучению. Мамы
справедливо опасаются, что такому малышу, если он переждет еще один год в
садике, затем будет неинтересно учиться в начальных классах.
5. Именно в этом учебном году первый класс набирает великолепный учитель,
педагог «от бога», который прежде учил старшего ребенка. Да и все знакомые мамочки
советуют идти именно к этому учителю.
В школу с 6 лет: все «за» и «против»
Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен
детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят
следующие доводы:
• у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической,
мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
• сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет
практически никаких условий для дневного сна;
• поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они
руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать
педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40
минут;
• ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в
день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о
портфеле с учебниками и тетрадками.
И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу.
Они уверены, что:
· лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
· напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.
Как мы видим, особых преимуществ учебы с шести лет не наблюдается. Однако в нашем обществе сложилось мнение, что раннее обучение приносит всем детям исключительно пользу, они вырастают талантливыми и целеустремленными.
4 главных умения будущих первоклашек
Психологическая готовность ребят к школьному обучению включает множество
составляющих. К примеру, физиолог и психолог Марьяна Безруких описывает
следующие четыре важных показателя того, что ваше чадо готово к поступлению в
первый класс.
1. Самый главный фактор школьной готовности, из-за отсутствия которого и
возникают многочисленные проблемы в школе, – это умение детей принимать
инструкцию, слышать ее и понимать, что от них хотят взрослые. Инструкция в
данном случае – это любые задания, просьбы к детям. Если вы попросили своего
шестилетку что-то сделать, а он не воспринимает просьбу, значит, пока он не
готов к обучению.
2. Умение малыша планировать свою работу – еще один важный показатель.
Проверить его наличие вы можете, попросив ребенка сложить мозаику или пазл по
картинке. Как он выполняет задание: беспорядочно берет элементы или кладет
перед собой рисунок, целенаправленно отбирая нужные фигурки? Если нет
элементарного планирования, то учиться детям будет очень непросто.
3. Третий фактор – способность ребенка исправлять то, что он выполняет
неправильно. Если ваше чадо выполняет ваши поручения кое-как, с многочисленными
ошибками, а результат его не особо интересует, значит, этот компонент пока у
него недостаточно развит.
4. Также нужно обращать внимание на то, умеет ли ребенок принимать помощь
от взрослых и сверстников. Может ли он попросить о помощи, сказать «Я не
понимаю», «Я не знаю»? Если дети не умеют обращаться за поддержкой, им будет
чрезвычайно сложно учиться.
Как подготовить ребенка к школе?
Если ваш малыш все-таки идет в первый класс в шесть лет, необходимо
серьезно к этому подготовиться, чтобы избежать вероятных проблем с
дезадаптацией. Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в
ребенке стремление и умение учиться, интерес к познанию. Как же это сделать?
1. Для укрепления мышечного корсета стоит приучить детей к утренней
зарядке, физическим упражнениям, пешим прогулкам. Подойдет и занятие каким-либо
видом спорта – езда на велосипеде, танцы и т.д. А чтобы ребенок не болел в
период адаптации к школе, подойдет закаливание.
2. Приучайте малыша к самообслуживанию – он должен сам одеваться, убирать
игрушки в комнате, разогревать еду (с этим будьте осторожнее). Поручите ему
посильные обязанности – уход за домашним питомцем или растением. Согласитесь,
несамостоятельному ребенку будет очень сложно собирать портфель и готовиться к
урокам.
3. Важным элементом эмоциональной подготовки являются навыки общения с
педагогами и одноклассниками. Необходимо, чтобы будущий первоклассник умел ясно
выражать свои мысли, относился с уважением к окружающим людям, мог с
достоинством выходить из конфликтных ситуаций. Этому можно научить, но гораздо
эффективнее показывать на собственном примере.
4. Большое внимание следует обращать и на мотивационную подготовку к
обучению. Поэтому играйте в сюжетно-ролевые игры, в которых малыш
последовательно выступает в роли ученики и учителя, постоянно рассказывайте
детям о том, чему может научить педагог, что нового можно узнать на уроках. В
идеале ребенок должен понимать, для чего нужно ходить в школу.
Если ребенок идет в школу в 6 лет, он должен знать и уметь:
• К 6 годам ребенок должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих
родителей, свой домашний адрес, название своего города, название столицы
Родины.
• В 6 летнем возрасте ребенок должен знать названия профессий, объяснять,
чем занимаются люди этих профессий.
• Ребенок должен знать названия и последовательность времен года, а также
частей суток.
• В 6 лет ребенок должен знать самые основные правила дорожного движения.
• Ребенок также должен знать названия зимующих и перелетных птиц.
• К шести годам ребенок должен произносить все звуки, употреблять в речи
простые и сложные предложения. поддерживать непринужденную беседу.
• Ребенок должен уметь составлять рассказы о предмете, картине, по
предложенной теме. Должен уметь последовательно пересказывать небольшие
литературные произведения.
• В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь считать в пределах 10.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать какое число больше
другого.
• К 6 годам ребенок должен пользоваться правильно количественными и
порядковыми числительными.
• Ребенок должен уметь уравнивать форму предметов, выражать словами местонахождение
предмета по отношению к себе, к другим предметам.
• Шестилетний ребенок должен уметь ориентироваться на листе бумаги, в
тетради в клетку или в линейку.
• К шести годам ребенок должен находить 5-6 отличий между предметами,
уметь находить одинаковые предметы.
• Ребенок должен уметь выполнять самостоятельно задание по предложенному
образцу, например копировать в точности узор.
• К
6 годам должен уметь запоминать до 8 предложенных предметов или названных слов.
Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки и загадки.
• Ребенок должен уметь рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все
подробности.
• Шестилетние дети должны уметь решать простые логические задачки.
• Ребенок должен свободно владеть карандашом и кисточкой при разных приемах
рисования, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Должен
уметь копировать простейшие рисунки.
Резюме
Конечно, бывают вполне успешные первоклассники-шестилетки! Никто не
спорит. Но все-таки это скорее исключение, чем правило. И нередко проблемы,
никак не проявившись в первом классе, расцветают пышным цветом позже — в
подростковом возрасте. Ведь шестилетка всегда остается намного младше
одноклассников, и ему приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы
быть на одном уровне с ними.
Поэтому не нужно ни на кого равняться в этом вопросе и
сравнивать своё чадо с другими детишками. А нужно правильно оценить возможности
своего малыша и принять верное решение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.