Интервальные ряды
Цели: ввести понятия интервального ряда, характеристик выборочного исследования; формировать умения использовать данные понятия при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Для упорядоченных рядов найдите размах, среднее арифметическое, моду и медиану:
а) 0; 0; 1; 2; 3;
б) 1; 2; 2; 2; 3; 3;
в) 1; 2; 3; 4; 5; 5.
III. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. В таблице приведён возраст сотрудников одного из отделов:
|
Фамилия |
Возраст |
1 2 3 4 5 |
Синицин Воробьёв Соловьёв Чижов Лебедев |
42 24 30 24 40 |
Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.
2*. Постройте ряд из четырёх чисел, у которого размах равен 2, а среднее арифметическое равно моде.
В а р и а н т 2
1. В таблице приведены количество очков, набранных в чемпионате некоторыми стрелками:
|
Фамилия |
Возраст |
1 2 3 4 5 |
Кузнецов Иванов Сидоров Петров Николаев |
48 26 20 40 26 |
Найдите размах, моду, медиану и среднее арифметическое этого ряда.
2*. Постройте ряд из четырёх чисел, у которого размах равен 2, а среднее арифметическое равно медиане.
IV. Проверка домашнего задания.
№ 1034.
Р е ш е н и е
Среднее арифметическое находим по формуле:
= 3,11.
Среднее арифметическое характеризует уровень наблюдаемых значений, а при известном п = 100 позволяет сразу определить общее число сорных семян во всех пакетах:
3,11 · 100 = 311.
Мода М = 2 показывает, что больше всего пакетов, в которых содержится по 2 семени сорняка.
О т в е т: 3,11; 2.
V. Объяснение нового материала.
Объяснение проводить согласно пункту учебника.
1. Запись статистической информации в форме простого ряда имеет два наиболее существенных недостатка: громоздкость и труднообозримость (закономерности ряда не бросаются в глаза). В этих случаях для анализа данных строят интервальный ряд. Для этого разность между наибольшим и наименьшим значениями делят на несколько равных частей (примерно 5–10) и, округляя полученный результат, определяют длину интервала. За начало первого интервала часто выбирают наименьшее данное или ближайшее к нему целое число, его не превосходящее. Для каждого интервала указывают число данных, попадающих в этот интервал, или выраженное в процентах отношение этого числа к общей численности данных. При этом граничное число обычно считают относящимся к последующему интервалу.
Рассмотреть пример со с. 217 учебника.
2. Вводится понятие выборочного исследования и выборочной совокупности (выборки), которая подвергается исследованию.
Репрезентативность выборки рассматривается на примере со с. 218 учебника.
VI. Формирование умений и навыков.
1. № 1035.
Р е ш е н и е
Для построения интервального ряда находим наименьшее и наибольшее значение результатов наблюдения:
хmin = 15, хmax = 39.
Определяем количество частичных интервалов:
.
Мы увеличим хmax = 39 до х'max = 40, чтобы получить целое k. Так можно сделать, поскольку при этом мы не теряем ни одного наблюдавшееся значение и не допускаем никаких посторонних значений в результаты.
.
Строим таблицу распределения интервального ряда.
Время выполнения домашнего задания (мин) |
15–20 |
20–25 |
25–30 |
30–35 |
35–40 |
Количество учащихся |
5 |
1 |
7 |
8 |
3 |
Поскольку хmin = 15 мин попало на границу первого интервала, и мы включили это значение в интервал, то и во всех случаях попадания значений на границу интервалов будем включать эти значения в правый интервал.
2. В таблице показано распределение призывников района по росту:
Рост, см |
Частота |
155–160 160–165 165–170 170–175 175–180 180–185 185–190 190–195 |
6 10 28 36 48 26 16 8 |
По данным таблицы составьте новую таблицу с интервалом в 10 см.
Р е ш е н и е
В таблице весь размах значений наблюдаемой величины (от 155 до 195 см) разбит на k = 8 частичных интервалов шириной h = 5 см. Объединим каждые два соседних интервала, начиная с первого, и просуммируем частоты соседних интервалов; получаем новую таблицу распределения с интервалом h1 = 10 см и числом интервалов k = 4:
Рост, см |
Частота |
155–165 165–175 175–185 185–195 |
16 64 74 24 |
3. Имеются следующие данные о распределении участников похода по возрасту:
Возраст, лет |
18–22 |
22–26 |
26–30 |
30–34 |
Число участников |
25 |
18 |
5 |
2 |
Заменив каждый интервал его серединой, найдите средний возраст участников похода.
Р е ш е н и е
Середины интервалов имеют значения 20, 24, 28, 32 (лет).
Объём выборки п = 25 + 18 + 5 + 2 = 50.
Средний возраст участников похода:
Тср = года.
Полученное значение является приблизительным, так как вместо реальных наблюдавшихся значений мы осредняли середины интервалов ряда распределения.
О т в е т: ≈23 года.
4. № 1037.
Р е ш е н и е
а) Не является, так как примерно половина восьмиклассников – мальчики, у них есть свои особенности, а их не опрашивали.
б) Не является, так как время на выполнение уроков зависит от расписания, которое меняется по дням недели. В четверг готовят уроки на пятницу, а в пятницу могут быть уроки, не требующие большой подготовки.
в) Не является, так как гимназии и лицеи – это меньшая часть общеобразовательных учреждений со специальным отбором учащихся и специфическими особенностями учебных программ и перечня изучаемых предметов. Время на выполнение уроков в гимназиях и лицеях может отличаться от времени, затрачиваемого учениками обычных школ.
О т в е т: а) нет; б) нет; в) нет.
VII. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– В каком случае таблица частот не является удобной для анализа статистических данных?
– Что из себя представляет интервальный ряд?
– Чем выборочное исследование отличается от сплошного?
– В каком случае выборка является репрезентативной? Приведите примеры.
Домашнее задание: № 1036, № 1038, № 1097.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.