Страничка из истории жизни великого ученого – химика. Михаил Алексеевич Прокофьев

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Прокофьев.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Страничка из истории жизни великого ученого – химика.  Михаил Алексеевич Прокофьев Михаил   Алексеевич   Прокофьев   родился   5   (18)   ноября   1910   г.   в   селе Воскресенском   Воскресенской   волости   Юхновского   уезда   Смоленской губернии.   Ныне   это   Темкинский   район   Смоленской   области,   а   село   не   Он   был   видным   государственным   и существует. общественным деятелем СССР. Все документы директивных органов страны о народном образовании во второй половине XX в. создавались при его живейшем участии, ибо 18 лет (с 1966 г.) он стоял во главе Министерства просвещения СССР. И   это   были   самые   плодотворные   годы   отечественного общего среднего образования. Одновременно   он   успешно   работал   в   области   Доктор   химических   наук, биоорганической   химии. М.А.Прокофье в (1910–1999) профессор,   М.А.Прокофьев   основал   кафедру   природных соединений   Московского   государственного   университета.   На   кафедре занимались   исследованиями   белков   (ферментов,   гормонов,   антибиотиков), нуклеиновых   кислот,   нуклеопротеидов   и   других   соединений.   В   частности, изучали   потенциальные   антиметаболиты   нуклеинового   обмена,   искали   и нашли такой способ синтеза олигонуклеотидов, который быстро начал давать материал   для   генной   инженерии,   биотехнологии,   медицины;   выделяли   и исследовали   белки,  ковалентно   связанные   с   рибонуклеиновыми   кислотами, прокладывая   пути   к   хирургии   с   использованием   генетического   материала, осуществили оригинальный подход к созданию ДНК­подобных полимеров с заданной последовательностью нуклеотидов и т.д.За труды по химии биополимеров и других природных соединений Прокофьев был   избран   в   1966   г.   членом­корреспондентом   Академии   наук   СССР.   Он опубликовал около 200 научных химических статей. Министром   просвещения   СССР   Прокофьев   стал   не   случайно.   Вот   как описывал  он свой  жизненный  путь  в  книге «Послевоенная  школа России»: «Судьба   распорядилась   так,  что   большую   часть   жизни   мне   так   или   иначе приходилось иметь дело со школой. В 1918 г. я – ученик сельской школы (начальной четырехлетней школы села Воскресенского. – Г.Г.), с 1923 по 1927 г. – одной из московских школ (девятилетки, 8­е и 9­е классы которой давали квалификацию   химика­лаборанта.   – Г.Г.),   в   1930–1935   гг.   –   студент химического   факультета   МГУ,   в   котором   наряду   с   химическими   науками преподавались и педагогические (перед этим три года работал помощником аппаратчика и прессовщиком на Дербеневском химическом заводе. – Г.Г.). Имел счастье учиться педагогике у тогда еще молодого, но уже известного в стране   специалиста   И.А.Каирова   (впоследствии   министра   просвещения   и президента  Академии  педагогических  наук  РСФСР).  Окончил  университет, получил звание научного сотрудника и учителя». Все студенческие, а позднее аспирантские годы Прокофьев преподавал химию в   Юдинской   школе   Одинцовского   района   Московской   области.   Он   был крестьянским   сыном,   старшим   в   семье   из   шести   детей.   Отец   Алексей Иванович умер в 1924 г., мать Александра Васильевна бригадирствовала в колхозе   до   1938   г.,   когда   первый   сын   «встал   на   ноги».   Ему   надо   было зарабатывать на хлеб, помогать семье. В   конце   1937   г.   Прокофьев   был   принят   в   аспирантуру   МГУ,   выполнение научной   программы   совмещал   с   исполнением   обязанностей   заместителя директора   Института   повышения   квалификации   учителей   при   МГУ. Кандидатскую   диссертацию   готовил   под   руководством   академикаН.Д.Зелинского.   Синтезировал   треонин   и   изучил   его   свойства.   Защитил диссертацию в 1940 г. и был оставлен в родном университете исследовать свойства других оксиаминокислот. С   1941   по   1946   г.   служил   в   Военно­морском   флоте   на   офицерских должностях. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, шестью медалями. Затем последовательно занимал должности ассистента, доцента, профессора МГУ. В 1951 г. назначен первым заместителем министра высшего образования СССР,   а   в   1966   г.   –   министром   просвещения   РСФСР,   затем   министром просвещения СССР. В 1967 г. Прокофьев был избран академиком Академии педагогических наук (АПН)  РСФСР. В 1984 г.  в  возрасте 74 лет  ушел на пенсию, оставаясь действительным членом АПН (теперь Российской академии образования). Он   занимался   вопросами   школоведения:   какой   быть   школе,   каковы   ее взаимоотношения   с   профессиональными   учебными   заведениями,   сколь длительно   надо   учить,   как   сочетать   личные   возможности   ученика   с коллективными   формами   обучения.   Он   автор   более   300   публикаций   на педагогические темы в журналах ВХО им. Д.И.Менделеева, «Химия в школе», «Советская педагогика», «Народное образование». В своей   книге   «Послевоенная   школа   России»   Прокофьев   критически проанализировал опыт советской школы XX в. и сделал целый ряд интересных выводов для школы будущего, принимая во внимание ее эволюционный (а не революционный) путь развития. За   18­летний   период   деятельности   Прокофьева   в   качестве   министра просвещения страны было введено бесплатное всеобщее среднее образование. В   это   время   было   обновлено   содержание   и   построение   всех   школьныхпрограмм   и   учебников,   сопровождавшиеся   повышением   теоретического уровня   изложения,   а   для   дисциплин   естественного   цикла   —   углублением связи с жизнью, усилением политехнической направленности. В программах по химии были расширены сведения о полимерах и белковых веществах, затем нуклеиновых кислотах. Периодический закон и другие законы и теории были приближены   к   началу   школьного   курса,   и   на   их   основе   стали   изучаться естественные группы элементов. Единые для республик программы и учебники длительное время проходили экспериментальную   проверку,   обсуждались   учительской   общественностью, тщательно   шлифовались.   Программные   комиссии,   состоявшие   из   крупных специалистов   химии   и   методики   ее   преподавания,   работали   под непосредственным руководством Прокофьева. Новый учебник Л.А.Цветкова «Органическая химия» получил Государственную премию. Были   написаны   или   существенно   переработаны   методические   руководства. Одновременно начали издаваться комплекты учебных материалов: учебник, задачник или практикум, книга для учителя. Параллельно с обязательными для всех учащихся курсами разрабатывались углубленные курсы, спецкурсы, факультативы, программы кружковых занятий. Большими   тиражами   публиковалась   методическая   и   научно­популярная литература   лучших   отечественных   и   зарубежных   авторов.   Все   учебные издания   были   дешевы.   Постепенно   было   внедрено   бесплатное   пользование учебниками в школе. Пристальным   было   внимание   к   специализированным   кабинетам,   их оборудованию, наличию технических средств обучения. Реализовывались идеи академика АПН С.Г.Шаповаленко. Фрагменты типовых школьных химических кабинетов   создавались   даже   в   педвузах.   К   производству   школьногооборудования было подключено множество предприятий. Была осуществлена кинофикация   учебного   процесса,   широко   использовались   радио­   и телепередачи.   Несколько   застопорилось   дело   с   оснащением   школ компьютерами, с полной комплектацией стандартными наборами некоторых видов учебного оборудования. Повышалась   зарплата   учителей,   обобщался   и   внедрялся   лучший педагогический опыт, достижения педагогов внедрялись в практику. Многое делали в этом направлении межшкольные методические объединения (ММО), работники институтов усовершенствования учителей, сотрудники АПН, НИИ школ, средства массовой информации. Подчеркивалось, что универсального метода – панацеи от всех школьных бед – не существует. Хорошие результаты можно получить лишь при свободном владении   предметом,   методикой   его   преподавания,   знании   психологии ребенка, гибком сотрудничестве с ним. Под владением предметом понималось знание   его   истории,   современного   состояния,   понимание   значения   новых поисков,   представление   о   практической   реализации   открытых   в   науке закономерностей. Для   обсуждения   принципиальных   вопросов   просвещения   созывались общесоюзные   съезды   учителей.   Впервые   после   войны   Всесоюзный   съезд учителей был проведен в 1968 г. Намечался переход от неполного среднего образования ко всеобщему среднему. На пленарных заседаниях и в секциях съезда   работали   2624   учителя,   750   работников   управления   народным образованием,   226   деятелей   педагогической   науки,   20   директоров промышленных предприятий, министры просвещения ряда зарубежных стран либо их заместители.В   1976   г.   на   XI   Менделеевском   cъезде   состоялся   симпозиум   по совершенствованию преподавания химии в средней школе. В 1978 г. прошел второй Всесоюзный съезд учителей, в 1979 г. – Всесоюзные педагогические чтения.  Всеобщее   среднее   образование   стало   реальностью,  возникли   новые задачи.   Надо   было   закрепить   достигнутое.   В   1983   г.   на   родине М.А.Прокофьева   –   в   Смоленске   состоялось   Всероссийское   совещание руководителей   органов   народного   образования   и   педагогических   учебных заведений. М.А.Прокофьев   стал   одним   из   инициаторов   и   организаторов   всесоюзных смотров   коллективов   юных   химиков,   Всесоюзного   конкурса   ученических работ   на   лучшее   экспериментальное   исследование   по   химии   и   лучшую реферативную   работу,   а   также   выпуска   специальных  «школьных»   номеров журнала   ВХО   им.   Д.И.Менделеева.   По   его   инициативе   и   при непосредственном   участии   изданы   «Энциклопедический   словарь   юного химика»   (1982,   1990),   «Энциклопедия   школьника.   Неорганическая   химия» (1975), «Книга для чтения по неорганической химии», ч. II (1984), сборник нормативных   документов   «Химия   в   школе»   (1987).   Под   его   редакцией   в издательстве «Педагогика» вышел сборник «Народное образование в СССР» (1985). В 1980­е гг. Россия вместе с некоторыми высокоразвитыми странами мира достигла   уровня   общеобразовательной   подготовки,   необходимого   для освоения   и   внедрения   современных   производственных   технологий. Определение   уровня   интеллектуализации   школьников   разных   стран, предпринятое   специалистами   ЮНЕСКО,   привело   к   выводу,   что   наших учащихся по этому параметру следует поставить на одно из первых мест. Опыт работы  школы прокофьевского  периода долгое  время  был  объектом внимания и изучения мировой педагогической общественности.М.А.Прокофьев умер 29.IV.1999 г., похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. ЛИТЕРАТУРА Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.:  Высшая школа, 1991, 656 с.; Грученко Г.И. Впервые министр просвещения СССР – ученый­химик.  Этюды по методике естествознания. СПб.: Академ­Принт, 2001, вып. 18, с.  19–28; Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. М.: МИРОС, 1997;