Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования
Обновление содержания и совершенствование методики преподавания обществоведческих дисциплин в основной и средней школе в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, реализующих основные общеобразовательные программы существенно меняют содержание и характер профессиональной деятельности педагога. Новый стандарт выдвигает новые требования к предмету. Главной задачей ФГОС третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что Стандарт второго поколения включал только общие установки на формирование компетенций, образовательные организации сами решали, что именно и в каком классе изучать - это приводило к тому, что программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС выдвигают четкие требования к предметным результатам. Все это предъявляет новые требования к педагогам и поднимает на новый уровень вопросы организации непрерывного повышения квалификации учителей истории. В то же время современный учитель обществоведческих дисциплин испытывает определенные профессиональные затруднения, связанные с практической реализацией названных методологических и нормативных документов: отбор актуального предметного содержания, построение единого образовательного пространства в преподавании истории и др.
О проблемах поддержания единого образовательного пространства в преподавании истории говорил президент РГГУ д.и.н. Е.О. Пивовар. Основой единого исторического пространства России является «Историко-культурный стандарт». Однако велика и роль личности учителя в поддержании историко-культурного единства страны. По мнению Е.О. Пивовара, необходимо не создавать излишние препоны для педагога, свести к разумному минимуму педагогические измерения контроля и учета работы учителей. Отметил Е.О. Пивовар и положительную динамику в совершенствовании заданий в ЕГЭ по истории, увеличение творческой части. Это безусловно результат совместной работы учителей, преподавателей и научных сотрудников высшей школы, РАН и представителей Министерства образования и науки Российской Федерации. По словам ученого, история должна стать важнейшей частью образовательного процесса в общеобразовательной школе. В преподавании истории следует учитывать важность воспитательной роли для подрастающего поколения.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
· Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
· Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных (это дополнительные знания, умения и личные качества: умение работать в команде, критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность).
· Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
· Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
· Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
· Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
· Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Чем же отличаются стандарты третьего поколения от своих предшественников?
· Первое отличие ФГОС от его предшественников - опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
· Второе принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.
· Стандарты второго поколения (государственный образовательный стандарт ГОС) имеют федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который мы в обязательном порядке должен был быть выполнен и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Региональный компонент в общей сложности составляет порядка 5% от всей образовательной программы.
· Стандарты третьего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) содержат инвариативную часть (то, что обязательно к выполнению) - 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).
· Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
· Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
· На основании ГОС разрабатывалась профессиональная образовательная программа (ПОП).
· На основании ФГОС разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения (ОПОП).
· Если говорить о требованиях, то в стандартах второго поколения были определены требования к минимуму содержания, а ФГОС определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации ОПОП.
· Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.
· Но основным принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностной компетености учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
· Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе -- работа с информацией, моделирование, рефлексия.
· Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС:
· - образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.
· При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).
· К примеру, при модульной технология обучения содержание темы представлено в виде самостоятельных законченных блоках информации, при этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю. Использование опорного конспекта при изложении содержания темы обеспечивается взаимодействие преподавателя и студента на основе предельного обобщения материала и его последующего «развертывания» - полноценного воспроизведения в сознании студента.
· Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студента: полученные обобщенные знания необходимо аргументировано разъяснить. Прием постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них (в последующем тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения) - активизирует мыслительную активность студента.
· Говоря о контрольно-измерительных процедурах, соответствующих требованиям нового ФГОС, необходимо заметить, что согласно этой логике, необходимо диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированности определенной социально-личностной компетенции.
Стратегии преподавания истории на профильном уровне».
Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества).
Если раньше, в конце прошлого века и в самом начале текущего, главными вопросами в школьном историко - обществоведческом образовании были: «что преподавать» и «для чего преподавать», то в новом подходе важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.
Необходимо совершенствование форм, приёмов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории.
Работу с документом можно организовать
· пассивно (предложить прочитать, выписать важное, выучить, ответить),
· активно (задать вопросы учителю по документу) или
· интерактивно (обсудить содержание документа в группе, выделить главное, придумать символ).
Для пассивной стратегии характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено учителем. Преобладает монолог, когда учитель говорит, а ученики внимательно слушают. Чаще всего такое взаимодействие делает акцент на репродуктивность, т.е. последующее точное воспроизведение материала. Помимо моей речи в качестве источника информации может выступать текст учебника, документальный фильм, музыкальное произведение, иллюстрация, подтверждающая тот или иной аргумент. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию.
В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. Возрастает степень индивидуальности в преподавании. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.
Но всегда есть группа детей, которые не включаются в урок. Сохраняется и центральная роль преподавателя, который является главным источником информации, без него невозможно проведение занятия.
Использование активной стратегии требует от учителя не только постоянной коммуникации с учениками, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам, значительного времени для подготовки, искусства «вести» занятие в нужном направлении. Наибольший положительный эффект применение активной стратегии в преподавании обществоведческих дисциплин может быть достигнуто в следующих образовательных условиях:
· однородность учащихся по уровню своей подготовки (причём достаточно высокому);
· рассматриваемые вопросы должны вызывать повышенный интерес учеников или основаны на имеющемся социальном опыте (например, проблемы современной российской молодёжи);
· развитое умение учащихся задавать вопросы
· тема не должна является новой, абсолютно неизвестной для обучающихся, тогда это даст возможность подвести итоги или обсудить материал;
· не слишком большое количество участников занятия;
· не очень объёмный материал, позволяющий развивать обсуждение;
· достаточное количество времени для пояснений и уточнений;
· высокий уровень компетентности преподавателя по методике проведения подобных занятий и рассматриваемой теме.
Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимоотношения. Суть её заключается в организации учебного взаимодействия внутри групп и между ними.
Учитель теряет центральную роль на занятии. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить их понимание в процессе работы в группе, а также иметь чёткую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.
Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов). Желательно, чтобы ученики обращались к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.
Для успешного использования интерактивной стратегии необходимо учитывать несколько факторов:
· возможность доступа ко многим различным источникам, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы
· наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме;
· налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;
· наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;
· небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);
Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.
В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть, поэтому не следует абсолютизировать ни одну из них.
Не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.
Список литературы:
1. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования : учебное пособие / А. Г. Асмолов .— М.: Издательство Московского университета, 1984 .— 102 с.
2. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе: книга для учителя, М.: Просвещение, 1986 - 96с.
3. Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004. - 79 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897)// Вестник образования России, 2011.- № 15. - с. 39-66.
5. https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/go/sbornik_statey_novye_podhody_v_obuchenii_istorii_i_obschestvoznaniyu_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_i_iks_.pdf
6. https://historyrussia.org/sobytiya/konferentsiya-strategii-prepodavaniya-istorii-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole.html
Приложение 1.
Требования к освоению предметных результатов:
45.6.1.1. По учебному курсу «История России»:
● знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира с древности до 1914 года; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейших достижений культуры и систем ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития, в том числе по истории России:
● Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории.
● Народы и государства на территории нашей страны в древности.
● Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
● Русь в конце X - начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура.
● Русь в середине XII - начале XIII в.: Формирование системы земель - самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры.
● Русские земли в середине XIII - XIV в.: Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.
● Формирование единого Русского государства в XV веке: Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.
● Россия в XVI веке: Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и церковь.
● Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления.
● Внешняя политика России в XVI в.
● Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения.
● Культурное пространство России в XVI в.
● Опричнина: сущность, результаты и последствия. Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.
● Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъем национально-освободительного движения. Освобождение Москвы в 1612 году. Земский собор 1613 года и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени.
● Россия в XVII веке: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Начало освоения Сибири и Дальнего Востока. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.
● Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
● Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 гг.
● Россия в 1760-1790-х гг.: «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий, их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
● Внешняя политика России в период правления Екатерины II, ее основные задачи, направления, итоги.
● Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование.
● Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.
● Российская империя в XIX - начале XX вв.: Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 года - важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия - великая мировая держава. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
● Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830-1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика. Кавказская война. Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
● Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860-1870-х гг. - движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления. Многовекторность внешней политики империи.
● Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Промышленный подъем на рубеже XIX - XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880-1890-х гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя политика Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
● Россия на пороге XX в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России в 1907-1914 гг. Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
45.6.1.2. По учебному курсу «Всеобщая история»:
● Происхождение человека. Первобытное общество.
● История Древнего мира: Периодизация и характеристика основных этапов. Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура и религия стран Древнего Востока.
● Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира.
● Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.
● История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама.
● Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах.
● Реформация и контрреформация в Европе.
● Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV - XVII вв.
● Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV - XVII вв.
● Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война.
● Международные отношения в конце XV - XVII вв.
● Культура и картина мира человека раннего Нового времени.
● История Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов.
● Эпоха Просвещения. Просвещенный абсолютизм: общее и особенное.
● Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в.
● Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в.
● Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в ее состав. Создание королевства Пруссия.
● Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.
● Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.
● Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX - начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.
● США в XIX - начале XX в. Гражданская война в США.
● Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
● Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX - начале XX в.
● Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
● Международные отношения в XIX в.
● Развитие науки, образования и культуры в Новое время.
45.6.2. По учебному предмету «Обществознание»:
1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.