Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования
Оценка 4.7

Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
СCУЗ, ВУЗ
12.12.2021
Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования
Стратегии преподавания истории и обществознания.docx

Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования

Обновление содержания и совершенствование методики преподавания обществоведческих дисциплин в основной и средней школе в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, реализующих основные общеобразовательные программы существенно меняют содержание и характер профессиональной деятельности педагога. Новый стандарт выдвигает новые требования к предмету. Главной задачей ФГОС третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что Стандарт второго поколения включал только общие установки на формирование компетенций, образовательные организации сами решали, что именно и в каком классе изучать - это приводило к тому, что программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС выдвигают четкие требования к предметным результатам. Все это предъявляет новые требования к педагогам и поднимает на новый уровень вопросы организации непрерывного повышения квалификации учителей истории. В то же время современный учитель обществоведческих дисциплин испытывает определенные профессиональные затруднения, связанные с практической реализацией названных методологических и нормативных документов: отбор актуального предметного содержания, построение единого образовательного пространства в преподавании истории и др.

О проблемах поддержания единого образовательного пространства в преподавании истории говорил президент РГГУ д.и.н. Е.О. Пивовар. Основой единого исторического пространства России является «Историко-культурный стандарт». Однако велика и роль личности учителя в поддержании историко-культурного единства страны. По мнению Е.О. Пивовара, необходимо не создавать излишние препоны для педагога, свести к разумному минимуму педагогические измерения контроля и учета работы учителей. Отметил Е.О. Пивовар и положительную динамику в совершенствовании заданий в ЕГЭ по истории, увеличение творческой части. Это безусловно результат совместной работы учителей, преподавателей и научных сотрудников высшей школы, РАН и представителей Министерства образования и науки Российской Федерации. По словам ученого, история должна стать важнейшей частью образовательного процесса в общеобразовательной школе. В преподавании истории следует учитывать важность воспитательной роли для подрастающего поколения.

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

·        Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

·        Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных (это дополнительные знания, умения и личные качества: умение работать в команде, критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность).

·        Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

·        Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

·        Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

·        Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 

·        Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Чем же отличаются стандарты третьего поколения от своих предшественников?

·        Первое отличие ФГОС от его предшественников - опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

·        Второе принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

·        Стандарты второго поколения (государственный образовательный стандарт ГОС) имеют федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который мы в обязательном порядке должен был быть выполнен и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Региональный компонент в общей сложности составляет порядка 5% от всей образовательной программы.

·        Стандарты третьего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) содержат инвариативную часть (то, что обязательно к выполнению) - 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).

·        Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

·        Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

·        На основании ГОС разрабатывалась профессиональная образовательная программа (ПОП).

·        На основании ФГОС разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения (ОПОП).

·        Если говорить о требованиях, то в стандартах второго поколения были определены требования к минимуму содержания, а ФГОС определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации ОПОП.

·        Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

·        Но основным принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностной компетености учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

·        Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе -- работа с информацией, моделирование, рефлексия.

·        Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС:

·        - образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

·        При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

·        К примеру, при модульной технология обучения содержание темы представлено в виде самостоятельных законченных блоках информации, при этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю. Использование опорного конспекта при изложении содержания темы обеспечивается взаимодействие преподавателя и студента на основе предельного обобщения материала и его последующего «развертывания» - полноценного воспроизведения в сознании студента.

·        Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студента: полученные обобщенные знания необходимо аргументировано разъяснить. Прием постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них (в последующем тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения) - активизирует мыслительную активность студента.

·        Говоря о контрольно-измерительных процедурах, соответствующих требованиям нового ФГОС, необходимо заметить, что согласно этой логике, необходимо диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированности определенной социально-личностной компетенции.

Стратегии преподавания истории на профильном уровне».

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества).

Если раньше, в конце прошлого века и в самом начале текущего, главными вопросами в школьном историко - обществоведческом образовании были: «что преподавать» и «для чего преподавать», то в новом подходе важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.

Необходимо совершенствование форм, приёмов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории.

Работу с документом можно организовать

·        пассивно (предложить прочитать, выписать важное, выучить, ответить),

·        активно (задать вопросы учителю по документу) или

·        интерактивно (обсудить содержание документа в группе, выделить главное, придумать символ).

Для пассивной стратегии характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено учителем. Преобладает монолог, когда учитель говорит, а ученики внимательно слушают. Чаще всего такое взаимодействие делает акцент на репродуктивность, т.е. последующее точное воспроизведение материала.  Помимо моей речи в качестве источника информации может выступать текст учебника, документальный фильм, музыкальное произведение, иллюстрация, подтверждающая тот или иной аргумент. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию.

В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. Возрастает степень индивидуальности в преподавании. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.

Но всегда есть группа детей, которые не включаются в урок.  Сохраняется и центральная роль преподавателя, который является главным источником информации, без него невозможно проведение занятия.

Использование активной стратегии требует от учителя не только постоянной коммуникации с учениками, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам, значительного времени для подготовки, искусства «вести» занятие в нужном направлении. Наибольший положительный эффект применение активной стратегии в преподавании обществоведческих дисциплин может быть достигнуто в следующих образовательных условиях:

·        однородность учащихся по уровню своей подготовки (причём достаточно высокому);

·        рассматриваемые вопросы должны вызывать повышенный интерес учеников или основаны на имеющемся социальном опыте (например, проблемы современной российской молодёжи);

·        развитое умение учащихся задавать вопросы

·        тема не должна является новой, абсолютно неизвестной для обучающихся, тогда это даст возможность подвести итоги или обсудить материал;

·        не слишком большое количество участников занятия;

·        не очень объёмный материал, позволяющий развивать обсуждение;

·        достаточное количество времени для пояснений и уточнений;

·        высокий уровень компетентности преподавателя по методике проведения подобных занятий и рассматриваемой теме.

     Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимоотношения. Суть её заключается в организации учебного взаимодействия внутри групп и между ними.

Учитель теряет центральную роль на занятии. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить их понимание в процессе работы в группе, а также иметь чёткую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.  

 Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов). Желательно, чтобы ученики обращались к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

Для успешного использования интерактивной стратегии необходимо учитывать несколько факторов:

·        возможность доступа ко многим различным источникам, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы

·        наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме;

·        налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;

·        наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;

·        небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);

 Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.

В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть, поэтому не следует абсолютизировать ни одну из них.

Не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.

Список литературы:

1.     Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования : учебное пособие / А. Г. Асмолов .— М.: Издательство Московского университета, 1984 .— 102 с.

2.     Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе: книга для учителя, М.: Просвещение, 1986 - 96с.

3.     Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004. - 79 с.

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897)// Вестник образования России, 2011.- № 15. - с. 39-66.

5.     https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/go/sbornik_statey_novye_podhody_v_obuchenii_istorii_i_obschestvoznaniyu_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_i_iks_.pdf

6.     https://historyrussia.org/sobytiya/konferentsiya-strategii-prepodavaniya-istorii-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole.html

 

 


 

Приложение 1.

Требования к освоению предметных результатов:

45.6.1.1. По учебному курсу «История России»:

     знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира с древности до 1914 года; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейших достижений культуры и систем ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития, в том числе по истории России:

     Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории.

     Народы и государства на территории нашей страны в древности.

     Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

     Русь в конце X - начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура.

     Русь в середине XII - начале XIII в.: Формирование системы земель - самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры.

     Русские земли в середине XIII - XIV в.: Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.

     Формирование единого Русского государства в XV веке: Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.

     Россия в XVI веке: Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и церковь.

     Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления.

     Внешняя политика России в XVI в.

     Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения.

     Культурное пространство России в XVI в.

     Опричнина: сущность, результаты и последствия. Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.

     Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъем национально-освободительного движения. Освобождение Москвы в 1612 году. Земский собор 1613 года и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени.

     Россия в XVII веке: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Начало освоения Сибири и Дальнего Востока. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.

     Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

     Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 гг.

     Россия в 1760-1790-х гг.: «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий, их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

     Внешняя политика России в период правления Екатерины II, ее основные задачи, направления, итоги.

     Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование.

     Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.

     Российская империя в XIX - начале XX вв.: Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 года - важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия - великая мировая держава. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.

     Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830-1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика. Кавказская война. Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

     Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860-1870-х гг. - движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления. Многовекторность внешней политики империи.

     Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Промышленный подъем на рубеже XIX - XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880-1890-х гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя политика Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в.

     Россия на пороге XX в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России в 1907-1914 гг. Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

45.6.1.2. По учебному курсу «Всеобщая история»:

     Происхождение человека. Первобытное общество.

     История Древнего мира: Периодизация и характеристика основных этапов. Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек. Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай. Культура и религия стран Древнего Востока.

     Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира.

     Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.

     История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Возникновение и развитие ислама.

     Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах.

     Реформация и контрреформация в Европе.

     Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV - XVII вв.

     Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV - XVII вв.

     Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война.

     Международные отношения в конце XV - XVII вв.

     Культура и картина мира человека раннего Нового времени.

     История Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов.

     Эпоха Просвещения. Просвещенный абсолютизм: общее и особенное.

     Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в.

     Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в.

     Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в ее состав. Создание королевства Пруссия.

     Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.

     Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.

     Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX - начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.

     США в XIX - начале XX в. Гражданская война в США.

     Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

     Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX - начале XX в.

     Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.

     Международные отношения в XIX в.

     Развитие науки, образования и культуры в Новое время.

45.6.2. По учебному предмету «Обществознание»:

1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;

3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;

4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;

5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;

6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;

7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;

8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;

9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;

10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;

12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;

14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.


 

Скачано с www.znanio.ru

Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования

Стратегии преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования

Пивовар и положительную динамику в совершенствовании заданий в

Пивовар и положительную динамику в совершенствовании заданий в

Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с

Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением

При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с…

При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с…

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности,…

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности,…

В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся

В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся

Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения

Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения

Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена…

Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена…

1. https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/go/sbornik_statey_novye_podhody_v_obuchenii_istorii_i_obschestvoznaniyu_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_i_iks_.pdf 2. https://historyrussia.org/sobytiya/konferentsiya-strategii-prepodavaniya-istorii-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole.html

1. https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/go/sbornik_statey_novye_podhody_v_obuchenii_istorii_i_obschestvoznaniyu_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_i_iks_.pdf 2. https://historyrussia.org/sobytiya/konferentsiya-strategii-prepodavaniya-istorii-v-obshcheobrazovatelnoj-shkole.html

Приложение 1. Требования к освоению предметных результатов: 45

Приложение 1. Требования к освоению предметных результатов: 45

Руси. Возвышение Московского княжества

Руси. Возвышение Московского княжества

Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну

Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну

Внешняя политика России в период правления

Внешняя политика России в период правления

Общественное движение в период правления

Общественное движение в период правления

Античность. Древняя Греция. Эллинизм

Античность. Древняя Греция. Эллинизм

Абсолютная монархия во Франции

Абсолютная монархия во Франции

Российской Федерации, правовом статусе гражданина

Российской Федерации, правовом статусе гражданина

5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные…

5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные…

Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные…

Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные…

для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с…

для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021