Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»
Коррекция эмоциональных состояний студентов посредством арт-технологий
Комсомольск-на-Амуре 2023г.
Пояснительная записка
Работа содержит 33 страницы текстового документа формата А4, включающего 0 рисунков, 0 таблиц, 34 использованных источников.
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Объект исследования – эмоциональные состояния студентов.
Предмет исследования – особенности организации коррекции эмоциональных состояний студентов с помощью арт-технологий.
Цель исследования – выявление и описание особенностей организации коррекции эмоциональных состояний студентов посредством арт-технологий.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в изучении возможностей психологической помощи студентам, специфики развития умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации в рамках специально организованной психологической работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены методические рекомендации для психологов по организации и проведению специально организованной программы, состоящей из техник и упражнений, направленных на изменение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
|
1 |
Теоретические аспекты коррекции эмоциональных состояний у студентов посредством арт-терапии |
|
1.1 |
Исследования возможной коррекции эмоционального состояния у студентов |
|
1.2 |
Арт-технологии и их использование в работе по коррекции эмоционального состояния студентов |
|
2 |
Эмпирические исследования возможностей коррекции эмоциональных состояний посредством арт-терапии |
|
2.1 |
Организация, методы и содержание эмпирического исследования |
|
2.2 |
Анализ полученных результатов |
|
|
|
|
Заключение |
|
|
Список литературы |
|
|
Приложения |
|
ВВЕДЕНИЕ
Исследование эмоциональных состояний весьма затруднено, так как подобная область – сугубо личная и интимная жизнь человека. В этом смысле студенты – «закрытые» малые группы, в которые посторонним лицам, как говорится, «вход воспрещен». Естественно, каждый исследователь, изучающий мир студентов, испытывает большой дефицит информации о том, что происходит в отношениях между студентами при возникновении тех или иных конфликтных ситуаций.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет эмоционального состояния. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением отрицательных эмоций в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования, проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических работ в области исследования эмоционального состояния студентов. При этом они могут быть очень полезны при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются эмоции у студентов.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время резко повышается число негативных эмоций у студентов. А ведь не стоит забывать, что молодое поколение – это будущее страны. Данная проблематика носит не только межличностный характер, но и глобально-социальный. Поэтому исследования в этой области представляют большой практический интерес.
Объект исследования – эмоциональные состояния студентов.
Предмет исследования – особенности организации коррекции эмоциональных состояний студентов с помощью арт-технологий.
Цель исследования – выявление и описание особенностей организации коррекции эмоциональных состояний студентов посредством арт-технологий.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что понимание причин возникновения отрицательных эмоций, использование специально организованной работы в форме социально-психологического тренинга, включающего техники, упражнения и задания для студентов, выступающих в роли участников, будут способствовать конструктивному положительному эмоциональному настрою. Своевременно организованная психологическая помощь по преодолению отрицательных эмоций является эффективным средством и условием их профилактики.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы эффективной организации психологической помощи по коррекции эмоционального состояния студентов.
2. Осуществить отбор диагностик с применением арт-технологии для коррекции асоциального состояния у студентов .
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на применение арт-технологий в коррекции эмоционального состояния студентов.
Методологическая основа исследования – идеи и представления зарубежных и отечественных психологов, изучавших проблему эмоционального состояния студентов.
Методы исследования:
1) теоретико-логический анализ реферируемых источников научной литературы по избранной теме;
2) практическое опытно-экспериментальное исследование влияния специально организованной программы на развитие умения по конструктивному разрешению отрицательного эмоционального состояния.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник Ч.Д. Спилбергера (модификация Ю.Л. Ханина), индикатор копинг-стратегий Д.Амирхана (адаптация Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский), опросник САН.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в изучении возможностей психологической помощи студентам, специфики развития умения конструктивно преодолевать отрицательные эмоции в рамках специально организованной психологической работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены методические рекомендации для психологов по организации и проведению специально организованной программы, состоящей из техник и упражнений, направленных на конструктивное коррекцию эмоционального состояния студентов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРЕЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1 Исследования возможной коррекции эмоционального состояния у студентов
Многообразие эмоциональных проявлений человека давно вызывало у отечественных и зарубежных психологов как научный, так и практический интерес. Эмоциональные состояния подробно изучаются во многих областях психологической науки, включая возрастную психологию, клиническую психологию и специальную психологию.
Ряд отечественных психологов: С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов и др. в своих работах придерживаются деления эмоциональных состояний на собственно эмоции, чувства, настроение, аффекты и стресс. Дифференцированным признаком в данном случае выступают психологические особенности и закономерности протекания каждого явления. Наряду с вышеперечисленными эмоциональными состояниями в психологии также выделяют состояние фрустрации.
В разные периоды времени в отечественной науке феномен фрустрации изучали такие авторы как: Ф.Е. Василюк, А.И. Еремеева, Э.И. Киршбаум, Н.Д. Левитов, А.Б. Леонова и др.
Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно не - давно — с середины XX в.
До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность т рудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефи мов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний.
Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности.
В нашей стране подобные исследования начались лишь в 90х годах XX века, и представлены работами следующих авторов: А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, М.С. Вальдес-Одриоссола, Л.Д. Лебедева, Ю. Е. Борздыко, О.И. Постальчук, М.Ю. Алексеева, Е.Р. Кузьмина, А.В. Гришина, Л.А. Аметовой и других.
База арт-терапевтической работы - В. Ловенфельд, Е. Кейн, Э. Крамер, М. Либманн, Д. Вудз, Р. Сильвер, Ш. Макнифф, Б.Мун.
1.2 Арт-технологии и их использование в работе по коррекции эмоционального состояния студентов
В настоящее время существует множество форм и методов работы со студентами. Применение метода арт-терапии дает возможность научить их справляться с проблемами, связанными с учебой, взаимоотношениями со сверстниками и родителями, способствует формированию личной ответственности за свое поведение, за свое настоящее и будущее, снижению тревожности, а также развитию у них самоконтроля, саморегуляции.
При работе со студентами применение арттерапевтических методик (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, метафорические карты и т.п.) может быть направлено на нивелирование таких психологических особенностей как тревожность, наличие внутренних конфликтов, неуверенность в себе, возбудимость, низкий самоконтроль.
Арт-терапия является одним из развитых направлений психотерапии. Термин «арт-терапия», означающий «лечение искусством», впервые появился в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого столетия. Авторами термина являются английский художник Адриан Хилл, с исследований которого началась история становления Британской школы арт-терапии, и основоположник психодрамы Якоб Морено.
Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Арт-терапевтические техники в искусстве позволяют человеку лучше понять собственное «Я», сформировать готовое представление о собственной личности, снять психоэмоциональное напряжение, развить мелкую моторику руки, улучшить навыки коммуникации, образного мышления, творческой деятельности.
По мнению Е. А. Медведевой, основными функциями арт-терапии являются: – катарсистическая, т.е. очищающая, освобождающая от негативных состояний; – регулятивная, как снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния; – коммуникативно-рефлексивная, т.е. обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Т. Ю. Колошина выделяет специфические особенности арт-терапии:
1. Метафоричность арт-терапии. Искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства – в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, – будет своего рода 19 метафорой его жизни.
2. Триадичность арт-терапии. Именно триадичность является главным отличием и основным преимуществом перед другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.
3. Ресурсность арт-терапии. Способ терапевтического взаимодействия, предлагаемый арт-терапией, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, т.к. расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности.
Показаниями для использования арт-терапии, по мнению О. А. Карабановой, являются: наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная «Яконцепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Арт-терапия широко используется при оказании краткосрочной психологической помощи детям, подросткам и взрослым, пережившим кризисные и экстремальные ситуации. А. И. Копытин определяет «арт-терапию» как направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражнениях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством. Использование искусства в терапии обеспечивает фактор удовольствия, который не является тем, с чем подростки ожидают столкнуться, и это стимулирует их желание быть выразительными. Рисование, или создание символов, находится в гармонии с развитием подростков, о чем свидетельствуют интересы современных школьников, например граффити, 20 компьютерная графика. Студент имеет желание «оставить свой след». При проведения арт-терапевтических занятий в школе важно, чтобы дети относились к ним с положительной стороны, не воспринимали их как занятия для отстающих. Существенным является, то каким образом арт-занятия будут представлены детям, родителям и учителям. Могут быть использованы следующие объяснения: для детей: арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение; для родителей: поднимают статус студента, о котором идет речь; для педагога: позволяют детям считать занятия частью обычного школьного расписания.
Как отмечает Т. В. Леонтьева, для использования арт-терапии при работе со студентами не обязательно обучать их рисовать профессионально, или заставлять учить музыкальную грамоту. Можно просто, взяв ручку, карандаш или музыкальный инструмент, с их помощью попытаться выразить то, что чувствуешь.
В арт-терапии основное внимание уделяется процессу создания и, в меньшей степени, конечному продукту. На занятиях арт-терапии, с помощью техник и произведений искусств, подросток учится не только выражать свои эмоции, но и управлять ими, что для подросткового возраста особенно важно. На занятии с использованием арт-терапии студента просят сделать коллаж, написать несколько строк на бумаге или с помощью метафорических карт увидеть различные образы, чтобы проиллюстрировать трудности, которые испытывает человек в данный период. Психолог не интерпретирует созданные творческие работы, и студенты могут свободно делиться смыслом своего искусства в той мере, в какой они этого хотят. Студентам, в частности, интересны символы, и графические изображения, поэтому их больше привлекает использование искусства в качестве языка, чем вербальные вопросы.
Искусство как язык терапии в сочетании со словесным диалогом использует все способности студента, чтобы найти более успешное разрешение его трудностей.
При использовании арт-терапевтических методов возможность в контакте с бессознательным пережить внутренние конфликты прошлого. При поддержке со стороны психолога происходит общение на символическом языке образов, появляются новые формы опыта.
Психолог от занятия к занятию оценивает происходящие с подростком перемены путем сравнения творческих продуктов и фиксации изменений, которые происходят как в содержании работ, так и в вербальных объяснениях подростком их смысла.
Применение арт-терапии позволяет лучше понять внутренний мир студента, его проблемы, переживания, так как этот метод не имеет ограничений, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний.
Использование арт-терапии как метода работы позволяет понять их психологические проблемы, так как главная цель арт-терапии здесь заключается в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия необходима для работы со студентами, так как она помогает снять стресс, выразить свои эмоции и освободиться от негативной энергетики. Её эффективность повышается ещё и за счёт позитивных эмоций, которые ребёнок испытывает во время сеанса.
В работе могут быть использованы различные направления арт-терапии. Ряд авторов считают востребованными, и эффективными такие направления как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, метафорические карты, мандалотерапия.
Изотерапия – одно из наиболее развитых направлений арт-терапии, которое предполагает использование изобразительных средств и возможностей. Изобразительное творчество позволяет подростку понять самого себя, выразить свои мысли и чувства. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Изотерапия используется при решении проблем, связанных с тревогой и страхами младших подростков «группы риска», их неуверенностью в себе. В изотерапии выделяются две формы работы: активная и пассивная. При активной форме дети сами рисуют, создают что-то новое, представляют собственное видение различных предметов, вещей и явлений. Пассивная форма работы заключается в использовании уже готовых произведений искусства. В этом случае, дети выражают свое отношение к произведению, анализируют художественные образы. В изотерапии используются следующие техники: кляксография, монотипия, каракули, пластилиновая композиция, рисование историй и др. Снизить уровень тревожности, ощутить, как легко можно справиться с чувством тревоги помогает такая техника изотерапии как «Рисовалкизатиралки». Суть техники состоит в том, чтобы изобразить ситуацию, которая беспокоит подростка, нарисовать некий образ – ассоциацию. Далее несколько раз стереть и снова нарисовать рисунок. С каждым разом рисунок будет детализироваться. Подростку во время выполнения задания необходимо обращать внимание на свои ощущения.
По мнению Е.В. Тарариной эта практика направлена на притупление остроты восприятии. Когда это происходит, то с чувством тревоги можно работать. Для подростков «группы риска» особенной является тема дома, так как многие из них имеют проблемы в семье. В изотерапии существует прием «рисование дома», направленный на формирование детской безопасности. Предлагается нарисовать, например, дом, где живет счастье, дом для тревоги, дом для любимого животного, для того что интересно подростку.
Изобразительная деятельность важна для того чтобы младший подросток «группы риска» прочувствовал и осознал свои внутренние проблемы и связанные с ними поведенческие проявления. Например, предложив нарисовать свой страх, психолог предлагает ребенку разные способы его изображения и разные техники, а затем организует беседу о том, что ребенок нарисовал и что он чувствует и как относится к своему творчеству. По итогам занятия подростки получают готовый собственный изобразительный продукт. Такая работа создает необходимое для тревожных подростков чувство защищенности и достаточную степень безопасности в творческом процессе.
Еще одно направление арт-терапии, используемое в работе со студентами - это сказкотерапия. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность .
Сказка помогает подростку справиться с тревогой и страхами, адаптироваться в сложной семейной ситуации, повысить уверенность в себе, прожить любые переживания, которые оказываются для него сложными и беспокоящими. При работе выделяют следующие формы работы со сказкой: дописывание фрагмента сказки, создание авторской сказки, прослушивание и проигрывание сказки в формате драматизации.
Студенты часто выступают против принятых в школе норм, не подчиняются правилам. Сказки несут определенные знания, определенные послания о том, как нужно себя вести, что делать правильно, что неправильно.
Прием «Сочинение историй» основан на том, что действия должны происходить не в реальной стране, а в сказочной, придуманной. В реальном мире у подростка «группы риска» проблемы уже существуют, и он не всегда может справиться с ними, а в сказочной истории появляется шанс, что все возможно. После выбора сказочной страны студент описывает правила жизни в этой стране, выбирает героя. Далее знакомится с проблемной ситуацией, происходит этап моральных терзаний, выбор правильного действия, реализация этого действия и празднование.
В таком направлении как музыкальная терапия происходит воздействие на человека через восприятие музыки. Музыкотерапия – это целенаправленное применение музыкальных произведений для профилактики и психологической коррекции психоэмоционального состояния человека.
Музыкотерапия направлена на регуляцию эмоционального состояния, на уменьшение уровня тревожности студентов. Свойства музыки в разных ее проявлениях: использование готовых произведений, досочинение части произведения, извлечение звуков, – и составляют основное содержание музыкотерапии.К формам, используемым в музыкотерапии, относятся: пение, импровизация, игра на инструментах. Например, выполняя упражнение «Океан»: студенты под определенную музыку выполняют движения, похожие на волны, представляя себя океаном, затем поясняют каким океаном они были: спокойным, безмятежным или волнующим, штормовым. Приемы музыкотерапии позволяют успокоить, расслабить, или наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Примеры музыкальных произведений с эффектом расслабляющего воздействия: «Лунная соната» Л. Бетховена, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Мелодия» К. Глюка, Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, тонизирующее действие оказывают: «Шестая симфония» П.И. Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Л. Бетховена. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности у студентов могут быть использованы произведения: «Мазурка» Ф. Шопена, «Вальсы» И. Штрауса.
Достаточно востребованный у современных психологов инструмент, используемый в психологическом консультировании – это метафорические ассоциативные карты (МАК), представляющие собой набор карт с изображением разных жизненных ситуаций, пейзажей, образов, людей, предметов, вызывающих у каждого человека свои ассоциации.
Использование метафорических ассоциативных карт направлено на решение проблем, связанных с внутренним напряжением. Упражнения с картами создают атмосферу безопасности и доверия, позволяют обратиться к травмирующей подростка ситуации через метафору. Если студент не рисует и никаким другим способом не создает творческие продукты, ему могут быть предложены готовые абстрактные рисунки (карты) чтобы он рассказал, что, по его мнению, на них изображено, на что похоже. И это будут индивидуальные образы, связанные с личным опытом ребенка, по которым и можно понять его внутреннее состояние и возможные проблемы. На личностное самоопределение студента, на актуализацию внутренних противоречий и ресурсов ориентировано упражнение «Какой Я?», оно используется на этапе представления себя. Необходимо выбрать сосуд из предложенных карт-трафаретов, который чем-то похож на него, рассказать о нем, выбрать наполнение сосуда из карт-фонов. Отвечая на вопросы психолога: «Как ты себя чувствуешь с таким наполнением? Чем еще ты хотел наполнить свой сосуд? На что в твоей жизни это похоже?», подросток не только проговаривает свои переживания, но и находит ресурсы для решения проблемы, находит ответы на беспокоящие его вопросы [36]. Главное, что студент понял о самом себе, и как он объясняет то, что он увидел на карте. Карты могут быть с изображением предметов, героев, а также абстрактные. За метафорическими картами не закреплены ни какие значения, и подросток сам говорит, что видит на карте, и как это связано с ним. Карты можно использовать на этапе знакомства, мотивации, в процессе выявления проблемы.
Мандалотерапия – метод психокоррекции, при котором используются круглые изображения, которые создаются произвольно или по определённой инструкции. Мандалотерапия имеет высокий потенциал в работе со студентами коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, тревожности, формирование уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала, релаксации. Существует три формы мандалотерапии: активная, пассивная и смешенная. При активной форме дети самостоятельно создают мандалы из различных материалов или заполняют изображением пустой круг на бумаге. Пассивная форма подразумевает использование готовых изображений в круге. При смешанной форме мандалотерапии подростки выбирают готовые шаблоны и раскрашивают мандалы.
Техники работы: свободное творчество, круг мандал (по Джоан Келлог), тематическая работа. Студенту предлагается изобразить мандалу с использованием различных символов. Красками, пластилином создается произведение, творческое изображение внутри круга. Круг дает чувство безопасности. После создания своей мандалы подросток подбирает ассоциации к символам, которые изображены в круге. Мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы, так как она может служить инструментом развития и гармонизации личности подростков, повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения.
Одной из интересных, современных техник арт-терапии, набирающих популярность, является «зентангл». Это технология интуитивного рисования, когда предлагается рисовать на бумаге различные линии, узоры. Создание «зентангла» – это не просто работа на результат (получение красивого замысловатого узора), сколько работа над собой, создание своего творческого продукта, концентрация над процессом, упорядочение мысли. Данные качества необходимо развивать в большей степени у студентов. По мнению Э.Т. Гавриловой, при использовании техник арт-терапии в работе с детьми «Акцент делается на продвижении студента в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой». Современная арт-терапия содержит в своем арсенале многочисленные методики. Именно поэтому из всевозможных методов и приемов можно подобрать определенный способ воздействия для каждого конкретного человека. По мнению Л.Д. Лебедевой «И ребенок, и взрослый в арттерапевтическом процессе приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные нами направления арт-терапии (музыкотерапия, изотерапия, мандалотерапия и др.) являются эффективным средством при работе со студентами.
Использование арт-терапии способствует снижению тревожности, повышению уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля у студентов. В процессе занятий с применением арт-терапии задействованы различные анализаторы: тактильные (работа с различными изобразительными материалами, тканью, бумагой разной фактуры), зрительные (работа с цветом, визуальными образами, анализ художественных произведений) и слуховые (слушание музыки, восприятие голоса при релаксации). Использование метода арт-терапии помогает установить контакт с детьми, увидеть их скрытые возможности и безболезненно выявить проблемы студентов и найти пути их решения.
2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРЕЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1 Организация, методы и содержания эмпирического исследования
В нашем исследовании предполагалось установить различия в эмоцинальных стояниях студентов-первокурсников разных направлений подготовки.
Для этого было проведено сравнительное исследование особенностей эмоциональных состояний первокурсников. Всего в исследовании приняло участие 80 человек, 2 группы по 40 первокурсников.
Были использованы следующие методики: опросник Ч.Д. Спилбергера (модификация Ю.Л. Ханина), индикатор копинг-стратегий Д.Амирхана (адаптация Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский), опросник САН. У первокурсников гуманитарной направленности с помощью опросника Спилбергера были выявлены следующие показатели: среднее значение ситуативной тревожности составляет 37,7 + 6,7 баллов. Данный показатель соответствует умеренному уровню тревожности. Средний показатель личностной тревожности также находится в пределах умеренного уровня и составляет 37,2+ 6,4 балла. Большую часть составили студенты с умеренным уровнем тревожности – 30 человек, что составляет 75% от обследованных первокурсников гуманитарной направленности. Всего у 4 из обследованных первокурсников данного факультета выявлен низкий уровень тревожности, что составляет 10%, у 6 обследованных первокурсников данного факультета наблюдается высокий уровень тревожности, что составляет 15%.
В ходе проведения исследования эмоциональных особенностей студентов первого курса технической направленности с помощью опросника Спилбергера были выявлены следующие показатели: среднее значение ситуативной тревожности по группе составляет 38+ 6,1 баллов. В процентном соотношении в данной выборке превалирует наличие студентов с умеренным уровнем тревожности, как реактивного состояния, так и личностной черты – 80% опрошенных (32 человека). У 15% респондентов выявлен низкий уровень тревожности, всего 5% составили от общего количества испытуемых составили студенты с высоким уровнем тревожности. Средний показатель личностной тревожности составил 41,6 +6,7 баллов, что соответствует умеренному уровню тревожности.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что в обеих выборках превалирует умеренный уровень тревожности, как реактивного состояния, так и личностной черты студентов в период адаптации к профессиональному обучению. Обобщённые результаты исследования двух групп студентов с помощью опросника Спилбергера представлены в таблице:
Уровень тревожности |
Количество баллов |
Число студентов |
|
Гуманитарной направленности |
Технической направленности |
||
низкий |
До 30 |
4 |
6 |
умеренный |
31-44 |
30 |
32 |
высокий |
45 и более |
6 |
2 |
Студенты, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для них важно смещение акцента с безусловной требовательности и категоричности, связанной с высокой значимостью решаемых задач на большее осмысление содержания деятельности, а также поэтапное планирование ее реализации.
Для людей с низкой тревожностью, напротив, требуется повышение активности, акцентирование мотивационных компонентов деятельности, усиление заинтересованности, пробуждения чувства ответственности в решении поставленных задач.
Поведение студентов с умеренным уровнем тревожности характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий. Студенты данной категории отчасти активны и общительны, вовлечены в групповую деятельность, чаще спокойны, но наряду с этим, встречаются ситуации, когда они демонстрируют не обоснованное беспокойство.
При умеренном показателе уровня тревожности встречается адаптивный вид тревожности, способствующий выбору эффективных способов поведения в психотравмирующих ситуациях. Адекватный уровень тревожности помогает студентам эффективно адаптироваться в профессиональную образовательную среду.
Следующим этапом эмпирического изучения эмоционального состояния студентов в период адаптации к профессиональному обучению стало определение типа стресс-совладающего поведения по методике Амирхана.
После итоговой обработки результатов были получены данные, основываясь на которые можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев студенты первого курса факультета гуманитарной направленности при решении возникших трудностей учебного или социально-бытового характера нацелены на стратегию разрешения проблем. Максимальные показатели по данной шкале отмечались у 26 опрошенных, что составляет 65% от общего количества студентов. У 22,5% исследуемых студентов ведущей оказалась стратегия поиска социальной поддержки. Это активная поведенческая стратегия, при которой 167 человек для эффективного разрешения проблемной ситуации обращается за помощью и поддержкой к людям, входящим в ближайшее окружение: семья, друзья, значимые лица. У 12,5% опрошенных студентов ведущей оказалась стратегия избегания проблем. Такие люди склонны избегать неудачи с помощью ухода от контакта с окружающей его действительностью. Стоит учесть, что в зависимости от конкретной стрессовой ситуации данная стратегия может носить и адекватный характер.
Наиболее эффективным, по мнению психологов, является использование всех трёх поведенческих стратегий в соответствии со сложившейся ситуацией. В отдельных случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему важна поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать возникновения проблемной ситуации, заранее прогнозируя её негативные последствия.
Обобщённые результаты исследования студентов по методике Д.Амирхана
Стратегия поведения |
Число студентов |
|
Гуманитарной направленности |
Технической направленности |
|
Поиск социальной поддержки |
9 |
7 |
Избегания проблем |
5 |
3 |
Разрешения проблем |
26 |
30 |
Итоговая обработка ответов, полученных в ходе исследования студентов юридического факультета дала следующие результаты: – стратегия разрешения проблем оказалась ведущей у 30 студентов, что составляет 75%; – стратегия поиска социальной поддержки выявлена у 7 испытуемых, что составляет 17,5%; – на стратегию избегания проблем нацелены всего 3 студента, что составляет 7,5%.
Заключительный этап исследования студентов проходил с помощью опросника САН. Данный опросник позволил выявить актуальный уровень характеристик самочувствие, активность, настроение, от которых напрямую зависит эмоциональное состояние студентов в период адаптации. Полученные результаты были обработаны согласно инструкции опросника и представлены в таблице
Стратегия поведения |
Число студентов |
|
Гуманитарной направленности |
Технической направленности |
|
Самочуствие |
5,1 |
5,0 |
Активность |
5,0 |
5,1 |
настроение |
5,4 |
5,3 |
Сравнительный анализ показал, что между средними значениями обеих выборок не отмечается существенных различий, что подтверждается и результатами предыдущих исследований.
Сравнительный анализ полученных результатов по вышеперечисленным методикам исследования показал, что существенных отличий в преобладании коппинг-стратегий у студентов не выявлено.
Данная тенденция может говорить о том, что на начальном этапе адаптации студентов к профессиональному обучению не отмечается серьёзных различий в уровне эмоционального реагирования и выборе стратегий действия в стрессовых ситуациях.
Первокурсники обоих факультетов практически одинаково ведут себя в изменившихся ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном этапе адаптации к профессиональному обучению между студентами разных факультетов значительных различий в степени эмоционального реагирования не выявлено.
Типичное эмоциональное состояние студентов первого курса обучения можно охарактеризовать следующими утверждениями: – среди чувств, преобладающих у студентов-первокурсников можно выделить как негативные (усталость, тревога, страх), так и позитивные (удовлетворение выбранной профессией, оптимизм, радость) проявления, что в целом является удовлетворительным критерием адаптации. Большая часть студентов испытывают отчаяние и страх перед первой сессией, что так же является критерием успешности адаптации. И наоборот, студенты, не отмечающие в своём состоянии таких проявлений как тревога и страх, склонны, попасть в категорию дезадаптивных. Это является показателем вытеснения негативных эмоциональных проявлений из зоны сознания собственных переживаний.
Следовательно, не осознавая тревоги, студенты не предпринимают деятельных шагов по выявлению и преодолению вызывающих её причин. – большинство первокурсников демонстрируют окружающим тревогу, беспокойство, страх, энтузиазм и удивление – чаще всего, именно эти чувства называют опрошенные при описании своего состояния.
Для проведения работы по профилактике отрицательного эмоционального состояния студентов первого курса в образовательном процессе необходимо использовать арт-психологию, которая позволяет:
· возможность отреагирования сложных эмоций социально-приемлимым способом;
· естественное стремление студента к самовыражению и творческому проявлению своей личности;
· возможность невербальной коммуникации для студентов, имеющих сложности в межличностном общении и выражении своих чувств;
· бережное обращение с уязвимым образом «Я» студента через использование безопасного пространства символов и метафор;
· опыт получения одобрения и позитивной эмоциональной поддержки участников через обсуждение своих продуктов творчества в безоценочном пространстве группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было рассмотрено эмоциональное состояние студентов. Многообразие эмоциональных проявлений человека давно вызывало у отечественных и зарубежных психологов как научный, так и практический интерес.
В дипломной работе мы выявили теоретические основы эффективной организации психологической помощи по коррекции эмоциональных состояний у студентов.
Применяли в работе со студентами арттерапевтических методик (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, мандалотерапия, метафорические карты и т.п.) могут направлены на нивелирование таких психологических особенностей как тревожность, наличие внутренних конфликтов, неуверенность в себе, возбудимость, низкий самоконтроль.
На основе проведенного анализа в области применения методов арт-терапии при работе у студентов улучшается:
· развитие творческих способностей;
· формирование позитивного образа «я» и повышение самооценки;
· улучшение навыков межличностной коммуникации;
· снижение уровня стресса; снижение тревожности и работа со страхами;
· преодоление агрессии;
· психосоциальная адаптация;
· эмоциональное развитие;
· профилактика девиантного поведения;
· реабилитация после психических травм;
· различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая);
· профилактика экстремистского поведения и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер А.. Киев, 1997.– 127-132 с.
2. Айзенк, М. Психология для начинающих / М. Айзенк – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384с.: ил.
3. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
4. Алешина, Ю.Е. Специфика психологического консультирования / Ю.Е. Алешина //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1994. - №1. - С.22 - 33.
5. Андреев, В.И. Педагогика. Учебник для вузов / В.И. Андреев. – Казань, 2000.-с. 71-118
6. Анцупов, А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов М.: ЮНИТИ, 1999, 102 – 134 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Божович Л.И.. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С. 190 -195
8. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – Санкт – Петербург, 2000.- С. 62-105
9. Бурдыко, Н. А. Проблемы психологии развития и дифференциальной психологии / Н. А. Бурдыко. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С. 148 - 152
10. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
11. Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.
12. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
13. Горностай, П.П., Васьковская, С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. / П.П.Горностай, С.В. Васьковская - Киев: Наукова думка, 1995. - 128 с.
14. Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.
16. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто Т.В. / Серия «Справочники». – Ростов н / Д.: «Феникс», 2003.- 512 с.
17. Капустин, С.А. Границы возможностей психологического консультирования / С.А. Капустин //Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.50 - 56.
18. Карелина, А.А. Психологические тесты: В 2 т. / А.А. Карелина. – М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2003. Т. 2 – 248 с.: ил.
19. Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005.
20. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
21. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
22. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
23. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб:Питер, 1998., с.225-268.
24. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю.Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. - 109 с
25. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 – х книгах. Книга 3: / Р.С. Немов - М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 1998.- 632 с.
26. Обозов, Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - / Н.Н Обозов, Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. - 49 с.
27. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.
28. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.
29. Погосова Н.М. "Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В. 2 кн. – / Е.И. Рогов М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009. – Кн. 2: Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.
31. Ролло, М. «Искусство психологического консультирования /Ролло Мэй - М.: Независимая фирма "Класс", 2007. - 116 с.
32. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А.С. Спиваковская– ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. - 464 с.
33. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Наука, 1992.
34. Хрестоматия. Арт-терапия. под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
Приложение 1
1. Позволяю себе поделиться переживанием с другом.
2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.
5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.
13. Больше времени, чем обычно, провожу один.
14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.
15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.
16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.
17. Обдумываю про себя план действий.
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.
20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.
21.Избегаю общения с людьми.
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.
23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.
24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.
25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.
26. Сплю больше обычного.
27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.
28. Представляю себя героем книг или кино.
29. Пытаюсь решить проблему.
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
31. Принимаю помощь от друга или родственника.
32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.
Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.
Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:
Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
Ответ “Согласен” в 2 балла.
Ответ “Не согласен” в 1 балл.
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.
Нормы для оценки результатов теста:
Уровень |
Разрешение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание проблем |
Очень низкий |
< 16 |
< 13 |
< 15 |
Низкий |
17 - 21 |
14 - 18 |
16 - 23 |
Средний |
22 - 30 |
19 - 28 |
24 - 26 |
Высокий |
> 31 |
> 29 |
> 27 |
Приложение 2
Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН)
Цель – оценить самочувствие, активность и настроение.
Теоретическая основа. Самочувствие (С) = сила+ здоровье +утомление. Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций. Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.
Инструкция. Соотнесите своё состояние с рядом признаков по шкале, состоящей из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположенной между 30-ю парами слов противоположного значения. Выберите и обведите кружком на каждой шкале только одну цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.
Бланк ответов (с текстом опросника)
№ |
Состояние |
Варианты ответов |
Состояние |
||||||
1 |
самочувствие хорошее |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
самочувствие плохое |
2 |
чувствую себя сильным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
чувствую себя слабым |
3 |
пассивный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
активный |
4 |
малоподвижный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
подвижный |
5 |
веселый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
грустный |
6 |
хорошее настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
плохое настроение |
7 |
работоспособный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
разбитый |
8 |
полный сил |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
обессиленный |
9 |
медлительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
быстрый |
10 |
бездеятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
деятельный |
11 |
счастливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
несчастный |
12 |
жизнерадостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
мрачный |
13 |
напряженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
расслабленный |
14 |
здоровый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
больной |
15 |
безучастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
увлеченный |
16 |
равнодушный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
взволнованный |
17 |
восторженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
унылый |
18 |
радостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
печальный |
19 |
отдохнувший |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
усталый |
20 |
свежий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
изнуренный |
21 |
сонливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
возбужденный |
22 |
желание отдохнуть |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
желание работать |
23 |
спокойный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
озабоченный |
24 |
оптимистичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
пессимистичный |
25 |
выносливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
утомляемый |
26 |
бодрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
вялый |
27 |
соображать трудно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
соображать легко |
28 |
рассеянный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
внимательный |
29 |
полный надежд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
разочарованный |
30 |
довольный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
недовольный |
Обработка данных. Цифры, обведенные кружками, перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Ключ
Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Интерпретация результатов. Средние оценки для выборки: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.
Показатели |
Уровни выраженности показателей |
||||
Н низкий (саз) |
НС ниже среднего (саз) |
С средний (саз) |
ВС выше среднего (саз) |
В высокий (саз) |
|
Самочувствие |
1,0 - 2,2 |
2,3 - 3,4 |
3,5 - 4,5 |
4,6 - 5,7 |
5,8 - 7,0 |
Активность |
|||||
Настроение |
|||||
Средне-арифметический общий балл |
+Примечание: саз – среднее арифметическое значение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.