Исследовательская работа "Вейпинг как способ социальной идентификации"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Вейпинг как способ социальной идентификации"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
docx
детская психология +2
9 кл
28.05.2024
Исследовательская работа "Вейпинг как способ социальной идентификации"
В этой работе проведено исследование, в котором вейпинг рассмотрен как способ социальной идентификации. В теоретической части дано определение понятию «социальная идентификация» и раскрыта ее роль в жизни человека; была обоснована гипотеза, утверждающая, что вейпинг является субкультурой. В практической части был проведён опрос и доказана выдвинутая гипотеза.
Научно-исследовательская работа.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №612

Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

Ученика 11 «А» класса

Ерошкова Илии

«Вейпинг как способ социальной идентификации»

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Мировая Ю. П.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024 г.


План

Введение. 3

Актуальность: 3

Гипотеза: 3

Цель проекта: 3

Задачи проекта: 3

Глава 1. Социализация, социальная идентификация. 5

Глава 2. Социальная и групповая идентичность как результат идентификации  8

Глава 3. Вейпинг как субкультура. 10

Заключение. 14

Список источников. 16


Введение

Актуальность:

За последние годы среди подростков и молодёжи очень сильно распространилась тяга к различным психоактивным веществам, начиная с легальных, которые распространены повсеместно, таких как алкоголь и сигареты, заканчивая различными запрещёнными галлюциногенными веществами.

Мы решили выяснить, почему всё больше и больше детей и подростков начинает интересоваться и увлекаться вейпингом. Понимание причин такого интереса у молодых людей позволит нам иметь достаточное представление о проблеме курения среди детей и подростков и правильно подходить к её решению.

Гипотеза:

Вейпинг является способом социальной идентификации

Цель проекта:

Ответить на вопрос: является ли вейпинг способом социальной идентификации?

Задачи проекта:

1.     Раскрыть сущность понятия «Социальная идентификация»:

а.      Что такое социальная идентификация;

б.     Для чего человеку нужна социальная идентификация.

2.           Рассмотреть явление «Социальная и групповая идентичность как результат идентификации»:

а.            Что такое социальная идентичность;

б.           Что такое групповая идентичность;

в.            Чем идентификация отличается от идентичности.

3.     Изучить тему «Вейпинг как субкультура»:

а.      Что такое субкультура;

б.     Почему вейпинг можно назвать субкультурой;

в.      Провести опрос среди людей, использующих электронные сигареты, с целью определения их восприятия этого социокультурное явление.

 


Глава 1. Социализация, социальная

идентификация

 

Социальная идентификация

Социальная идентификация – отождествление своего «Я» по жизненным интересам, социальным проблемам, симпатиям с определённой социальной группой.

Проблема идентификации в философии рассматривается, как правило, в тесной взаимосвязи с технологиями и методами конструирования и видоизменения сознания.

Ярким примером этому служит феномен социальных сетей. Здесь, как нигде, открывается полная свобода для создания своего нового «Я». Можно выбрать любое фото для профиля, соответствующее идеалам красоты или, напротив, безобразия, успешности или ущербности, сопроводив изображение соответствующими атрибутами. Интернет-пространство позволяет в считанные секунды сменить имя, без медицинских вмешательств - пол, не говоря уже о профессии, социальном положении, статусе и т.п. Подростки часто склонны к подражанию и поиску ролевых моделей, и если для них таковыми не являются родители, то они находят их во внешнем мире.

Социальная идентификация является одной из основных потребностей личности, связанных с признанием со стороны других людей, c необходимостью в групповой защите, с возможностью в самореализации и позитивной оценки со стороны общества. В процессе социальной идентификации задействовано не менее двух социальных субъектов. Можно отметить, что между ними устанавливается дихотомическая связь, позволяющая обнаружить сходство и различие, интегрированность и обособленность, типизацию и индивидуализацию. Причем дихотомические соотношения склонны изменяться.

В социологии традиционно различают первичную и вторичную социализации.

·               Первичная осуществляется под влиянием значимого окружения и формирует направления движения личности, во многом определяет ценностную систему, её поведение.

·               Вторичная социализация происходит, когда сознательная основа (базис) уже сформирована, но подвергается трансформации по причине воздействия внешних факторов.

По справедливому замечанию П. Бергера и Т. Лук-мана, в результате вторичной социализации формируются «подмиры», которые отличаются от «базисного мира», но вместе с тем также имеют ценностные ориентиры и реализуются в координатах «здесь и сейчас». Эти «подмиры» важны для индивида в конкретный период жизни и оказывают непосредственное влияние на процессы идентификации его личности.

Роль социальной идентификации в жизни человека

Реализация идентификационных процессов отражает осознание человеком необходимости однозначного понимания того, кто он в культурных и социальных системах координат, с одной стороны, и понимания того, каким бы он хотел быть и как необходимо себя позиционировать в социуме, с другой стороны. Предпосылкой стремления личности к идентификации, по мнению В. А. Ядова, является разрушение традиционного уклада в обществе.

Так, например, «развитие современных индустриальных обществ принципиально изменяет объективные условия жизнедеятельности людей, формирует потребность в самоопределении относительно многообразных групп и общностей, а динамизм и многослойность социальных взаимодействий так или иначе вызывают необходимость упорядочения и доминирующих, и периферийных «солидарностей». Ответ на вопрос, какие группы и общности человек признаёт «своими», а какие - частично близкими или враждебными, становится принципиально важным для понимания социальных отношений» Ядов В. А.

Самим В. А. Ядовым выделяется три момента, обуславливающих социальную идентификацию личности:

·               глубинная потребность личности в признании других и в позитивной оценке с их стороны;

·               групповая защита;

·               самореализация.

Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает самим собой воплощать социальный тип.

Таким образом, значимую роль в процессах идентификации играют такие компоненты, как актуальное социальное окружение и медиапространство, транслирующие, порой и настойчиво, и навязчиво «эталоны» и модели поведения, системы ценностных ориентиров и даже мышление.

Подводя итог, можно сказать, что социальная идентификация является одной из основных потребностей личности, связанных с признанием со стороны других людей, c необходимостью в групповой защите и возможностью в самореализации. Значимую роль в процессах идентификации играет актуальное социальное окружение и медиапространство. Сама же социальная идентификация является важным компонентом, помогающим правильно ориентироваться в окружающей человека действительности.


Глава 2. Социальная и групповая идентичность как результат идентификации

 

Социальная идентичность

Социальная идентичность – характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.)

Идентификация и идентичность близкие, но не взаимозаменяемые понятия. Идентификация отражает процесс, а идентичность — результат этого процесса. Социальная идентичность индивида связана с осознанием своей индивидуальности и является его субъективным состоянием и объективно наблюдаемым качеством тождественности другому человеку, группе, образцу и самому себе. Социальная идентичность имеет протяженность во времени и в пространстве. Человек сохраняет свою индивидуальность как личностное своеобразие, как целостность и относительную стабильность на определенном временном этапе, а также в условиях различных пространственных и ситуационных изменений.

Образцом может стать группа людей одной профессии, например врачи. Конкретный врач определяет свою социальную идентичность через связь с врачебным сообществом.

Групповая идентичность

Групповая идентичность понимается как определенное сходство составляющих ее индивидов. Групповая идентичность базируется на осознании каждым индивидом своей принадлежности к группе, поддержании внутренней солидарности идеалам и ценностям группы, а также обособлении каждого члена группы от «другого» и обновляемости идентификаций с группой. Складывание группы предполагает установление определенного взаимодействия индивидов со специфической нормативной средой и образом мира. Идентичность группы зависит от ее сплоченности и наличия жестких регламентов поведения.

Для примера снова обратимся к людям одной профессии. Каждый врач считает себя дипломированным специалистом, определяется это по характерным этой профессии знаниям и документу, подтверждающему наличие должного образования и допускающему человека к врачебной практике, все они также идентифицируют себя как часть одной профессиональной группы, объединенной общими знаниями и навыками, выделяющейся на фоне «других» – «не врачей».

Важно отметить, что незавершенная групповая идентичность, поучаемая в результате прерванного процесса социальной идентификации, может стать источником социальной маргинальности – распространенного в современном мире явления неопределённости, выражающегося  в постоянно меняющихся интересах личности, в следствии чего человек «пробует» себя во всевозможных течениях и практиках, некоторые из которых вызывают сомнения, связанные с их теоретической и практической направленностью, из-за чего вступление в такие течения может быть крайне нежелательным. Примером таких практик могут стать различные организации, занимающиеся наркоторговлей или секты, которые могут представлять общественную опасность из-за специфической направленности и неординарного поведения.

Групповая идентичность может рассматриваться не только в отношении возможной социальной группы, но и в отношении включенности конкретного человека в социальную группу. Групповая идентичность рассматривается и как состояние тождественности индивида определенной социальной группе, к которой он принадлежит и считает ее «своей» группой.

 

 Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование и социальной, и групповой идентичности является очень важным процессом в становлении личности. Для развития идентичности необходима какая-то группа, способная удовлетворять эмоциональные потребности человека, связанные с позитивной оценкой его деятельности со стороны других, групповой защитой и возможностью самореализации. Одной из практик межличностного взаимодействия, где у людей появляется социальная идентичность является такое общественное явление, как субкультура.


 

Глава 3. Вейпинг как субкультура

 

Понятие «вейпинг» имеет английский генезис и происходит от слова «vapour» - пар. Оно включает в себя не только обозначение процесса специфического «курения», или «парения», но и целое социокультурное и социально-экономическое явление, выраженное в появлении определенной социальной категории людей, занимающихся использованием, так называемых «бездымных сигарет», объединенных определенной субкультурой и образующих конкретную группу потребителей специфического товара под названием «вейп».

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих конкретную группу от большинства членов общества, влияющих на стиль жизни и мышление людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы».

Надо отметить, что субкультуру иногда путают с хобби — увлечением человека каким-либо занятием. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивую группу, и при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов).

Составляющими субкультуры и одновременно ее признаками, можно назвать следующие компоненты:

·               знание (картина мира в узком смысле);

·               ценности (стиль и образ жизни);

·               социальные институты как системы норм;

·               процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности

Знание: какой-то особой, отличительной картины мира у приверженцев данного движения нет. Целью этого неформального образования не является навязывание отличных от остальной культуры взглядов на жизнь и мир в целом. Их мировосприятие не находится в прямой зависимости от субкультуры, в которой они состоят, и взаимосвязано только с их актуальным социальным окружением.

Ценности: применение электронных средств доставки никотина (далее ЭСДН) для создания расслабляющей атмосферы, общение при активном использовании этих устройств в общественных или специализированных местах, изучение новинок и обсуждение их особенностей.

Социальные институты: Различные вейп бары и вейп-фестивали, где, собравшись компанией, люди могут попробовать и обсудить новинки, приобрести новые устройства и соответствующие компоненты, обновить свои практические навыки и умения.

Процедурное знание: обладание сленговой лексикой, знание основ течения и наличие навыков обращения с устройством, достаточная вовлеченность в изучении инноваций и нововведений компаний и поставщиков.

Межличностные взаимоотношения, как и в любой другой субкультуре, здесь развиты в достаточной мере, что позволяет членам этой социальной группы начинать общение с другими участниками без какого-либо затруднения, не испытывая дискомфорт из-за отсутствия «общих» тем для разговора. Электронные сигареты, как в своё время и обычные, смогли объединить многих людей. Имея общие интересы люди всегда найдут, о чем поговорить. В данном случае спектр тем, которые обсуждаются на собраниях членов этой субкультуры, зависит от интересов каждого из её участников.

Практическое исследование

Был проведён опрос, в котором у людей спрашивалось:
1) Является ли вейпинг субкультурой?
2) Смущает ли вас, когда в вашем присутствии находятся люди, которые активно используют электронные сигареты?
3) Посещаете ли вы вейп-фестивали (мероприятия, направленные на демонстрацию умений и навыков людей, применяющих ЭСДН, презентацию новых устройств и аксессуаров, развитие и укрепление межличностных отношений) или желаете ли их посещать?

В опросе участвовали 10 юношей и 10 девушек возрастом от 14 до 21, использовавшие электронный сигареты.

Результаты опроса представлены в таблице 1:

 

Таблица 1. Опрос молодёжи и

 

Респондент

Юноши

Девушки

Вопрос

Утвердительный ответ

Отрицательный ответ

Утвердительный ответ

Отрицательный ответ

1) Является ли вейпинг субкультурой?

3

7

5

5

2) Смущает ли вас, когда в вашем присутствии находятся люди, которые активно используют электронные сигареты?

2

8

3

7

3)посещаете ли вы вейп-фестивали или желаете ли их посещать?

6

4

5

5

 

Выяснилось, что большая часть опрашиваемых не считает вейпинг субкультурой, однако, обосновать свою позицию им не удалось.

В то же время, на вопрос: «Смущает ли вас, когда в вашем присутствии находятся люди, которые активно используют электронные сигареты?», большинство ответило отрицательно. На третий вопрос большая часть респондентов ответила утвердительно.

Результаты этого опроса показывают, что несмотря на то, что многие не воспринимают вейпинг как субкультуру, это явление объединяет людей в определённые группы, члены которых испытывают эмоциональное удовлетворение при нахождении в них. Те же, кто не входит в такие группы, обычно стремятся находится вне конкретных социальных образований. Во всех общинах и общностях всегда есть те, кто предпочитают групповой деятельности одиночество.

Исследование не предполагало изучение природы их вовлечённости в эти группы с точки зрения желания улучшить свои коммуникативные навыки при общении с людьми своего или противоположного пола, более высокого социального статуса или материального положения.

 

Приведенные выше исследования дают достаточные основания, позволяющие утверждать, что вейпинг можно считать субкультурой, так как в этом явлении есть все составляющие, несущие ключевые характеристики, которые определяют это движение как отличающееся от остальной социальной группы.


Заключение

Выводы:

1.            Мы раскрыли сущность понятия «социальная идентификация» и определили её роль в жизни человека.

2.            Изучили явление «Социальная и групповая идентичность как результат идентификации» и установили, что для развития идентичности необходима какая-то группа, способная удовлетворять эмоциональные потребности человека, одной из которых является субкультура.

3.            Рассмотрели вейпинг как субкультуру, провели опрос и сделали вывод, что вейпинг можно считать субкультурой.

 

Мы провели исследование, в котором рассмотрели вейпинг не как вредную привычку, а как определённое социальное явление, характеризующее конкретную группу общества, которая не противопоставляет себя всему социуму, но имеет свои отличительные ценности и модели поведения. Все это позволяет охарактеризовать вейпинг как субкультуру.

В субкультуре мы видим все компоненты, которые необходимы для успешного формирования и социальной, и групповой идентичности.

В этой сфере культуры выполняется роль:

·               Типизации и индивидуализации: по средству использования различных устройств, многие из которых имеют свой неповторимый вид из-за уникального дизайна, разработанного производителем, и возможности кастомизации устройства по личным предпочтениям, человек начинает следовать тенденциям групп, но продолжает оставаться личностью.

·               Интегрированности и обособленности: благодаря знаниям и умениям необходимым для комфортного пребывания в этой группе, человек может стать членом этого собрания и причислить себя к определённому сообществу, они также позволяют ему отделить себя от «других».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что так как социальная идентичность формируется в определённых группах, в числе которых есть субкультура, вейпинг являясь субкультурой, становится тем социальным образованием, в котором у людей определяется идентичность, благодаря протекающему в нём процессу социальной идентификации.

Гипотеза доказана. Задачи выполнены. Цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 


Список источников

Материалы взяты из интернет-ресурса:

Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»

 

1.            Лагутин Ю.В. Социальная идентификация: методы, ресурсы и возможности // Вопросы управления. 2018. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-identifikatsiya-metody-resursy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 11.03.2024).

2.            Ковалева Антонина Ивановна Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznovidnosti-sotsialnoy-identichnosti-podhody-k-klassifikatsii (дата обращения: 18.03.2024).

3.            Агапова Виктория Николаевна Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологический аспект // Философия и культура. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-tsennosti-i-sposoby-ih-klassifikatsii-filosofsko-kulturologicheskiy-aspekt (дата обращения: 18.03.2024).

4.             Белокопытова Е. И. Структура молодежной субкультуры // Аналитика культурологии. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-molodezhnoy-subkultury (дата обращения: 23.03.2024).


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

План Введение . 3 Актуальность: 3

План Введение . 3 Актуальность: 3

Введение Актуальность: За последние годы среди подростков и молодёжи очень сильно распространилась тяга к различным психоактивным веществам, начиная с легальных, которые распространены повсеместно, таких как…

Введение Актуальность: За последние годы среди подростков и молодёжи очень сильно распространилась тяга к различным психоактивным веществам, начиная с легальных, которые распространены повсеместно, таких как…

Провести опрос среди людей, использующих электронные сигареты, с целью определения их восприятия этого социокультурное явление

Провести опрос среди людей, использующих электронные сигареты, с целью определения их восприятия этого социокультурное явление

Глава 1. Социализация, социальная идентификация

Глава 1. Социализация, социальная идентификация

В социологии традиционно различают первичную и вторичную социализации

В социологии традиционно различают первичную и вторичную социализации

Ядов В. А. Самим В. А. Ядовым выделяется три момента, обуславливающих социальную идентификацию личности: · глубинная потребность личности в признании других и в позитивной оценке…

Ядов В. А. Самим В. А. Ядовым выделяется три момента, обуславливающих социальную идентификацию личности: · глубинная потребность личности в признании других и в позитивной оценке…

компонентом, помогающим правильно ориентироваться в окружающей человека действительности.

компонентом, помогающим правильно ориентироваться в окружающей человека действительности.

Глава 2. Социальная и групповая идентичность как результат идентификации

Глава 2. Социальная и групповая идентичность как результат идентификации

Идентичность группы зависит от ее сплоченности и наличия жестких регламентов поведения

Идентичность группы зависит от ее сплоченности и наличия жестких регламентов поведения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование и социальной, и групповой идентичности является очень важным процессом в становлении личности

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование и социальной, и групповой идентичности является очень важным процессом в становлении личности

Глава 3. Вейпинг как субкультура

Глава 3. Вейпинг как субкультура

Ценности: применение электронных средств доставки никотина (далее

Ценности: применение электронных средств доставки никотина (далее

Посещаете ли вы вейп-фестивали (мероприятия, направленные на демонстрацию умений и навыков людей, применяющих

Посещаете ли вы вейп-фестивали (мероприятия, направленные на демонстрацию умений и навыков людей, применяющих

На третий вопрос большая часть респондентов ответила утвердительно

На третий вопрос большая часть респондентов ответила утвердительно

Заключение Выводы: 1.

Заключение Выводы: 1.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что так как социальная идентичность формируется в определённых группах, в числе которых есть субкультура, вейпинг являясь субкультурой, становится…

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что так как социальная идентичность формируется в определённых группах, в числе которых есть субкультура, вейпинг являясь субкультурой, становится…

Список источников Материалы взяты из интернет-ресурса:

Список источников Материалы взяты из интернет-ресурса:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024