Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
docx
17.08.2024
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.docx

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является реализация стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

*        поиск информации и понимание прочитанного;

*        преобразование и интерпретация информации;

*         оценка информации.

 

Смысловое чтение рассматривается как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Понимание текста (согласно теории И.Р. Гальперина) – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание фактов, событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, это скрытая информация.

Концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями», систему взглядов, мыслей и чувств автора, отраженных в тексте.

 

Академик А.Г. Асмолов  назвал следующие виды смыслового  чтения:
  ознакомительное чтение

  поисковое (просмотровое) чтение

 ·изучающее чтение
  рефлексивное чтение
  усваивающее чтение

  выразительное чтение


Приёмы смыслового чтения:

Приём «Прогнозирования»:

Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

Фрагмент урока. Знакомство  с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

-Как называется рассказ?

-Как вы думаете, о чем будет говориться  в рассказе?

-Это тема или идея?

После прочтения рассказа:

-Только  ли о заячьих лапах говорится в рассказе?

-Почему автор так назвал произведение?

 

Приём «Ассоциативный куст».

Я даю ключевое слово. В нашем случае это название  притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

 

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

 

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».

         - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

 Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

 

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

 

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

 

Учащимся предлагалось  внимательно прочитать  притчу «Два волка».

 

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

         Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

 

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 

Приём «Чтение с остановками».

Примерные вопросы:

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

                                   

Приём Диалог с автором.
Задание: прочитайте рассказ с карандашом;по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.

Текст

Вопросы автору

 

 

 

 

Прием «Письмо по кругу»- сочинение на определенную тему по одному предложению. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.


Итак, использование этих и других приёмов помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

 

         Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

 

 


 

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом

Почему автор так назвал произведение?

Почему автор так назвал произведение?

Купил себе человек новый дом. (Да) -

Купил себе человек новый дом. (Да) -

Текст Вопросы автору

Текст Вопросы автору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2024