Приёмы смыслового чтения и работа с текстом |
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является реализация стратегии смыслового чтения и работа с текстом: * поиск информации и понимание прочитанного; * преобразование и интерпретация информации; * оценка информации. |
Смысловое чтение рассматривается
как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее
переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной
задачей. Концептуальная информация «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями», систему взглядов, мыслей и чувств автора, отраженных в тексте.
Академик
А.Г. Асмолов назвал следующие виды смыслового чтения: поисковое (просмотровое) чтение ·изучающее
чтение выразительное чтение
Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб») Фрагмент урока. Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». -Как называется рассказ? -Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе? -Это тема или идея? После прочтения рассказа: -Только ли о заячьих лапах говорится в рассказе? -Почему автор так назвал произведение?
Приём «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)
А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций. Притча «Книга» Ученик спросил старца: -Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её? Спросил и старец: -А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера? -Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик. - Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища. Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе». - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке. Притча «Ведро с яблоками» Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…» - Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию. Перед вами примеры утверждений: - Купил себе человек новый дом. (Да) - Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет) - Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да) - Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да) - Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
Учащимся предлагалось внимательно прочитать притчу «Два волка».
Притча «Два волка» Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте. - Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление); Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Приём «Чтение с остановками». Примерные вопросы: ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Приём Диалог с автором.
Прием «Письмо по кругу»- сочинение на определенную тему по одному предложению. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; -находить в тексте требуемую информацию; -выделять не только главную, но и второстепенную информацию; -читать внимательно и вдумчиво. Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.