Стратегия Частной школы "Билим-Ош"

  • docx
  • 04.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Стратегия Частной школы Билим Ош.docx

Основной задачей стратегического планирования развития образовательного учреждения, помимо обеспечения эффективности и устойчивости функционирования, является обеспечение опережающего или своевременного выявления ситуационных изменений в сфере образовательного пространства.

При формировании и реализации стратегии  необходимо иметь в виду, что деятельность образовательного учреждения, как правило, определяется рядом процессов,  изменения в которых могут быть достигнуты только в средне- и долгосрочном периодах.

Важная роль этих процессов предопределяет необходимость понимания тенденций развития, оценки альтернативных способов их использования и объема финансовых, кадровых, технических и информационных ресурсов, необходимых для целенаправленных, управляемых изменений.

Условием решения этих задач является наличие в общеобразовательном учреждении системы стратегического планирования, включающей в себя определенные элементы (рис. 1).

 

Образовательные учреждения любых размеров могут и должны определять и выполнять только те начинания, которые поддерживают стратегический план. Задачи подразделений исследований и разработок, управления трудовыми ресурсами, маркетинга и т. д. объединяются в стратегическом плане, содержащем ясные цели, «разворачиваемые» затем по всему образовательному учреждению.

Для обеспечения успешной модернизации системы среднего общего образования в условиях формирования свободного рынка образовательных услуг образовательному учреждению необходимо разработать стратегию, направленную на получение и эффективное использование конкурентных преимуществ на муниципальном и региональном и государственном уровнях. В ее основе должна лежать такая стратегия, которая в современных конкурентных условиях становится приоритетной и может рассматриваться в качестве базовой стратегии развития учреждения.

 

1.      РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ «БИЛИМ-ОШ»

 

1.1.  Общая характеристика частной школы «Билим-Ош»

 

Частная школа «Билим-Ош»  расположена на территории Ошской области, Карасуйского района, Нариманского а/а, села Жидалик на окраине города. В школе обучаются дети и подростки, проживающие в городе ОШ, Карасуйского района, города Карасуу..

В школу принимаются дети с 6,5 лет по заявлению родителей вне зависимости от их проживания.

Возрастающий из года в год авторитет школы, устойчивая востребованность образовательных услуг родителями и учащимися позволяют увеличить количество классов-комплектов. Контингент обучающихся школы – это дети от 6,5 лет до 17 лет,  выпускники детских дошкольных учреждений, а также других учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку.

Частная школа «Билим-Ош» открыта в 2018 году.

Несмотря на отдаленность от центра города, школа установила прочную систему взаимоотношений с социумом по различным направлениям деятельности: посещение театров, консерватории,  проведение уроков в музеях города, в библиотеках, работа в архивах музеев. Частная школа «Билим-Ош» имеет научно-практические связи с Росцентром в городе Ош, с СОУ и ОИУУ

С 2018 года по 2019 год в частной школе «Билим-Ош» обучалось следующее количество учащихся:

 

Учебные годы

 

2018-2019

2019-2020

Всего детей

81

156

Выпускники 9 класса

-

9

Выпускники 11 класса

-

-

 

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что уже в 2019-2020 учебном году наметилась тенденция к увеличению количества классов.

Основными показателями уровня учебно-воспитательного процесса являются его качество, уровень научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения.

Управление школой основано на демократических принципах руководства, которое предусматривает отчетность администрации перед коллективом, развитие и расширение сферы применения коллегиальных форм и методов обсуждения и принятия решений. Особенностью руководства нашей школой является четкое делегирование полномочий.

В школе функционируют  14 кабинетов по всем предметам учебного плана, оборудованных современной мебелью, библиотека, медицинский кабинет,  спортзал, спортивная площадка, актовый зал. Учреждение  имеет оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:

Материально-техническая база за этот короткий срок года пополнилась новыми компьютерами. В настоящее время их 22, имеются 5 ноутбуков и планшетов, также имеется мультимедийный проектор, 8 телевизоров и 8 видеоплееров . Школа имеет скоростной выход в Интернет, что дает возможность как учителям, так и ученикам получать необходимую информацию. Учебное заведение имеет свой сайт, на котором размещена информация об учреждении, учителя размещают информацию из опыта  работы. Закуплены принтеры, ксероксы, что дало возможность автоматизировать рабочие места директора, секретаря, библиотеки, методического кабинета.

Для того чтобы составить стратегию развития, необходимо в соответствии с теорией провести анализ учреждения и его окружения. Образовательное учреждение в том числе  испытывает на себе влияние среды, которая имеет три основные составляющие:

·                     макроокружение (макросреда);

·                     непосредственное окружение (микросреда);

·                     внутренняя среда.

Собранная о динамике развития среды информация служит основанием для разработки прогнозов, сценариев, стратегий развития общеобразовательного учреждения.

 

1.2.    Анализ внешней среды частной школы «Билим-Ош»

 

Современный менеджмент основывается на следующих "постулатах", которые гласят:

- внешняя  среда  организации чрезвычайно изменчива и подвижна;

- любой сотрудник организации - личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - "инструмент" для обеспечения прибыли;

- управление - сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Многие "внутренние" проблемы вызываются "внешними" причинами - несовершенством законодательств противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью  конкурентов. Значимость внешней среды для учреждения невозможно переоценить, именно она заставляет искать свое место в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру организации, направления её развития.

Анализ макросреды ОУ предполагает изучение следующих групп факторов:

1.      экономических;

2.      политико-правовых;

3.      социальных;

4.      научно-технических и технологических.

Экономические факторы

·         усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

·         ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии;

·         возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

·         растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

·         низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;

·         высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

Поэтому определены шаги к этим преобразованиям.

·         Обеспечение возможности получения качественного образования, доступа к национальным и мировым культурным ценностям.

·         Переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех.

·         Развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.

·         Создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

·         Улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

·         Обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Политико-правовые факторы

Нормотворчество в сфере образования в КР, обладает своими особенностями. Это совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей, необходимых для результативного решения системой образования либо тем или иным ее субъектом (элементом, институтом) в рамках общественно-государственной образовательной политики своих образовательных задач и осуществления соответствующих функций.

Специфика образовательного нормотворчества состоит и в том, что регулирование применения в сфере образования норм, например, административного права (вопросы управления образованием, контроль качества образования и др.), гражданского права (вопросы предпринимательской деятельности, собственности, организации, реорганизации образовательных учреждений), трудового права (порядок приема, вопросы заработной платы, социальные льготы и гарантии и др.) осуществляется в том же порядке, что и в соответствующей отрасли права.

Особенностью образовательного нормотворчества является и то, что статус, содержание и характер принимаемых образовательных нормативно-правовых актов зависит от того, о регулировании какого именно уровня образования идет речь (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; - среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование).  Для каждого из этих уровней (ступеней) характерны особенности в соответствующей образовательной деятельности (образовательного процесса), и предоставления образовательных услуг.

На сегодня правовой основой  для стратегического планирования в общеобразовательных учреждениях являются:

Ø  Конституция КР;

Ø  Закон КР «Об образовании»

Научно-технические и технологические факторы

Современные разнообразные технические средства обучения все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники. Процесс информатизации образования должен обеспечить методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий при помощи средств совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами. Школьный образовательный процесс, несомненно, должен предполагать  освоение новейших технологий обучения

Информационные технологии обучения

 

 

Подобные организационные формы  ведут к повышению престижа наших учреждений.

Внешние проблемы развития частной школы «Билим-Ош»

 

Формулировка проблемы

Оценка

значимости

возможности решения

1.     Наличие сильных конкурентов

2.     Автономное  расположение учреждений в своих микрорайонах

3.     Государственная аккредитация

4.     Увеличение количества обучающихся

 

5.     Освоение новых образовательных услуг

10

7

10

10

10

7

5

8

7

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы внешней макросредыи их влияние на частную школу «Билим-Ош»

Факторы среды

Характер влияния на организацию

Возможная реакция организации

Рост экономики региона.

Стабильность финансирования

Планирование необходимости в дополнительных средствах.

Увеличение уровня доходов населения.

Возможность для повышения цены.

Планирование и обоснование повышения цены на дополнительные услуги.

Смена облика учреждения, ремонт, реклама, PR.

Благоприятный имидж учреждения образования.

Увеличение количества обучающихся.

Поддержание имиджа, применение PR-техноло-гий.

Возможность наладить контакт с аналогичными учреждениями в регионе

Выгодный обмен опытом.

Работа по поддержанию старых связей и установлению новых.

Многонациональность и поликультурность региона

Увеличение состава обучающихся разных национальностей

Создание толерантной образовательной среды в учреждении

Развитие информационной среды в регионе

Обострение конкурентной среды среди образовательных учреждений

Освоение ИКТ-технологий в школьном образовательном пространтстве

 

Таким образом, можно судить об относительной стабильности образовательного учреждения по отношению к факторам внешней макросреды.

Как видно, проблем у учреждений не так много, но все они чрезвычайно важные и главное - вполне разрешимые. Именно этот неиспользованный потенциал обуславливает интерес и стремление со стороны руководства организации к дальнейшему развитию.

Составной частью анализа внешней среды предприятия является анализ микроокружения. Важность данного анализа объясняется тем, что от поведения отраслевых заинтересованных лиц напрямую зависит развитие предприятия: и возможности, и проблемы.

 

1.3.    Непосредственное окружение (микросреда)

1.3.1.   Непосредственное окружение частной школы «Билим-Ош»

Наша школа уже сейчас находится в состоянии конкуренции за ученика с другими общеобразовательными учреждениями, так как родители стараются выбирать для своих детей те школы, которые способны обеспечить хорошие условия обучения и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги.

Частная школа «Билим-Ош» в масштабах образовательной системы Карасуйского района  небольшим по размерам образовательным учреждением. Школа занимает выгодное территориальное положение (близость автодороги). Указанные факторы можно признать как значимые основания для успешной работы школы  на ее развитие  и самосохранение в условиях обостряющейся конкуренции.

Среди государственных и частных образовательных учреждений, расположенных вблизи частной школы «Билим-Ош», есть несколько, оказывающих непосредственное влияние на набор учащихся.

СШ имени Сулайманова ,Школа «Жетиген» ,СШ № 38 им. Барпы , СШ № 27

,Школа Олимп, начальная школа «Интеллект»

,Частная школа «Билим-Ош»
«СОШ № 39»
 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Составляя прогноз развития конкуренции на перспективу, следует предположить о возможности существенных негативных изменений на рынке в ближайшее время для нашего образовательного учреждения.

·         привлечение контингента обучающихся в школу

·         организацию профильного обучения в старшей школе;

·         сотрудничество и партнерство по разным направлениям деятельности  с ВУЗами, СУЗами города.

·         увеличение количества школьного транспорта и улучшение их

На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод,  что школе в условиях рыночной ситуации предстоит преодолеть переход от статичной ориентации к динамичной,  рыночной, для того чтобы стать  конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

 

1.4.    Анализ внутренней среды (макросреда)

 

1.4.1.    Анализ внутренней среды МОУ «СОШ № 39»

 

Характеристика системы управления

Управление частной школе «Билим-Ош» осуществляется в соответствии с законом КР «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Организационная структура управления состоит из пяти уровней.

1   уровень – стратегический -  Совет   школы   определяет   ориентиры образовательной, финансовой политики учреждения.

2  уровень – среднестратегический - уровень руководителя школы; определяет стратегию развития школы, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях, несет персональную юридическую ответственность за организацию  жизнедеятельности  школы,  создает  благоприятные условия  для развития школы.

На данном уровне функционируют: административный и педагогический совет, профсоюзный комитет, классные родительские комитеты.

3 уровень – тактический - уровень руководителей функциональных служб:

-        заместители директора по учебно-воспитательной работе - осуществляют управление      функционированием      школы,      контролируют           выполнение государственных стандартов образования, отслеживают, уровень обученности учащихся, несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в школе;

-         заместитель директора по воспитательной работе организуют   внеурочную   воспитательную   работу   с   детьми,   работу   органов ученического самоуправления, контролируют состояние воспитательной работы в школе, отвечают за связь с внешкольными учреждениями;

-        заместитель директора по административно – хозяйственной части и административно-хозяйственная  служба  оказывают помощь  в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивают функционирование и развитие школы, отвечают за материально-техническое оснащение учебного заведения; организуют текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива по охране труда, технике безопасности и укрепления здоровья участников образовательного процесса;

-        социально-психологическая служба оказывает помощь  педагогам  в решении  проблем дифференциации учебно-воспитательного процесса школы, организует психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

-        медицинское    обслуживание    обеспечивают   врач и медсестра    школы    -        несут ответственность     за     проведение     лечебно-профилактических     мероприятий, соблюдение СанПиНов, режима и качества питания обучающихся;

-        бухгалтерия осуществляет полный финансовый расчет функционирования и развития школы.

4 уровень – оперативный, педагогический актив: методический совет - коллегиальный совещательный орган является главным консультационным органом школы  по вопросам методического обеспечения, инновационной деятельности;

методические объединения учителей – предметников и проблемная группа учителей, работающих по актуальным темам, вынесенным на педсовет или семинар;

5 уровень - оперативный - уровень учащихся: совет старшеклассников - орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся.

Нормативно-правовое обеспечение школы соответствует Закону Кыргызской Республики «Об образовании», и отражает основные направления образовательной политики, определенные Концепцией образования на период до 2025 года,

Кадровый ресурс частной школы «Билим-Ош»:

Общая численность педагогических работников и обслуживающего персонала

Количество администрации: 2, количество учителей 16.

-          с высшим образованием: 8

-          со средним педагогическим: 4

-          незаконч. высшим образованием: 1

-          количество часовиков: 4

 

 «Стаж работы педагогических кадров частной школы «Билим-Ош»

-          до 3 лет: 2

-          от 3 до 5 лет: 4

-          от 5 до 10 лет: 4

-          от 10 до 15 лет: 2

-          от 15 и более лет: 6

 

Рассматривая кадровый ресурс как ведущий фактор обеспечения качества образования, можно выделить основные подходы работы администрации школы с учителем:

1. Создание развивающей педагогической среды:

- развитие чувства сопричастности к успехам школы;

- своевременное обеспечение информационными потоками;

- делегирование прав, обязанностей, ответственности решаемых задач коллектива;

- обсуждение и принятие норм, правил, требований;

- поддержание положительной мотивации в педагогическом коллективе;

- создание условий для исследовательской, экспериментальной деятельности учителей;

- создание условий для повышения уровня квалификации;

- содействие учителю в развитии карьеры;

- определение имиджа учителя школы.

2. Социально-экономическая и информационная защита учителя.

3. Развитие управленческого потенциала администрации школы.

Квалификация  администрации частной школы «Билим-Ош» позволяет в полной мере справляться с функциями управления.

Кроме материальных и денежных благ, в школе широко практикуется мотивация на основе неденежных, т.е. материально-неденежных благ – объявление благодарности, награждение почетной грамотой, оснащение рабочего места новым оборудованием и др. Они используются в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой деятельности и социальной активности работников. Помимо содержательной ценности они имеют морально-престижную и обладают свойством выделять поощряемого из среды.

Также мотивацией персонала являются приятные условия работы и возможности для развития личности.

Основной вывод по анализу существующей ситуации  в частной школе «Билим-Ош» можно сформулировать следующим образом: школа обеспечивает базовый уровень образования учащихся; высокая квалификация работающих педагогов обеспечивает высокий процент выпускников, поступающих в вузы, заканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями. Таким образом, образовательная деятельность является важным конкурентным преимуществом школы, которое необходимо сохранить. Вместе с тем организация образовательной деятельности школы строится на основе традиционной модели учебной деятельности педагогов. Необходима постепенная реструктуризация образовательного процесса школы.

 

1.4.2 Оценка позиций частной школы «Билим-Ош»

на рынке образовательных услуг

 

В современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг, должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, позволяющих определять потенциал конкурентоспособности анализируемых учебных заведений, оценивать их текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития.

Не менее важной составляющей проводимой оценки является исследование внутренней среды. Задача данного этапа - идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

 

 Слабые и сильные стороны организации

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1.  Организация учебно-воспитательного процесса

1.      Хорошо спланированный образовательный  процесс.

2.      Положительная динамика качества обучения.

3.      Качественный уровень научно-методической работы в школе.

1.       Не соответствие материально-технической базы конкурентным требованиям.

2.       Единичная результативность обучающихся в олимпиадах на республиканском уровне

2. Персонал

1.      Высокая квалификация сотрудников.

2.      Моральная и психологическая сплочённость коллектива.

3.      Низкая текучесть кадров.

4.       Большой опыт работы у сотрудников.

5.      Использование демократического стиля управления.

6.      Отработанная система стимулирования.

1.      Оплата труда  ниже, чем у конкурентов.

3. Маркетинг

1.      Востребованность у потребителей  платных  образовательных услуг

2.      Благоприятный имидж.

1.      Отсутствие функции маркетинга в учреждении.

2.      Отсутствие целенаправленной работы по сбору информации о рынке.

 

4. Инновации

1.      Планирование нововведений.

2.      Готовность персонала к инновациям.

 

1.      Неэффективное использование современных образовательных технологий.

5. Финансы

1.       Положительные тенденции в изменении финансовых показателей.

2.       Возможность  увеличения фонда зарплаты.

1.     Ограниченность поступлений.

2.     Отсутствие финансирования со стороны государства

 

6. Организация

1.      Рациональная оргструктура.

2.      Чёткость в распределении прав и обязанностей.

3.      Эффективное взаимодействие структурных подразделений.

1.      Отсутствие опыта работы у некоторых членов руководства.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что ОУ не имеет ярко выраженного слабого аспекта среды. Так, износ основных производственных фондов компенсируется планированием и возможностью проведения ремонтов и обновлений; средний возраст работников - их квалификацией и опытом; а отсутствие функции маркетинга - хорошей репутацией и возможностями. При этом инновационная активность руководства будет способствовать увеличению и усилению сильных сторон предприятия.

Анализируя внутреннюю среду частной школы «Билим-Ош», можно проследить, что на ближайшие 3 – 5 лет,  имеется неплохой потенциал для развития. максимальное использование представляющихся возможностей. Что в свою очередь требует тщательно спланированных действий и разработки стратегии.

Повседневные задачи, решаемые руководством, отличаются рутинностью и строгой регламентацией, поэтому структура управления, базирующаяся на строгой подчинённости нижнего звена управления высшему себя полностью оправдывает. Об этом свидетельствуют и стабильный кадровый состав, и сплочённость коллектива, разделяющего общие ценности.

ОУ имеет хороший производственный и финансовый потенциал на ближайшие пять лет.

Позиции ОУ на рынке нельзя охарактеризовать высокими значениями стабильности и конкурентоспособности. Вышесказанное свидетельствует о необходимости и возможности успешной разработки программы преобразования и развития, необходимости внедрения в организационную структуру управления функции маркетинга и связей с общественностью. Однако имеется и хорошая сторона – крепкий фундамент для дальнейшего развития в виде рационально построенной системы управления.

Основным предназначением внешнего и внутреннего анализа является определение и осознание возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон организации, которые могут возникать в настоящем и будущем, что в свою очередь позволяет определить стратегические альтернативы.

Применяемый нами для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применение метода SWOT- анализа представлено в таблице. Матрица SWOT- анализа составлена в таблице. Весь фактологический материал, собранный в процессе анализа внутренней среды можно обобщить и представить с помощью SWOT – анализа в таблице.

 

Состояние образовательной системы частной школы «Билим-Ош»

Сильные стороны (strengths):

Слабые стороны (weaknesses):

         Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей.

         Положительная динамика показателей успешности учеников;

         Разнообразие вариативной части учебного плана.

         Традиции делегирования полномочий в управлении учреждением: управляющий совет, педсовет, совет старшеклассников, общешкольный родительский комитет.

         Система организации проектно-исследовательской деятельности  школьников.

         Система спортивно-оздоровительной работы.

         Участие школьников  в Национальной, Республиканской олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности.

          Наличие школьного транспорта для перевозки учащихся в школу и обратно домой

 

         Слабая  материально-техническая база учреждения в связи с высокими темпами развития ИКТ.

         Недостаточное количество учащихся школы

         Недостаточное участие  педагогов  в конкурсах профессионального мастерства (гранты,  конкурс «Учитель года» и т.д.)

         Отсутствие школьной маркетинговой службы.

         Невысокий уровень укомплектованности библиотечного фонда, отсутствие новых поступлений(электронных)

         Недостаточное взаимодействие школы с ВУЗами.

 

Возможности (opportunities):

Угрозы (threats):

         Достаточная востребованность  у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования.

         Система взаимодействия школы с  государственными и общественными организациями.

         Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня.

         Взаимодействие школы с другими учреждениями социума.

 

·         Относительно низкий культурный уровень социума.

·         Зависимость учреждения от родительского финансирования в условиях экономической нестабильности.

·         Функционирование школы в условиях жесткой конкурентной среды учреждений среднего общего образования.

·         Расширение конкурентной среды учреждений среднего и начального профессионального образования.

 

 

С помощью метода позиционирования  была составлена матрица возможностей и матрица угроз

Обоснование конкурентной стратегии

 

Анализ деятельности частной школы «Билим-Ош» обнаружил отсутствие четкого стратегического подхода к управлению, в то время как условия современного рынка (быстроизменяющаяся внешняя среда, жесткая конкурентная борьба, высокая степень неопределенности и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу.

Упрощенно процесс стратегического управления можно представить как разработку стратегии деятельности организации на основе мониторинга и анализа ее внутренней и внешней среды.    

Сформулируем основные конкурентные преимущества школы выявленные в результате анализа её деятельности:

q  высокая степень востребованности знаний;

q  возможность привлечения высококвалифицированного преподавательского состава;

q  Рациональная оргструктура;

q  Качественный уровень учебно-методической работы в школе.

Необходимо накопить опыт работы, укрепить материальный, финансовый и кадровый потенциал, развить общественные связи, создать благоприятный имидж, укрепить репутацию, добиться известности в соответствующих кругах и т.д. В частности: на современном уровне оснастить учебные классы, обеспечить доступность выхода в Интернет для всех участников образовательного процесса, закупить необходимую технику, оборудование, учебно-методическую литературу (учебники, методические пособия, раздаточные материалы); наладить устойчивые деловые связи с высококвалифицированными преподавателями, образовательными учреждениями, и т.п.; организовать постоянную повышению квалификации штатных сотрудников; активизировать PR, рекламную и промоушен деятельность и т.д.

Осуществление указанных стратегических направлений развития позволит, частную школу «Билим-Ош» увеличить доходную часть бюджета и создать условия для расширения объемов предоставляемых услуг, повышения их качества, совершенствования материального и кадрового обеспечения и т. п.

Главная задача разработки конкурентной стратегии школы - определение и отбор наиболее приемлемых планов развития, направленных на эффективное распределение и ресурсного потенциала и на адаптацию к внешней среде в условиях конкуренции.

Разработка стратегии начинается с формулировки миссии организации.

Миссия частной школы «Билим-Ош»:

«Через партнёрство педагогов, родителей и учащихся к успеху каждого».

 

Основная цель:

·         формирование комфортного образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальности обучающихся, объединение в единый комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

·         обеспечение доступности в школе системы качественных образовательных услуг, формирующих человеческий капитал выпускников, востребуемых в обществе.

·         организация условий для всестороннего развития обучающихся в соответствии с их возрастом, склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через включение их в различные виды межличностных отношений в практической деятельности; 

·         создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей;

·         формирование общей культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.

Задачи:

1)      обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся;

2)      создание условий для самовыражения и самоопределения каждого ученика;

3)      реализация модели деятельности школы как образовательной организации, предоставляющей качественные образовательные услуги населению.

4)      разработка и внедрение нового содержания образования для реализации программ предпрофильного и профильного образования;

5)      содействие повышению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства;

6)      повышение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

7)      совершенствование системы развития одаренных детей.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, взаимодействие процессов общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Соблюдение принципов существования, заложенных в миссии, действительно является прикладным императивом, а не пустыми словами. Если учесть возможности и проблемы, стоящие перед нами, то для реализации представленных целей можно предложить следующие конкурентные стратегии дальнейшего развития:

1.      Стратегия концентрированного роста со смещением приоритетов на маркетинговых усилиях;

2.      Развитие в заданном русле с решением текущих вопросов (обновление основных производственных фондов, совершенствование кадрового резерва);

3.      Развитие частной школы «Билим-Ош»  в направлении стратегии диверсификации видов деятельности (внедрение новых направлений деятельности);

Завершающим этапом процесса выбора стратегии является определение наиболее привлекательных вариантов дальнейшего развития организации. Определение производится в зависимости от внешних и внутренних условий представленных в таблице.

Состав факторов, учитываемых при выборе стратегий

 

Фактор

Влияние фактора

1. Риск (отклонение действительных результатов от ожидаемых)

Степень риска не должна превышать 25%.

3. Отношение персонала предприятия к возможным изменениям

Со стороны персонала не должно быть сопротивления.

4. Предполагаемые результаты деятельности

Укрепление конкурентных позиций на рынке.

5. Период окупаемости

Не более пяти лет

6. Позиции на рынке

Как минимум сохранение доли рынка по существующим образовательным услугам.

Увеличение числа учащихся.

 

В рамках предлагаемой стратегии развития школы, исходя из указанного сегментирования спроса, должна формироваться как стратегия ценообразования на образовательные услуги (гибкая ценовая политика в зависимости от категории потенциальных потребителей услуг

Проведенный анализ позволяет утверждать, что уникальность нашего ОУ определяется развитой сформированной организационной культурой, что обеспечивает формирование фирменного стиля на рынке образовательных услуг, обеспечивает комфортные условия всем участникам образовательного процесса.

 

 Обоснование создания службы маркетинга

 

При формировании стратегической перспективы маркетинговой деятельности образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. Для реализации этих функций, естественно, необходимы полноценные службы маркетинга.

Задачи службы маркетинга:

-               сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе;

-               проведение прогностических исследований;

-               разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, вза­имодействии с потребителями;

-               организация работы по расширению и развитию структуры предос­тавляемых в регионе образовательных услуг;

-               организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;

-               налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг к их потребителям.

По нашему мнению, деятельность службы маркетинга школы должна поэтапно выполнять следующие приоритетные функции:

· изучение и прогнозирование потребностей клиентов рынка образовательных услуг (школьников, их родителей, др.);

· изучение и прогнозирование потребностей заказчиков образовательных услуг;

· диагностика потенциала педагогов своего и других образовательных учреждений для реализации заказа;

·   изучение условий и возможностей образовательного учреждения;

· обеспечение качества образовательных услуг (как меру удовлетворения потребностей), систематически проводя квалифицированный мониторинг;

· ориентирование на сокращение затрат потребителей, проведение гибкой политики в ценообразовании;

· сбор и обработка информации о конкуренции на рынке образовательных услуг, оперативное реагирование на внесение корректировок в собственную деятельность, по согласованию с потребителем;

· активное содействие развитию учреждения благодаря продвижению и продажи образовательных услуг.

Таким образом, маркетинг становится для нас важной функцией, определяющей политику, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельности. При определении целей и задач акцент делается на рыночные возможности учреждения.

Грамотно поставленная работа по маркетингу помогает найти спонсоров, грантодателей, инвесторов, т. е. обеспечивает источники финансирования с целью развития учреждения.

Таким образом, перспективы развития школы в современных рыночных условиях напрямую зависят от понимания их руководством основных принципов маркетинга, использования результатов маркетинговых исследований в своей работе.

Для эффективной реализации маркетингового подхода к управлению образовательным учреждением необходима разработка маркетинговой политики образовательного учреждения, которая позволяла бы определять как виды дополнительных образовательных услуг, так и ценовую политику образовательного учреждения. Кроме того, одним из результатов станет четкое понимание ожиданий потребителей к содержанию, процессу и результату деятельности образовательного учреждения по организации дополнительных образовательных услуг.

Необходимо подчеркнуть, что маркетинговая деятельность позволит определить образ потенциального заказчика и ориентироваться не только на ученический и родительский коллективы конкретного образовательного учреждения, но и на образовательные запросы всего местного сообщества. В таблице представлен план маркетинговых мероприятий.

План маркетинговых мероприятий

частной школы «Билим-Ош»

 

 

Мероприятия

 

Срок

Ответственный

Исследование внутренней и внешней среды образовательного учреждения

Январь-май  2019 г.

Руководство

Разработка маркетинговой стратегии

Январь – сентябрь 2019 г.

Руководство

Организация и проведение мониторинга образовательных запросов местного сообщества

2019-2020 уч.г.

Руководство

Формирование маркетинговой службы образовательного учреждения

Январь –сентябрь 2019 г.

Руководство

Ежегодное проведение исследования удовлетворенности потребителей доступностью и качеством предоставляемых образовательных услуг - ежегодные проектировочные семинары по определению перспективных направлений развития маркетинговой деятельности образовательных учреждений

2019-2025 гг.

Руководитель маркетинговой службы

 

Целью внедрения службы маркетинга частной школы «Билим-Ош» является повышение эффективности предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, прежде всего в сфере возмездного предоставления образовательных услуг.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также