Стресс в спортивной
деятельности на примере художественной гимнастики
Современный спорт за несколько лет стал
объектом повышенного интереса, предметом национальной гордости, что в свою
очередь повышает требование к конкурентоспособности каждого спортсмена.
Тенденция омоложения отдельных видов спорта заставляет обратить внимание
спортивных психологов на психологическое сопровождение юных спортсменов. Уже на
начальном этапе многолетней подготовки спортсменов, пользуясь проактивным
принципом, необходимо изучать психологические предпосылки к развитию
стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном
приходит незадолго до соревнований [5]. Художественная гимнастика является
олимпийским видом спорта, средства которой соответствуют анатомии, физиологии и
психологическим особенностям организма уже с дошкольного и младшего школьного
возраста. Спортивное мастерство складывается из сложности программы и
качественного ее исполнения. Важным требованием к гимнастке является и создание
выразительного эмоционального образа, это возможно только благодаря эмоциональной
устойчивости, хорошо развитой толерантности к соревновательному стрессу и
другим личностным характеристикам [4,7]. В спорте, а в особенности в
художественной гимнастике, показано, что психофизиологическое состояние
спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность
спортивной деятельности. В виду этого психофункциональная подготовка гимнасток,
как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к
напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение [1].
В художественной гимнастике команда группового упражнения состоит из 5 основных
гимнасток и 1 запасной. Следовательно, в групповых упражнениях от спортсменок
требуют предельного внимания, безупречного владения своим телом в пространстве,
высокую координацию и идеальную технику предмета. В любой момент гимнастка
должна быть готова к деятельности в экстремальных условиях без снижения
результата таких, как, затруднения зрительного контроля при выполнении сложных
технических элементов, недостаточное освещение зала, уменьшение или увеличение
тренировочной площадки, контрольные тренировки и т. п. Поэтому такие условия
можно считать стресс факторами, при которых гимнастка должна быстро
сконцентрироваться и распределить правильно внимание; в сложных ситуациях
мобилизоваться на максимально волевых и физических усилиях. Психологическая
подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных
отношений в спортивном коллективе, развитие спортивного интеллекта,
психологических функций и психомоторных качеств. В основе психологической
подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с
другой — психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем
и другим, тем скорее можно ожидать от гимнасток высоких результатов.
Психологическая подготовка должна обеспечивать оптимальную адаптацию к
тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также адаптацию в более широком
смысле этого термина — имеется в виду адаптация к социальным условиям
спортивной деятельности. В этом случае в систему психофизиологической
подготовки включаются методы целенаправленного формирования системы установок,
а также формирования у спортсмена «внутренних психологических опор».
Психологическая подготовка — это моделирование соревновательных ситуаций с
помощью психологических техник, формирование установок на предстоящую
деятельность как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне [4].
Соревнования — это очень важная часть
спортивной деятельности спортсмена различной квалификации. Главной задачей
выступления являются победы или достижение наибольшей оценки для самого
спортсмена. Так как соревнования несут за собой психически значимую роль, то
необходимо уделять большое внимание психологической подготовке перед ними. Для
выработки стрессоустойчивости в предстартовый/предсоревновательный период
необходимо нарабатывать эмоциональную устойчивость в процессе тренировочных
занятий. Главной задачей тренера является грамотно разъяснить предполагаемые
условия соревнований, а также уровень подготовки соперников и сравнить их с
возможностями самой гимнастки. С помощью этого спортсменка может оценивать
собственные силы, преодолеть внутренний стресс и психологически настроиться на
данные выступления [3]. Также необходимо учитывать, что для оптимального
психического состояния важна итоговая оценка соревновательного выступления со
стороны других специалистов, для дальнейшего анализа соревновательной
деятельности. Тем самым поставленная задача перед выступлением на соревнованиях
должна быть выполнимой для данной гимнастки [3]. В предсоревновательном периоде
не только проявляются, но и формируются психика и личностные качества
спортсменки. Так как предсоревновательная деятельность гимнасток может
рассматриваться как управляемый сознанием процесс, главной целью которого
является достижение победы над соперницами в особенных условиях соблюдения
противоборства [2]. В зависимости от индивидуальных особенностей спортсменки,
ее физических, психических качеств, этапов спортивного совершенствования,
возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации предстартового
состояния и управления им. В предстартовом процессе соревнований у гимнастки
происходит перегрузка поступающей информации, это очень важная и трудная
деятельность, которая заставляет спортсменку испытывать много стресса, поэтому
в этот период особое внимание должно уделяться работе психолога с гимнасткой
[9]. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая
подготовка гимнасток является одним из важнейших критериев в предсоревновательном
периоде, так как от нее зависит совершенное и надежное выполнение упражнения в
соревновательных условиях.
Литература:
Алексеев А. В. Преодолей
себя! Психологическая подготовка в спорте — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 352 с.
Барабанов А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности /
А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической
культуры. — 2006. -№ 5.-С. 28–29. Веракса А. Я. Психологические особенности
художественных гимнасток / А. Я. Верекса// Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. — 2011. -№ 4. — 147 с. Горбунов Г. Д. Психопедагогика
спорта. М.: ФиС. 1986 Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней
подготовки спортсменов. — Краснодар. — 2008. — 209 с. Ильин, Е. П. Психология
спорта / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Питер, 2010. — 352 с. Казакевич Н. В.
Особенности начального этапа отбора в художественной гимнастике / Н. В.
Казакевич, Е. В. Пышная // Материалы Международной конференции, посвященной
75-летию художественной гимнастики. — г.Санкт- Петербург, 2010 г. Ложечкина А.
Д. К вопросу об условиях социально-психологической адаптации детей дошкольного
возраста // Северо-Кавказский федеральный университет: сборник научной
конференции. — 2017. — С. 66–70. Родионов А. В. Психология физического
воспитания и спорта: учебник для студентов ВПО / А. В. Родионов. — М.: 2010. —
256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.