Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Илекская средняя образовательная школа 2
“ Стрессоустойчивость и её проявление у подростков”
Работу выполнила :Романенко Ангелина
Изучение стрессоустойчивости
Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор -фактор, вызывающий состояние стресса
К задачам данной работы относится:
1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса
2) дать определение понятию стрессоустойчивости
3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса
4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Факторы , вызывающие стресс
физические (воздействие холода, яда, инфекции),
психическими – конфликтная ситуация в семье, воздействие учёбы на ребёнка
Таким образом, стресс представляет собой биологически целесообразную реакцию организма
Селье считает, что составная часть самой жизни, продукт нашей деятельности – стресс – не только зло ,не только беда, но и великое благо, поскольку без воздействия стрессоров человек обречён на бесцветное прозябание
Энциклопедический словарь определяет стресс следующим образом: "совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)".
Тема данного проекта является актуальной, потому что в настоящее время каждый день мы сталкиваемся лицом к лицу со всякими видами стрессов, что не может не повлиять на психическое, физиологическое и моральное состояние людей.
Понятие стресса и стрессоустойчивости
Селье выделил три стадии стресса
Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями.
В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть,наступает третья стадия
истощение
Виды стресса
Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий
При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти
Физиологический стресс связан с реальным раздражителем
Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей ,не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности.
Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти ,снижение
концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Последствия стресса
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями ,ухудшается сон .При этом отмечается рост
напряжения, беспокойства, тревоги .
Аккуратные люди могут стать неряхами , а общитеьные -замкнутыми .
Рассуждения великих людей:
Варданян определяет стрессоустойчивость как особое
взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет,что стрессоустойчивость «...можно более
конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее
гармоническое отношение между всеми компонентами психической
деятельности в эмоциогенной ситуации и ,тем самым ,содействующее
успешному выполнению деятельности»
П.Б. Зильберман , говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием
Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма
. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».
Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием
внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное
давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание повышается уровень холестерина
Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
В данной работе мы использовали методики выявления степени подверженности стрессорным воздействиям. Цель данных методик: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий.Испытуемым необходимо ответить на вопросы тестов, давая один или несколько возможных вариантов ответов:
Таблица 1- уровень стрессоустойчивости учеников
Мы выяснили, что 20% испытуемых нельзя отнести к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает почти все, даже самое незначительное. Они вспыльчивы и легко выходят из себя. 55% - принадлежат к наиболее распространенной группе людей. Их раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, они способны легко забывать о них. И 25% - достаточно спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. Их не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов
Таблица 2 -угрожает ли вам нервный срыв?
Из данного исследования следует, что 65% испытуемых относятся к жизни спокойнее и умеют внутренне расслабляться, снимая напряжение. 15% - нервный срыв для них – реальная угроза. Им нужно проверить кровяное давление и содержание холестерина в крови. И 20% - им удается сохранять спокойствие и уравновешенность, они стараются избегать волнений, не обращать внимание на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи
Умеете ли вы быть счастливым?
75% испытуемых показали средние удовлетворительные результаты. Им нужно больше общаться с друзьями и близкими и не радоваться жизни. По 10% показали хорошие и неудовлетворительные результаты. И 5% показали отличные результаты. Можно сказать, что большинство не умеют быть счастливыми и радоваться жизни. Им можно посоветовать проводить релаксационные тренинги и по - больше проводить времени со своими друзьями.
Результаты исследований можно увидеть в приложении
выявление стрессаустойчивости у школьников
По данным результатам можно сказать, что 100% испытуемых повышенная стрессоустойчивость. Можно посоветовать им поменьше волноваться и научиться расслабляться.
самооценка стрессоустойчивости
По данным исследования было выявлено, что 70% испытуемых плохо оценивают свою стрессоустойчивость. И по 15% - удовлетворительно и очень плохо. Им можно посоветовать чаще отвлекаться от обыденной жизни, научиться расслабляться и радоваться жизни.
По итогу всех проделанных нами тестов, хочестся отметить, что стрессоустойчивость у всех ребят разная. У одних она выражена слабо, у других более ярко .
Проводя итоги , я отметила для себя то ,что дети ,которые занимаются дополнительной активностью: спорт, музыка ,танцы , более стрессоустойчивы, чем те ,кто ничем не занимается. Старшеклассники во время активности отвлекаются от дел ,своих забот. Морально отдыхают от школьных нагрузок
В нашей работе мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Выяснили, что стресс – это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его. Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.
Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся, Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни
Говоря о стрессе необходимо напомнить, что одним из его факторов является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека.
Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.
Памятка детям
Помни , что стресс это всего лишь временные трудности ,ты обязательно с ними справишься
Ставь перед собой цели и достигай их. Ибо только целеустремленный человек сможет достичь задуманного ,ведь именно “смелым покоряются моря”
Помни , что в сложные моменты жизни тебя поддержат твои близкие , родные люди
В жизни ничего не бывает вечного , и даже после самой тёмной ночи всегда наступает день
Так что тебя останавливает быть счастливым и не впадать в депрессию ?
Иди , стремись , дерзай и всё у тебя получится , мой милый друг!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.