Строение клетки
Оценка 4.6

Строение клетки

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
биология
10 кл—11 кл
15.11.2023
Строение клетки
Строение клетки тестовые задания
тест строение клеток.docx

Клеточная теория. Строение клетки

Задание 1. Биологические термины и понятия (дополнение схемы)

№ 1.Рассмотрите предложенную схему.

Запишите в ответе пропущенный термин,

обозначенный на схеме знаком вопроса.

Вариант 14

Вариант 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2. Рас­смот­ри­те схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

 

№ 3. Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную

схему. За­пи­ши­те в от­ве­те

про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный

на схеме зна­ком во­про­са.

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25486№ 4. Рас­смот­ри­те схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2 Общебиологические закономерности (множественный выбор)

№ 1. Все пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния про­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки. Опре­де­ли­те ДВА при­зна­ка, "вы­па­да­ю­щие" из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те.

1) От­сут­ствие в ней оформ­лен­но­го ядра             2) На­ли­чие ци­то­плаз­мы

3) На­ли­чие кле­точ­ной мем­бра­ны                         4) На­ли­чие ми­то­хон­дрий

5) На­ли­чие эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

№ 2. Кле­точ­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным у

1) бак­те­рио­фа­гов       2) амёбы ди­зен­те­рий­ной     3) ви­ру­са по­лио­ми­е­ли­та

4) кро­ли­ка ди­ко­го     5) эв­гле­ны зелёной

№ 3.Из при­ве­ден­ных фор­му­ли­ро­вок ука­жи­те по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии

1) Опло­до­тво­ре­ние — это про­цесс сли­я­ния муж­ской и жен­ской гамет

2) Каж­дая новая до­чер­няя клет­ка об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ма­те­рин­ской

3) Ал­лель­ные гены в про­цес­се ми­то­за ока­зы­ва­ют­ся в раз­ных клет­ках

4) Раз­ви­тие ор­га­низ­ма с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ки до смер­ти ор­га­низ­ма на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом

5) Клет­ки всех ор­га­низ­мов сход­ны по сво­е­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву, стро­е­нию и функ­ци­ям

№ 4.В раз­ра­бот­ку кле­точ­ной тео­рии внес­ли вклад

1) А. И. Опа­рин     2) В. И. Вер­над­ский    3) Т. Шванн и М. Шлей­ден    4) Г. Мен­дель    5) Р. Вир­хов

№ 5. Со­глас­но по­ло­же­нию со­вре­мен­ной кле­точ­ной тео­рии: клет­ки — яв­ля­ют­ся еди­ни­цей жи­во­го

1) фе­но­ти­пи­че­ской      2) струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной      3) роста и раз­ви­тия

4) био­хи­ми­че­ской     5) эко­ло­ги­че­ской

№ 6.Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой мик­ро­ско­пии перед элек­трон­ной?

1) боль­шее раз­ре­ше­ние     2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты

3) до­ро­го­виз­на ме­то­да      4) слож­ность при­го­тов­ле­ния пре­па­ра­та

5) до­ступ­ность и не трудоёмкость при при­го­тов­ле­нии пре­па­ра­тов

№ 7.Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ной мик­ро­ско­пии перед све­то­вой?

1) боль­шее раз­ре­ше­ние          2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты

3) до­ро­го­виз­на ме­то­да           4) слож­ность при­го­тов­ле­ния пре­па­ра­та

5) воз­мож­ность изу­чать мак­ро­мо­ле­ку­ляр­ные струк­ту­ры

№ 8.В све­то­вой мик­ро­скоп можно уви­деть

1) де­ле­ние клет­ки     2) ре­пли­ка­цию ДНК     3) тран­скрип­цию    4) фо­то­лиз воды        5) хло­ро­пла­сты

№ 9.Какие ор­га­но­и­ды были об­на­ру­же­ны в клет­ке с по­мо­щью элек­трон­но­го мик­ро­ско­па?

1) ри­бо­со­мы   2) ядра   3) хло­ро­пла­сты    4) мик­ро­тру­боч­ки     5) ва­ку­о­ли

№ 10.При изу­че­нии рас­ти­тель­ной клет­ки под све­то­вым мик­ро­ско­пом можно уви­деть

1) кле­точ­ную мем­бра­ну и ап­па­рат Голь­д­жи     2) обо­лоч­ку и ци­то­плаз­му     3) ядро и хло­ро­пла­сты

4) ри­бо­со­мы и ми­то­хон­дрии       5) эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть и ли­зо­со­мы

№ 11.Какие методы исследования используют в цитологии?

1. центрифугирование    2. культура ткани 3. Хроматография   4. Генеалогический   5. гибридологический

№ 12.Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.

2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.

3. Клетки всех организмов содержат ядро.

4. Клетки организмов сходны по химическому составу.

5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

Задание 4. Клетка, её жизненный цикл (множественный выбор)

№ 1.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

изображенной клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. эукариотическая клетка

2. имеет пластиды

3. способна изменять форму

4. структура обозначенная знаком вопроса выполняет функцию выделения

5. содержит светочувствительный глазок

№ 2.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики

общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формируют лизосомы                                        2. являются двумембранными

3. являются полуавтономными органоидами     4. участвуют в синтезе АТФ

5. образуют веретено деления

№ 3.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

строения, функций, изображенного органоида клетки. Определите два признака,

«выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми

они указаны.

 

1. упаковывает и выносит синтезированные вещества из клетки

2. участвует в образовании хромосом

3. обеспечивает окислительное фосфорилирование

4. состоит из одной мембраны

5. содержит соединенные между собой граны

№ 4.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для

описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1. наличие хлоропластов

2. наличие гликокаликса

3. способность к фотосинтезу

4. способность к фагоцитозу

5. способность к биосинтезу белка

№ 5.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

строения и функций изображенных клеток. Определите два признаки,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми

они указаны.

1. являются эукариотическими

2. содержат клеточные стенки

3. образуют эпителиальную ткань

4. соматические клетки гаплоидны

5. способны к митозу

№ 6.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для

описания строения, функций изображенной клеточной структуры.

Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1. придает клетке жесткую форму

2. отграничивает клетку от окружающей среды

3. обеспечивает фагоцитоз

4. служит матрицей для синтеза РНК

5. обладает избирательной полупроницаемостью

№ 7.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

функций изображенного органоида клетки. Определите два признака,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1. служит энергетической станцией

2. расщепляет биополимеры на мономеры

3. обеспечивает упаковку веществ из клетки

4. синтезирует и накапливает молекулы АТФ

5. участвует в биологическом окислении

№ 8.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признаки,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеют оформленное ядро

2. являются гетеротрофными

3. способны к фотосинтезу

4. содержат центральную вакуоль с клеточным соком

5. накапливают гликоген

№ 9.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания

особенностей строения и функционирования рибосом. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. состоят из триплетов микротрубочек        2. участвуют в процессе биосинтеза белка

3. формируют веретено деления                     4. образованы белком и РНК

5. состоят из двух субъединиц

№ 10.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются

для описания строения и функций изображенного органоида клетки.

Определите два признаки, «выпадающие» из общего списка,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расщепляет биополимеры на мономеры

2. накапливает молекулы АТФ3. обеспечивает фотосинтез

4. относится к двумембранным органоидам

5. обладает полуавтономностью

№ 11.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формирует лизосомы                                            2. является одномембранным органоидом

3. является полуавтономным органоидом             4. участвует в транспорте белков

5. на мембранах могут распологаться рибосомы

№ 12. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клет­ки    2) имеют соб­ствен­ный ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал

3) яв­ля­ют­ся од­но­мем­бран­ны­ми              4) со­дер­жат фер­мен­ты окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния

5) имеют двой­ную мем­бра­ну

№ 13. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти. В каких струк­ту­рах клет­ки эу­ка­ри­от ло­ка­ли­зо­ва­ны мо­ле­ку­лы ДНК?   1) ци­то­плаз­ме     2) ядре     3) ми­то­хон­дри­ях      4) ри­бо­со­мах       5) ли­зо­со­мах

№ 14. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ля­ют био­по­ли­ме­ры до мо­но­ме­ров           2) со­дер­жат со­единённые между собой граны

3) имеют фер­мен­та­тив­ные ком­плек­сы, рас­по­ло­жен­ные на кри­стах

4) окис­ля­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства с об­ра­зо­ва­ни­ем АТФ    5) имеют на­руж­ную и внут­рен­нюю мем­бра­ны

№ 15. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния функ­ций ци­то­плаз­мы. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) внут­рен­няя среда, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды   2) син­те­з глю­ко­зы

3) вза­и­мо­свя­зь про­цес­сов об­ме­на ве­ществ                4) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

5) осу­ществ­ле­ние связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки

№ 16. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ле­нии био­по­ли­ме­ров до мо­но­ме­ров

2) рас­щеп­ле­нии мо­ле­кул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

3) окис­ле­нии пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энер­гии в мо­ле­ку­лах АТФ     5) об­ра­зо­ва­нии воды при уча­стии ат­мо­сфер­но­го кис­ло­ро­да

№ 17. Все при­ведённые ниже ор­га­но­и­ды, кроме двух, при­сут­ству­ют во всех типах эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) хло­ро­пла­сты   2) цен­траль­ная ва­ку­оль  3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть 4) ми­то­хон­дрии  5) ап­па­рат Голь­д­жи

№ 18. Все при­ведённые ниже ор­га­но­и­ды, кроме двух, при­сут­ству­ют во всех типах эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на   2) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть   3) жгу­ти­ки  4) ми­то­хон­дрии    5) хло­ро­пла­сты

№ 19. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния общих свойств ха­рак­тер­ных для ми­то­хон­дрий и пла­стид. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клет­ки                                      

2) имеют соб­ствен­ный ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал

3) со­дер­жат фер­мен­ты окис­ли­тель­но­го фос­фо­ри­ли­ро­ва­ния

4) имеют двой­ную мем­бра­ну                                  5) участ­ву­ют в син­те­зе АТФ

№ 20. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ос­нов­ные по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии поз­во­ля­ют сде­лать вывод о

1) био­ген­ной ми­гра­ции ато­мов2) род­стве ор­га­низ­мов

3) про­ис­хож­де­нии рас­те­ний и жи­вот­ных от об­ще­го пред­ка

4) по­яв­ле­нии жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад    5) сход­ном стро­е­нии кле­ток всех ор­га­низ­мов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Клетка, её жизненный цикл (установление соответствия)

№ 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стро­е­ни­ем ор­га­но­и­да клет­ки и ор­га­но­и­дом.

 СТРО­Е­НИЕ ОР­ГА­НО­И­ДА

 

ОР­ГА­НО­ИД

A) дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид

Б) есть соб­ствен­ная ДНК

B) имеет сек­ре­тор­ный ап­па­рат

Г) со­сто­ит из мем­бра­ны, пу­зырь­ков, ци­стерн

Д) со­сто­ит из ти­ла­ко­и­дов гран и стро­мы

Е) од­но­мем­бран­ный ор­га­но­ид

 

1) хло­ро­пласт

2) ап­па­рат Голь­д­жи

№ 2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стро­е­ни­ем ор­га­но­и­да клет­ки и его видом.

 СТРО­Е­НИЕ ОР­ГА­НО­И­ДА

 

ВИД ОР­ГА­НО­И­ДА

A) дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид

Б) не­мем­бран­ный ор­га­но­ид

B) со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц

Г) имеет кри­сты

Д) имеет соб­ствен­ную ДНК

 

1) ми­то­хон­дрия

2) ри­бо­со­ма

№ 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между видом кле­ток и его спо­соб­но­стью к фа­го­ци­то­зу.

 ВИД КЛЕ­ТОК

 

СПО­СОБ­НОСТЬ К ФА­ГО­ЦИ­ТО­ЗУ

А) амёба

Б) лей­ко­ци­ты

В) хло­рел­ла

Г) мукор

Д) ин­фу­зо­рия

Е) хла­ми­до­мо­на­да

 

1) спо­соб­ны

2) не спо­соб­ны

№ 4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой клет­ки и её типом.

 ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ТИП КЛЕТ­КИ

А) Мем­бран­ные ор­га­но­и­ды от­сут­ству­ют.

Б) Име­ет­ся кле­точ­ная стен­ка из му­ре­и­на.

В) На­след­ствен­ный ма­те­ри­ал пред­став­лен нук­лео­и­дом.

Г) Со­дер­жит толь­ко мел­кие ри­бо­со­мы.

Д) На­след­ствен­ный ма­те­ри­ал пред­став­лен ли­ней­ны­ми ДНК.

Е) Кле­точ­ное ды­ха­ние про­ис­хо­дит в ми­то­хон­дри­ях.

 

1) про­ка­ри­о­ти­че­ская

2) эу­ка­ри­о­ти­че­ская

№ 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­но­и­дом клет­ки и его при­зна­ка­ми.

 ПРИ­ЗНА­КИ ОР­ГА­НО­И­ДА

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) окру­жен мем­бра­на­ми

Б) со­дер­жит ДНК

В) син­те­зи­ру­ет белки

Г) со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц

Д) от­сут­ству­ет во время де­ле­ния клет­ки

Е) имеет диа­метр около 20 нм

 

1) ядро

2) ри­бо­со­ма

№ 6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­ей ор­га­но­и­да клет­ки и ор­га­но­и­дом, вы­пол­ня­ю­щим эту функ­цию.

 ФУНК­ЦИЯ

 

ОР­ГА­НО­ИД

A) сек­ре­ция син­те­зи­ро­ван­ных ве­ществ

Б) био­син­тез бел­ков

B) рас­щеп­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

Г) об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

Д) фор­ми­ро­ва­ние по­ли­сом

Е) за­щит­ная

 

1) ап­па­рат Голь­д­жи

2) ли­зо­со­ма

3) ри­бо­со­ма

№ 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­сом и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром этот про­цесс про­ис­хо­дит.

 ПРО­ЦЕСС

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) син­тез АТФ

Б) со­зре­ва­ние бел­ко­вых мо­ле­кул

В) под­го­тов­ка сек­ре­та к вы­бро­су из клет­ки

Г) син­тез ли­пи­дов

Д) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

Е) транс­порт элек­тро­нов внут­ри мем­бра­ны

 

1) ми­то­хон­дрия

2) ком­плекс Голь­д­жи

№ 8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­сом и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром этот про­цесс про­ис­хо­дит.

 ПРО­ЦЕСС

 

ОР­ГА­НО­ИД

A) при­со­еди­не­ние уг­ле­кис­ло­го газа к ор­га­ни­че­ско­му со­еди­не­нию

Б) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи

B) спа­ри­ва­ние нук­лео­ти­дов

Г) син­тез АТФ

Д) раз­ло­же­ние мо­ле­ку­лы воды на кис­ло­род и во­до­род

Е) от­со­еди­не­ние ами­но­кис­ло­ты от тРНК

 

1) хло­ро­пласт

2) ри­бо­со­ма

№ 9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком ор­га­но­и­да клет­ки и ор­га­но­и­дом, к ко­то­ро­му этот при­знак от­но­сит­ся.

 ПРИ­ЗНАК ОР­ГА­НО­И­ДА

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) имеет две мем­бра­ны, про­ни­зан­ные по­ра­ми

Б) со­дер­жит мно­же­ство фер­мен­тов

В) со­дер­жит коль­це­вые мо­ле­ку­лы ДНК

Г) в ор­га­но­и­де син­те­зи­ру­ет­ся АТФ

Д) со­дер­жит хро­ма­тин

Е) фор­ми­ру­ет субъ­еди­ни­цы ри­бо­сом

 

1) ядро

2) ми­то­хон­дрия

№ 10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром они про­ис­хо­дят.

 ПРО­ЦЕСС

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) со­еди­не­ние нук­лео­ти­дов

Б) син­тез белка

В) об­ра­зо­ва­ние ри­бо­сом

Г) транс­порт белка

Д) вклю­че­ние белка в со­став мем­бра­ны

 

1) ядро

2) ше­ро­хо­ва­тая ЭПС

№ 11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром они про­ис­хо­дят.

 ПРО­ЦЕСС

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) при­со­еди­не­ние тРНК

Б) транс­порт ли­пи­дов

В) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи

Г) от­со­еди­не­ние по­ли­пеп­ти­да

Д) при­со­еди­не­ние жир­ной кис­ло­ты к гли­це­ри­ну

 

1) ри­бо­со­ма

2) глад­кая ЭПС

№ 12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­ли­чи­ем на­зван­ных ор­га­нелл у бак­те­ри­аль­ной и жи­вот­ной кле­ток.

 ОР­ГА­НЕЛ­ЛЫ

 

КЛЕТ­КИ

А) ми­то­хон­дрии

Б) кле­точ­ная стен­ка

В) ядро

Г) ли­зо­со­мы

Д) со­кра­ти­тель­ные ва­ку­о­ли

Е) коль­це­вая ДНК

 

1) бак­те­ри­аль­ная

2) жи­вот­ная (ин­фу­зо­рия)

 № 13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми кле­ток и их функ­ци­я­ми:

 ФУНК­ЦИИ

 

СТРУК­ТУ­РА КЛЕ­ТОК

А) син­тез бел­ков

Б) син­тез ли­пи­дов

В) раз­де­ле­ние клет­ки на от­де­лы (ком­парт­мен­ты)

Г) ак­тив­ный транс­порт мо­ле­кул

Д) пас­сив­ный транс­порт мо­ле­кул

Е) фор­ми­ро­ва­ние меж­кле­точ­ных кон­так­тов

 

1) кле­точ­ная мем­бра­на

2) ЭПС

 № 14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­но­и­да­ми кле­ток и их функ­ци­я­ми

 ФУНК­ЦИИ

 

ОР­ГА­НО­ИД

А) рас­по­ло­же­ны на гра­ну­ляр­ной ЭПС

Б) син­тез белка

В) фо­то­син­тез

Г) со­сто­ят из двух субъ­еди­ниц

Д) со­сто­ят из гран с ти­ла­ко­и­да­ми

Е) об­ра­зу­ют по­ли­со­му

 

1) ри­бо­со­мы

2) хло­ро­пла­сты

№ 15.Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                    ТИП КЛЕТКИ

А. отсутствие мембранных органоидов                       1. бактериальная

Б. запасающее вещество – крахмал                              2. грибная

В. способность к хемосинтезу                                      3. растительная

Г. наличие нуклеоида

Д. наличие хитина в клеточной стенке

№ 16.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА                                                    ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А. система канальцев, пронизывающих цитоплазму                           1. комплекс Гольджи

Б. система уплощённых мембранных полостей и пузырьков             2. эндоплазматическая сеть

В. обеспечивает накопление и хранение веществ в клетке

Г. на мембранах могут размещаться рибосомы

Д. участвует в формировании лизосом

Е. обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

№ 17.Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС                                                                                                            ОРГАНОИД

А. восстановление углекислого газа до глюкозы                                            1. митохондрия

Б. синтез АТФ в процессе дыхания                                                                   2. хлоропласт

В. первичный синтез органических веществ

Г. превращение световой энергии в химическую

Д. расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

№ 18.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА                                  ВИД ОРГАНОИДА

А. одномембранный органоид                                             1. митохондрия

Б. внутреннее содержимое — матрикс                               2. лизосома

В. наличие гидролитических ферментов

Г. наличие крист

Д. полуавтономный органоид

№ 19.Установите соответствие между строением органоида и его видом.

СТРОЕНИЕВИД ОРГАНОИДА

А. состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров            1. клеточный центр

Б. состоит из двух субъединиц                                                                       2. рибосома

В. образован микротрубочками

Г. содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

Д. содержит белки и нуклеиновую кислоту

№ 20. Установите соответствие между строением и функцией клетки и органоидом, для которого они характерны.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ                                                                              ОРГАНОИДЫ

А) расщепляют органические вещества до мономеров                     1) лизосомы

Б) окисляют органические вещества до СО2 и Н2О                           2) митохондрии

В) отграничены от цитоплазмы одной мембраной

Г) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами

Д)  содержат кристы

Е)  не содержат крист

№ 21. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого они характерны.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК                                                   ЦАРСТВА

А) наличие пластид                                                                                     1) Грибы

Б) отсутствие хлоропластов                                                                       2) Растения

В) запасное вещество – крахмал

Г) наличие  вакуолей с клеточным соком

Д) клеточная стенка содержит клетчатку

Е) клеточная стенка содержит хитин

№ 22.Установите соответствие между строением, функцией органоидов клетки и их видом

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ                                                                    ОРГАНОИДЫ

А) содержат граны                                                                                  1) митохондрии

Б) содержат кристы                                                                                 2) хлоропласты

В) обеспечивают образование кислорода

Г) обеспечивают окисление органических веществ

Д) содержат зелёный пигмент

№ 23. Установите соответствие между строением эукариотической клетки и особенностью его строения.

ОРГАНОИД                                                                                                ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) хлоропласт                                                                                             1) одномембранный

Б) эндоплазматическая сеть                                                                      2) двумембранный

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

№ 24.Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.

ПРИЗНАК                                                                                              ОРГАНОИД

А) накапливает воду                                                                             1) вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК                                                               2) хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических веществ

Г) содержит клеточный сок

Д) поглощает энергию солнечного света

Е) синтезирует молекулы АТФ

№ 25.Установите соответствие между характеристикой и видом органоида клетки, к которому она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ВИД  ОРГАНОИДА

А) наличие ДНК и рибосом                                                 1) хлоропласт

Б)  образование пищеварительных вакуолей                     2) лизосома

В)  гидролиз органических полимеров

Г)  первичный синтез органических веществ

Д)  наличие одной мембраны

Е) образование из аппарата Гольджи

№ 26. Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.

ПРИЗНАК                                                                                                        ОРГАНОИД

А) наличие двух мембран                                                                     1) лизосома

Б)  расщепление органических веществ до СО2 и Н2О                      2) митохондрия

В) наличие гидролитических ферментов

Г) переваривание органоидов клетки

Д) аккумулирование энергии в АТФ

Е) образование пищеварительных вакуолей у простейших

№ 27. Установите соответствие между функцией и структурным компонентом клетки, который её выполняет.

ФУНКЦИЯ                                                                                СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

А) избирательная проницаемость                                   1) клеточная мембрана

Б) активный транспорт                                                    2) клеточная стенка

В) поддержание формы клетки

Г) придаёт жёсткость клетке

Д) способность к фагоцитозу

№ 28. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ТИП КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А) Хромосома образована кольцевой ДНК.                      1) прокариотический

Б) Клетка делится митозом.                                                2) эукариотический

В) В цитоплазме находятся лизосомы.

Г) Мембрана образует мезосомы.

Д) Клеточный центр участвует в образовании веретена деления.

Е) Отсутствуют мембранные органоиды.

№ 29.Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, к которому её относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ОРГАНОИД   КЛЕТКИ

А) первичный синтез углеводов                                         1) митохондрия

Б) фиксация неорганического углерода                             2) хлоропласт

В) окисление пировиноградной кислоты

Г) образование кислорода при фотолизе воды

Д) клеточное дыхание

Е) окисление глюкозы до углекислого газа и воды

№ 30.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми ор­га­но­и­да клет­ки и ор­га­но­и­дом, для ко­то­ро­го эти при­зна­ки ха­рак­тер­ны.

 ПРИ­ЗНА­КИ ОР­ГА­НО­И­ДА

 

ОР­ГА­НО­И­ДЫ

А) со­дер­жит зелёный пиг­мент

Б) со­сто­ит из двой­ной мем­бра­ны, ти­ла­ко­и­дов и гран

В) пре­об­ра­зу­ет энер­гию света в хи­ми­че­скую энер­гию

Г) со­сто­ит из двой­ной мем­бра­ны и крист

Д) обес­пе­чи­ва­ет окон­ча­тель­ное окис­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ

Е) за­па­са­ет энер­гию в виде 38 молей АТФ при рас­щеп­ле­нии 1 моля глю­ко­зы

 

1) хло­ро­пласт

2) ми­то­хон­дрия

 

 № 19.  Общебиологические закономерности (установление последовательности)

№ 1. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния струк­тур в эу­ка­ри­отической клет­ке рас­те­ния (на­чи­ная сна­ру­жи).

1) плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на      2) кле­точ­ная стен­ка      3) ядро      4) ци­то­плаз­ма      5) хро­мо­со­мы

№ 2. Рас­ставь­те пе­ре­чис­лен­ные со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке

1) Изоб­ре­те­ния элек­трон­но­го мик­ро­ско­па     

2) От­кры­тие ри­бо­сом

3) Изоб­ре­те­ние све­то­во­го мик­ро­ско­па       

4) Утвер­жде­ние Р. Вир­хо­ва о по­яв­ле­нии «каж­дой клет­ки от клет­ки»

5) По­яв­ле­ние кле­точ­ной тео­рии Т. Шван­на и М. Шлей­де­на

6) Пер­вое упо­треб­ле­ние тер­ми­на «клет­ка» Р. Гуком

№  20. Дополнение таблицы, работа с текстом.

№ 1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка

Объект

Расположение в клетке

Функция

(А)

цитоплазма

хранение и передача наследственной информации

митохондрия

(Б)

биологическое окисление

рибосома

цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

(В)

Список терминов:

1. ядро         2. рибосома     3. биосинтез белка            4. цитоплазма   5. окислительное фосфорилирование

6. транскрипция    7. лизосома

№ 2. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клетки

Число мембран органоида

Функция

(А)

одномембранный

расщепление органических веществ клетки

рибосома

(Б)

биосинтез белка

хлоропласт

двумемранный

(В)

Список терминов:

1. комплекс Гольджи   2. синтез углеводов    3. одномембранный     4. гидролиз крахмала

5. лизосома      6. немембранный

№ 3. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Место протекания процесса

Процесс

Фаза фотосинтеза

(А)

возбуждение хлорофилла

световая

строма хлоропласта

(Б)

темновая

мембраны тилакоидов

синтез АТФ

(В)

Список терминов:

1. мембраны тилакоидов          2. световая фаза          3. фиксация неорганического углерода

4. фотосинтез воды                   5. темновая фаза         6. цитоплазма клетки

 При­знак

Про­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка

Эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка

А

от­сут­ству­ют

ми­то­хон­дрии — у всех эу­ка­ри­от, пла­сти­ды — у рас­те­ний

спо­ро­об­ра­зо­ва­ние

Б

для раз­мно­же­ния

спо­со­бы де­ле­ния клет­ки

би­нар­ное де­ле­ние

В

№ 4. Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя по­ня­тия и тер­ми­ны, при­ме­ры, при­ве­ден­ные в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 Спи­сок тер­ми­нов и по­ня­тий:

1) митоз, мейоз                                                                         2) пе­ре­не­се­ние не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

3) пе­ре­нос ин­фор­ма­ции о пер­вич­ной струк­ту­ре белка       4) дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды

5) ше­ро­хо­ва­тая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть                             6) мел­кие ри­бо­со­мы

№ 5. Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу

 

ОТ­ЛИ­ЧИЕ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ ОТ ЖИ­ВОТ­НОЙ

Рас­ти­тель­ная клет­ка, в от­ли­чие от жи­вот­ной, имеет ___________ (А), ко­то­рые у ста­рых кле­ток ___________(Б) и вы­тес­ня­ют ядро клет­ки из цен­тра к её обо­лоч­ке. В кле­точ­ном соке могут на­хо­дить­ся ___________ (В), ко­то­рые при­да­ют ей синюю, фи­о­ле­то­вую, ма­ли­но­вую окрас­ку и др. Обо­лоч­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г).

 

 ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) хло­ро­пласт

2) ва­ку­оль

3) пиг­мент

4) ми­то­хон­дрия

5) сли­ва­ют­ся

6) рас­па­да­ют­ся

7) цел­лю­ло­за

8) глю­ко­за

№ 6.Вставь­те в текст «Ор­га­но­и­ды рас­ти­тель­ной клет­ки» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ОР­ГА­НО­И­ДЫ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ

В рас­ти­тель­ных клет­ках со­дер­жат­ся оваль­ные тель­ца зелёного цвета — ___________ (А). Мо­ле­ку­лы ___________ (Б) спо­соб­ны по­гло­щать све­то­вую энер­гию. Рас­те­ния, в от­ли­чие от ор­га­низ­мов дру­гих царств, син­те­зи­ру­ют ___________ (В) из не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний. Кле­точ­ная стен­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г). Она вы­пол­ня­ет важ­ные функ­ции.

 ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) хро­мо­пласт

2) ва­ку­о­ли

3) хло­ро­пласт

4) хло­ро­филл

5) ми­то­хон­дрии

6) цел­лю­ло­за

7) гли­ко­ген

8) глю­ко­за

№ 7.Вставь­те в текст «Жи­вот­ная клет­ка» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ЖИ­ВОТ­НАЯ КЛЕТ­КА

Все пред­ста­ви­те­ли цар­ства Жи­вот­ные со­сто­ят из _________ (А) кле­ток. На­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция в этих клет­ках за­клю­че­на в _________ (Б), ко­то­рые на­хо­дят­ся в ядре. По­сто­ян­ные кле­точ­ные струк­ту­ры, вы­пол­ня­ю­щие осо­бые функ­ции, на­зы­ва­ют _________ (В). Одни из них, на­при­мер _________ (Г), участ­ву­ют в био­ло­ги­че­ском окис­ле­нии и на­зы­ва­ют­ся «энер­ге­ти­че­ски­ми стан­ци­я­ми» клет­ки.

 ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) коль­це­вая ДНК

2) ли­зо­со­ма

3) эу­ка­ри­о­ти­че­ская

4) ми­то­хон­дрия

5) хро­мо­со­ма

6) про­ка­ри­о­ти­че­ская

7) ор­га­но­ид

8) хло­ро­пласт

№ 8.Вставь­те в текст «Типы кле­ток» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ТИПЫ КЛЕ­ТОК

Пер­вы­ми на пути ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия по­яви­лись ор­га­низ­мы, име­ю­щие мел­кие клет­ки с про­стой ор­га­ни­за­ци­ей, — _________(А). Эти до­ядер­ные клет­ки не имеют оформ­лен­но­го_________(Б). В них вы­де­ля­ет­ся лишь ядер­ная зона, со­дер­жа­щая_________(В) ДНК. Такие клет­ки есть у со­вре­мен­ных_________(Г) и си­не­зелёных.

Пе­ре­чень тер­ми­нов:

1) хро­мо­со­ма       2) про­ка­ри­от­ные     3) ци­то­плаз­ма      4) коль­це­вая мо­ле­ку­ла       5) ядро

6) од­но­кле­точ­ное жи­вот­ное                 7) бак­те­рия          8) эу­ка­ри­от­ные

№ 9.Вставь­те в текст «Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в ответ.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от

 Со­глас­но самой рас­про­стра­нен­ной на се­го­дняш­ний мо­мент тео­рии, пер­вы­ми на пла­не­те по­яви­лись __________ (А) ор­га­низ­мы. Эу­ка­ри­о­ты по­яви­лись на­мно­го позд­нее. Тео­рия гла­сит, что эу­ка­ри­о­ты воз­ник­ли в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го услож­не­ния стро­е­ния ар­хе­бак­те­рий и вступ­ле­ния их в _________ (Б) с дру­ги­ми бак­те­ри­я­ми. Так, ми­то­хон­дрии, име­ю­щие свою соб­ствен­ную ДНК и ри­бо­со­мы, яв­ля­ют­ся ор­га­но­и­да­ми, про­изо­шед­ши­ми таким об­ра­зом. Ми­то­хон­дрии вы­пол­ня­ют функ­ции по­став­щи­ков __________ (В) для клет­ки. Дру­ги­ми ор­га­но­и­да­ми та­ко­го про­ис­хож­де­ния яв­ля­ют­ся __________ (Г).

Пе­ре­чень тер­ми­нов

1) па­ра­зи­тизм2) сим­би­оз3) ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства4) энер­гия

5) про­ка­ри­о­ти­че­ский6) эу­ка­ри­о­ти­че­ский7) хло­ро­пласт8) ап­па­рат Голь­д­жи

 

Задание 22 При­ме­не­ние зна­ний в прак­ти­че­ских ситуациях

№ 1. Ка­ко­ва роль ядра в клет­ке?

№ 2. Опи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ное стро­е­ние на­руж­ной плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны жи­вот­ных кле­ток.

№ 3. Ка­ко­во стро­е­ние и функ­ции обо­лоч­ки ядра?

№ 4. Ка­ко­ва роль био­ло­ги­че­ских мем­бран в клет­ке?

№ 5 До­ка­жи­те, что клет­ка яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся си­сте­мой.

№ 6. Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме

составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной

соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита

в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое

явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%,

менее 0,9%, равна 0,9%).

№ 7. Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической

сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?

№ 8.Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся кле­точ­ная тео­рия?

№9.Какое зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния имело со­зда­ние кле­точ­ной тео­рии?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=7800Задание 23. Анализ текстовой и графической информации.

№ 1. Какой ор­га­но­ид изоб­ражён на схеме?

Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3?

Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?

 

 

№ 2. Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=8429
http://bio.reshuege.ru/get_file?id=11134
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ 3. За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клет­ки,

ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части

и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

 

 

 

№ 4.  За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клет­ки,

ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=11196на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 5.  Назовите органоид растительной клетки,

изображенный на рисунке, его структуры,

http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/98834/innerimg0.gifобозначенные цифрами 1-3, и их функции.

 

 

 

 

http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/98831/innerimg0.gif№ 6. Какие элементы строения клеточной мембраны

обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие

функции они выполняют?

 

 

 

 

 

 

№ 7. Какой органоид изображен на рисунке?

Каковы его функции в клетке?

В каких клетках этих органоидов больше всего?

 

№ 8. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариоти­ческая клетки.

Приведите доказательства своей точки зрения.

 

http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg1.gifhttp://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg0.gifА                                                                                             Б                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17836

№ 9.Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на во­про­сы.

1. Что изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изоб­ра­же­ние?

3. Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки есть у этого ме­то­да по

срав­не­нию с аль­тер­на­тив­ны­ми ме­то­да­ми?

 

 

 

 

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17838
 

 


№ 10.Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но ри­су­нок и от­веть­те на во­про­сы.

1. Что изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2. Каким ме­то­дом по­лу­че­но это изоб­ра­же­ние?

3. Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки есть у этого ме­то­да по

срав­не­нию с аль­тер­на­тив­ны­ми ме­то­да­ми?

 

 

 

 

 

№ 24. Задание на анализ биологической информации.

№ 1. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте, ис­правь­те их, ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, за­пи­ши­те эти пред­ло­же­ния без оши­бок.

1. Все живые ор­га­низ­мы — жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы, бак­те­рии, ви­ру­сы — со­сто­ят из кле­ток. 2. Любые клет­ки имеют плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну. 3. Сна­ру­жи от мем­бра­ны у кле­ток живых ор­га­низ­мов име­ет­ся жест­кая кле­точ­ная стен­ка. 4. Во всех клет­ках име­ет­ся ядро. 5. В кле­точ­ном ядре на­хо­дит­ся ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки — мо­ле­ку­лы ДНК.

№ 2 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. По типу организации различают про- и эукариотические клетки.
2. У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем
у прокариот. 3. В клетках эукариот имеется нуклеоид. 4. В клетках прокариот нет мембранных органоидов. 5. В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды. 6. В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы. 7. Растения, грибы, животные –  это эукариоты.

№ 3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других царств. 3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с клеточным соком. 4. В клетках высших растений имеются центриоли.
5. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах. 6. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 7. По способу питания большинство растений автотрофы.

Задание 25-26.  Общебиологические закономерности.

№ 1. Как осо­бен­но­сти стро­е­ния рас­ти­тель­ной и жи­вот­ной кле­ток со­от­но­сят­ся с об­ра­зом жизни рас­ти­тель­ных и жи­вот­ных ор­га­низ­мов со­от­вет­ствен­но?

№ 2. Ка­ко­ва роль ми­то­хон­дрий в об­ме­не ве­ществ? Какая ткань — мы­шеч­ная или со­еди­ни­тель­ная — со­дер­жит боль­ше ми­то­хон­дрий? Объ­яс­ни­те по­че­му.

№ 3. В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в стро­е­нии и функ­ци­ях хло­ро­пла­стов и ми­то­хон­дрий? Ука­жи­те че­ты­ре при­зна­ка.

№ 4. До­ка­жи­те, что клет­ка яв­ля­ет­ся от­кры­той си­сте­мой.

№ 5. Чем рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от жи­вот­ной?

№ 6. Общая масса ми­то­хон­дрий по от­но­ше­нию к массе кле­ток раз­лич­ных ор­га­нов крысы со­став­ля­ет: в под­же­лу­доч­ной же­ле­зе — 7,9%, в пе­че­ни — 18,4%, в серд­це — 35,8%. По­че­му в клет­ках этих ор­га­нов раз­лич­ное со­дер­жа­ние ми­то­хон­дрий?

№ 7. Из­вест­но, что ап­па­рат Голь­д­жи осо­бен­но хо­ро­шо раз­вит в же­ле­зи­стых клет­ках (над­по­чеч­ни­ков, слюн­ных желез, под­же­лу­доч­ной же­ле­зы). Объ­яс­ни­те этот факт, ис­поль­зуя зна­ния о функ­ци­ях этого ор­га­но­и­да в клет­ке.

№ 8. По­че­му клет­ку счи­та­ют струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей жи­во­го?

№ 9. Каким об­ра­зом про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние ри­бо­сом в клет­ках эу­ка­ри­от?

№ 10. Какие осо­бен­но­сти хро­мо­сом обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­да­чу на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции?

№ 11. Какие черты сход­ства ми­то­хон­дрий с про­ка­ри­о­та­ми поз­во­ли­ли вы­дви­нуть сим­био­ти­че­скую тео­рию про­ис­хож­де­ния эу­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки?

№ 12. По­че­му ми­то­хон­дрии, хло­ро­пла­сты и дру­гие ор­га­но­и­ды клет­ки нель­зя счи­тать струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей жи­во­го?

№ 13. По­че­му ми­то­хон­дрии на­зы­ва­ют «си­ло­вы­ми стан­ци­я­ми» кле­ток?

№ 14. Ка­ки­ми пу­тя­ми ве­ще­ства по­сту­па­ют в клет­ку? Каков ме­ха­низм их по­ступ­ле­ния?

№ 15. Чем от­ли­ча­ют­ся клет­ки пе­че­ни осла от кле­ток пе­че­ни ло­ша­ди?

№ 16. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

№ 17. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

№ 18. При сравнительном исследовании поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено, что содержание аппарата Гольджи в клетках поджелудочной железы значительно больше. Объясните различия, исходя из функций органоида.

№ 19. Митохондрии способны к самостоятельному делению вне зависимости от деления клетки. Однако существовать вне клетки они не могут. Приведите не менее трёх доказательств в пользу полуавтономности митохондрий.

№ 20. Ука­жи­те ос­нов­ные при­зна­ки про­ка­ри­о­ти­че­ских ор­га­низ­мов.

№ 21. На­зо­ви­те ос­нов­ные при­зна­ки, по ко­то­рым клет­ка столб­ча­той ткани листа бе­ре­зы от­ли­ча­ет­ся от клет­ки эпи­те­ли­аль­ной ткани че­ло­ве­ка.

№ 22. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия содержимое её клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки. Как называется это явление?

№ 23.Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?


 

Клеточная теория. Строение клетки

Клеточная теория. Строение клетки

Задание № 2 Общебиологические закономерности (множественный выбор) № 1

Задание № 2 Общебиологические закономерности (множественный выбор) № 1

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети

Задание 5. Клетка, её жизненный цикл (установление соответствия) № 1

Задание 5. Клетка, её жизненный цикл (установление соответствия) № 1

ПРО­ЦЕСС ОР­ГА­НО­ИД

ПРО­ЦЕСС ОР­ГА­НО­ИД

Б. запасающее вещество – крахмал 2

Б. запасающее вещество – крахмал 2

В) лизосома Г) митохондрия

В) лизосома Г) митохондрия

Общебиологические закономерности (установление последовательности) № 1

Общебиологические закономерности (установление последовательности) № 1

Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния

Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния

Задание 22 При­ме­не­ние зна­ний в прак­ти­че­ских ситуациях № 1

Задание 22 При­ме­не­ние зна­ний в прак­ти­че­ских ситуациях № 1

Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют? № 7

Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют? № 7

Во всех клет­ках име­ет­ся ядро

Во всех клет­ках име­ет­ся ядро
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023