Строительство Балтийского флота при Петре I.
Оценка 5

Строительство Балтийского флота при Петре I.

Оценка 5
docx
история
30.06.2021
Строительство Балтийского флота при Петре I.
статья
статья история.docx

Строительство Балтийского флота при Петре I.

         Достигнув берегов Невы и Финского залива, у России возникла потребность обезопасить эти территории. На Ладожском озере появились верфи, заложены основы Балтийского флота. Строительство кораблей связано с началом Северной войны, но они не были крупными. Нева отличалась наличием порогов, в связи с чем трудно вывести крупные суда в Балтийское море.

         В 1703 г. образована Олонецкая верфь на р. Свири у Лодейского Поля. К 1710 г. на этой верфи спущено на воду 50 крупных кораблей и 66 гребных судов. 22 августа 1703 г. спущен на воду первый корабль Балтийского флота – 28-пушечный  фрегат «Штандарт».  В 1704 г.  построена Лужская верфь. К 1713 г. здесь построено 68 гребных судов, а в 1704-1705 гг. в Селицком рядку построено 2 шнявы и 11 мелких судов. В 1708 г. построена Новоладожская верфь. К 1710 г.  построено 2 линейных корабля и 2 шнявы. Но в этом же году строительство прекращено. Также построена Ижорская верфь, где построено 20 бригантин, но в 1712 г. она прекратила работу[1].

         В 1705 г. построена знаменитая Адмиралтейская верфь. С 1709 г. она занималась преимущественно выпуском линейных кораблей. В 1712 г. спущен на воду корабль «Полтава». Петербург заявил о себе как о новом центре кораблестроения. На этой верфи сооружено 59 кораблей. Помимо Адмиралтейской верфи, в Петербурге соорудили Галерную верфь, где строили галеры и полугалеры[2].

Роль Балтийского флота становилась с каждым годом все более заметной. Кораблестроение шло полным ходом, но это неимоверной тяжестью легло на плечи податного населения, прежде всего, эксплуатируемых помещиками крестьян. Укрепление государства происходило засчет крестьянства. В годы после Прутского похода был издан указ от 6 июня 1712 г. о приписке для работ  по требованиям адмиралтейства  24 тыс. крестьянских дворов северных областей – Олонецкой, Каргопольской и др.[3] Этот указ не удовлетворил Апраксина, который просил для строительства кораблей и нужд адмиралтейства 30 тыс. крестьянских дворов.

         По мнению Л.Г. Бескровного, в первой четверти XVIII в. в России построено 59 линейных кораблей, 30 фрегатов, 12 других кораблей и 106 мелких судов. За годы Северной войны на воду сошли 207 парусных и 439 гребных судов[4].

Линейные корабли имели водоизмещение до 2 тысяч тонн и вооружены от пятидесяти до ста оружий 20-, 18-, 12-, 6-фунтового калибра. Российские корабли по прочности не отличались от европейских, а по маневренности даже превосходили их. Фрегаты были значительно меньше линейных кораблей и оснащались от двадцати пяти до сорока четырех оружий 12- и 3-фунтового калибра. Галеры – основной тип производимых гребных кораблей. Галера имела 18 пар весел и от трех до 5 пушек 12-, 8-, 3-фунтового калибра. Обслуживала галеру команда из 150 человек. Полугалеры – корабли, отлично подходившие для разведки, доставки войск, бомбардировки.[5]

В 1722 г. Балтийский флот располагал следующими судами: линейные корабли – 37, фрегаты – 7, шнявы – 4, бомбардирские корабли – 5, мелкие парусные суда – 78, гребные суда – 416, захваченные у противника гребные и парусные суда – 11 и 55 соответственно.[6]

Однако после смерти Петра Первого производительность верфей снизилась. С 1725 по 1727 г. с верфи вышли три линейных корабля и несколько десятков галер. С 1727 по 1730 г. ситуация еще более печальная – на воду спущено лишь три корабля. В 1746 г. Флот имел: линейные корабли – 23, фрегаты – 6, шнявы – 1, бомбардирские корабли – 3, пакетботы – 2, прамы – 2, суда других классов – 6.[7]

К 1756 г. флот нуждался в обновлении, многие суда устарели, но лишь результат Кольбергской экспедиции, где многие корабли пошли ко дну, заставил государство реформировать флот.

Таким образом, Балтийский флот играл важную роль во внешней политике России. Он создавался как стена, оберегавшая границы России от шведских захватчиков. Создавались Олонецкая, Лужская, Новоладожская и Адмиралтейская верфи, строительство шло полным ходом. Больше всего от этого страдали крестьяне – податное население. Выпускали в основном следующие типы кораблей: линейные, фрегаты, галеры и полугалеры. Именно усилиями кораблей Балтийского флота удалось одержать победы в ключевых сражениях Северной войны, способствовавших возвышению международного престижа России и укреплению статуса господства в море.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Бескровный Л.Г. Указ. соч., С. 107.

[2] С.И. Елагин, Ф. Веселаго. Материалы для истории Русского флота. Часть II. Балтийский флот. - СПБ., 1865. С. 500.

[3] Тарле Е. Указ. соч., С. 138.

[4] Бескровный Л.Г. Указ соч., С. 108.

[5] Там же, С. 108.

[6] Там же.

[7] Там же, С. 108.

Строительство Балтийского флота при

Строительство Балтийского флота при

В годы после Прутского похода был издан указ от 6 июня 1712 г

В годы после Прутского похода был издан указ от 6 июня 1712 г

К 1756 г. флот нуждался в обновлении, многие суда устарели, но лишь результат

К 1756 г. флот нуждался в обновлении, многие суда устарели, но лишь результат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2021