Структура, виды, сегментация рынка

  • docx
  • 07.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Структура, виды, сегментация рынка.docx

Структура, виды, сегментация  рынка

 

Рынок  как определенная система имеет соответствующую структуру.

Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого.

Структура рынка  – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:

- по объектам  (экономическому содержанию) следует   выделять:

1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2. рынок рабочей силы;

3. финансовый рынок;

4. валютный рынок;    

5. рынок информации;

6. рынок средств производства;     

 7. рынок патентов и лицензий.

- по субъектам различают:

1. рынок покупателей;  

2. рынок продавцов;

3. рынок гос. учреждений;   

4. рынок посредников.

- по географическому (территориальному) положению различают:

1. местный (локальный);      

2. межрегиональный;

3. республиканский;   

4. международный.

 Их можно объединить в национальный (внутренний)   рынок и  мировой (внешний) рынок;

- по степени зрелости:

1. развитый;                                         2. формирующийся;

3. монопольный;                                   4. олигопольный.

- по правовому признаку:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».

- по отраслевому признаку:

1. автомобильный; 

2. сельскохозяйственный;    

3. нефтяной;  

4. компьютерный;

- по характеру продаж:

1. оптовый;  

2. розничный.

Из структуры можно выделить следующие виды рынков:

* Рынок товаров и услуг. В эту группу входят:

- рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);

- рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения;

* Рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки капиталов;     

 - рынки труда (рабочей силы); 

 - рынки земли;

* Финансовые рынки. К ним относятся:

- кредитные рынки;       

- инвестиционные рынки;

- фондовые рынки (РЦБ);   

- валютно – денежные рынки;

* Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки.

Спотовый рынокэто вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы.

Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен.

Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот.

Срочный рынокэто рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях.

Сегментация рынкап.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена  разными путями с использованием различных признаков (факторов).

Основными из них являются:

* географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям;

* демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу;    

* психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам;

* поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.