Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
На урок торопит нас,
Биология сейчас.
У меня такое чувство,
Что природа, как искусство
Очень тонко вяжет нить,
В новом чудо сотворить!
Кто богиня, кто кумир.
Это наш двуполый мир!
Аргументы все весомы -
Икс и Игрек хромосомы.
Особенности
Особенности
образования половых
образования половых
Дать характеристику
Дать характеристику
сперматогенеза и оогенеза
сперматогенеза и оогенеза
Период Сперматогенез, характеристика
Сперматогенез, характеристика
Период
11
22
33
44
перматогенез
ССперматогенез
Период Оогенез, характеристика
Оогенез, характеристика
Период
Оогенез
Оогенез
11
22
33
44
Период Сперматогенез, характеристика
Сперматогенез, характеристика
Период
11
22
33
Размножение сперматогоний
Размножение сперматогоний
Рост сперматоцитов
Рост сперматоцитов
Деление, созревание (или
Деление, созревание (или
мейоз) сперматоцитов
мейоз) сперматоцитов
сперматидов
сперматидов
44 Формирование
Формирование
сперматозоидов
сперматозоидов
перматогенез
ССперматогенез
Оогенез
Оогенез
11
22
33
Период Оогенез, характеристика
Оогенез, характеристика
Период
Размножение оогоний
Размножение оогоний
Рост ооцитов
Рост ооцитов
Деление, созревание (или
Деление, созревание (или
мейоз) ооцитов первого
мейоз) ооцитов первого
порядка ооцитов второго
порядка ооцитов второго
порядка
порядка
44 Формирование яйцеклеток
Формирование яйцеклеток
Создание проблемной
Создание проблемной
ситуации.
ситуации.
(после прочтения стихотворения, узнать, о чём
(после прочтения стихотворения, узнать, о чём
пойдет речь на уроке и необходимо,
пойдет речь на уроке и необходимо,
сформулировать тему урока)
сформулировать тему урока)
У меня такое чувство,
У меня такое чувство,
Что природа, как искусство
Что природа, как искусство
Очень тонко вяжет нить,
Очень тонко вяжет нить,
В новом чудо сотворить!
В новом чудо сотворить!
Кто богиня, кто кумир.
Кто богиня, кто кумир.
Это наш двуполый мир!
Это наш двуполый мир!
Аргументы все весомы
Аргументы все весомы
……………………………….
……………………………….
Икс и Игрек хромосомы.
Икс и Игрек хромосомы.
Тема:
Тема:
«Структура и
«Структура и
Строение хромосом
Строение хромосом
Функции хромосом
Функции хромосом
Виды хромосом
Виды хромосом
Количество хромосом у растений
Количество хромосом у растений
и животных
и животных
Нарушения структуры хромосом
Нарушения структуры хромосом
ХРОМОСОМА
ХРОМОСОМА
(от греч. chroma
цвет, краска + soma
тело) = комплекс
одной молекулы
ДНК с белками.
СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ
СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ
Схема строения
Схема строения
хромосомы в
в
хромосомы
метафазе митоза:
метафазе митоза:
1хроматида;
1хроматида;
2центромера;
2центромера;
3короткое плечо;
3короткое плечо;
4длинное плечо
4длинное плечо
Хромосомы
Хромосомы
имеются в ядрах
имеются в ядрах
всех клеток.
всех клеток.
Каждая хромосома
Каждая хромосома
содержит
содержит
наследственные
наследственные
инструкции гены.
инструкции гены.
Ген – участок
Ген – участок
молекулы ДНК.
молекулы ДНК.
Работа с учебником.
Работа с учебником.
Найти и дать объяснения
Найти и дать объяснения
понятиям
понятиям
Генотип – …..
Генотип
– …..
ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР
ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР
ХРОМОСОМ …..
ХРОМОСОМ …..
КАРИОТИП …..
КАРИОТИП
…..
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ХРОМОСОМ
ХРОМОСОМ
телоцентрические
акроцентрические
телоцентрические (палочковидные хромосомы с
(палочковидные хромосомы с
центромерой, расположенной на конце);
центромерой, расположенной на конце);
акроцентрические (палочковидные хромосомы с
(палочковидные хромосомы с
очень коротким, почти незаметным вторым плечом);
очень коротким, почти незаметным вторым плечом);
субметацентрические (с плечами неравной длины,
(с плечами неравной длины,
напоминающие по форме букву L);
напоминающие по форме букву L);
метацентрические ( (Vобразные хромосомы,
Vобразные хромосомы,
обладающие плечами равной длины).
обладающие плечами равной длины).
субметацентрические
метацентрические
ГОМОЛОГИЧНЫЕ
ГОМОЛОГИЧНЫЕ
ХРОМОСОМЫ
ХРОМОСОМЫ
От греч.Гомос одинаковый
От греч.Гомос одинаковый
Гомологичные хромосомы
Гомологичные хромосомы парные
парные
хромосомы, одинаковые по форме,
хромосомы, одинаковые по форме,
размерам и набору генов.
размерам и набору генов.
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР
ХРОМОСОМ У РАСТЕНИЙ
ХРОМОСОМ У РАСТЕНИЙ
ГОРОХ 14
КРАСНАЯ
СМОРОДИНА – 16
БЕРЕЗА – 18
МОЖЖЕВЕЛЬНИК –
22
ДУБ – 24
ЛЕН – 30
ВИШНЯ – 32
ЯБЛОНЯ – 34
ЯСЕНЬ – 46
КАРТОФЕЛЬ – 48
ЛИПА 82
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР
ХРОМОСОМ У ЖИВОТНЫХ
ХРОМОСОМ У ЖИВОТНЫХ
КОМАР – 6
КОМАР – 6
ОКУНЬ – 28
ОКУНЬ – 28
ПЧЕЛА – 32
ПЧЕЛА – 32
СВИНЬЯ – 38
СВИНЬЯ – 38
МАКАК 42
МАКАК 42
КРОЛИК 44
КРОЛИК 44
КРОЛИК – 44
ЧЕЛОВЕК – 46
ШИМПАНЗЕ – 48
БАРАН – 54
ОСЕЛ – 62
ЛОШАДЬ – 64
КУРИЦА 78
Профилактика зрительного
Если долго идти или бежать, то
утомления и близорукости
Если долго идти или бежать, то
наши ноги устанут и захотят
наши ноги устанут и захотят
отдохнуть.
отдохнуть.
А как же без отдыха весь день
А как же без отдыха весь день
трудятся наши глаза?
трудятся наши глаза?
Долго тянется урок
Много занимались.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься
на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем
наклонись вперед, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку
парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза,
открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс,
поверни голову направо, посмотри на локоть правой
руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой
руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед
собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни
палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5
—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и
посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 56 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять. (Сидя,
вытяни руки вперед, посмотри
на кончики пальцев. Подними
руки вверх вдох, следи глазами
за руками, не поднимая головы,
руки опусти (выдох).)
Берегите глаза!
Берегите глаза!
И они вам скажут:
И они вам скажут:
«Спасибо!»
«Спасибо!»
Кариотип
Кариотип
домашней кошки
домашней кошки
НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ
НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ
ХРОМОСОМ
ХРОМОСОМ
ДЕЛЕЦИЯ
ДЕЛЕЦИЯ
от лат. deletio уничтожение
при которой происходит
потеря участка хромосомы.
ПОЛИПЛОДИЯ
ПОЛИПЛОДИЯ
это кратное увеличение числа
это кратное увеличение числа
хромосом в клетке.
хромосом в клетке.
Растение обладает более
Растение обладает более
крупными размерами цветков,
крупными размерами цветков,
плодов, семян и других
плодов, семян и других
органов растения.
органов растения.
Все культурные растения
Все культурные растения
полиплоиды.
полиплоиды.
ДУПЛИКАЦИЯ
ДУПЛИКАЦИЯ
От лат. duplicatio —
удвоение — структурная
хромосомная мутация,
заключающаяся в
удвоении участка
хромосомы.
ИНВЕРСИЯ
ИНВЕРСИЯ
это изменение структуры
это изменение структуры
хромосомы, вызванное поворотом
хромосомы, вызванное поворотом
на 180° одного из внутренних её
на 180° одного из внутренних её
участков.
участков.
Подобная хромосомная перестройка —
перестройка —
следствие двух одновременных разрывов в одной
следствие двух одновременных разрывов в одной
хромосоме.
хромосоме.
Подобная хромосомная
ТРАНСЛОКАЦИЯ
ТРАНСЛОКАЦИЯ
обмен участками негомологичных
обмен участками негомологичных
хромосом, но общее число генов не
хромосом, но общее число генов не
изменяется.
изменяется.
Различные транслокации приводят к
Различные транслокации приводят к
развитию сарком, заболеванию
сарком, заболеванию
развитию
лейкемией, шизофренией.
лейкемией, шизофренией.
Сарком
Сарком
лейкемиея
лейкемиея
шизофрения
шизофрения
Рефлексия.
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
Какое у вас настроение после урока?
«Учитесь, читайте,
размышляйте и
извлекайте из всего
самое полезное».
(Н.И. Пирогов)