Структура психологической подготовки самбистов

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 02.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно – воспитательного процесса в спорте. Конечной её целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию. Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и соревнованиям вообще осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой, непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой. Деление на специальную и общую подготовку всегда условно, трудно установить грань между ними.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
Структура психологической подготовки самбистов Психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно – воспитательного   процесса   в   спорте.   Конечной   её   целью   является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена:  продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию. Психологическая   подготовка   к   продолжительному   тренировочному процессу   и     соревнованиям   вообще   осуществляется   заблаговременно   и называется   общей   психологической   подготовкой,   непосредственная   же подготовка   к   конкретному   соревнованию   называется   специальной психологической подготовкой. Деление на специальную и общую подготовку всегда условно, трудно установить грань между ними. Общая   подготовка   ­   этот   вид   подготовки   ориентирован   на   общую подготовку   психики   личности   к   действиям   в   сложных   ситуациях.   Ее составными элементами выступают: интеллектуально­аналитический (анализ единиц   информации,   сравнение,   сопоставление,   поиск   взаимосвязи структурных   элементов,   принятие   решений,   умозаключения);   развитие психических процессов (мышление, восприятие, воле, эмоций, воображения, представление,   моделирование   предвиденного   поведения   и   деятельности), усовершенствование   познавательных     сенсомоторних, (когнитивных), эмоционально­волевых   процессов;   формирование   и   развитие   регуляторных способностей, главным образом навыков и умений волевой саморегуляции, развития   образного   воображения,   навыков   и   умений   самовнушения, самоприказов,   концентрации   и   переключение   внимания;   реализация эмоционально­волевой   составляющей   через   сдерживание   эмоций,   нервов, использование   скрытых   резервов   психики,   которая   выступает   главным компонентом   реализации   решений;   стрессоустойчивость   личностинаправленность   личности, (шумоустойчивость, формирование   определенных   морально­волевых   качеств,   необходимых   для   уравновешенность); реализации   индивидуального   потенциала   (физического,   эмоционального, умственного); мотивационная составляющая (формирование мотива действия, мотивации, мотивационного обоснования необходимых действий); физическая составляющая (привлечение и развитие физических возможностей организма, которые способствуют эффективному преодолению препятствий без особых затрат). Специальная   (профессиональная)   психологическая   подготовка   ­   она направлена   на   психологическую   подготовку   по   роду   (специальности) деятельности   личности,   основой   которой   является   функциональная психологическая   подготовка.   Этот   вид   подготовки   включает   в   себя   такие составные   элементы:   функциональная   подготовка,   содержание   которой заключается   в   том,   чтобы   подготовить   личность   к   психологическому восприятию и осознанию необходимости выполнения своих функциональных обязанностей   и   действий;   нормативный   элемент,   то   есть   восприятие   норм поведения,   соответствие   поступков,   соблюдение   их   в   таком   состоянии психики, который не вызывает определенного дискомфорта (определенного психического   несогласования,   несоответствия,   диссонанса);   ценностно   ­ ориентационный   элемент,   должен   формировать   и   осознавать   сознанием ценностные   ориентации,   которые   декларируются   сообществом   как   свои собственные   (или   обязанности   для   выполнения),   присущие   той   среде,   в котором находится индивид; формирование специализированного восприятия, навыков   и   умений   тактического   (позиционного)   мышления,   надежности, мобилизованности   психики   и   организма   (их   потенциальных   резервов),   усовершенствование   приемов эмоционально­волевой   устойчивости;   умений   формирования   положительных   эмоциональных самонастроя, состояний; формирование и развитие возможностей общения (как вербального так   и   невербального)   личности   на   уровнях:   коммуникативном   (передачаинформации,   ее   средства);   перцептивном,   как   восприятие   партнеров   по общению; интерактивном, как процесса взаимодействия индивидов во время общения. Психологическая   подготовка   призвана   помочь   спортсмену   осознать недостатки  и ощутить свои внутренние возможности, пробудить максимум желания работать над собой. Современный поединок невозможно выиграть, если тренировать только мышцы   и   технику   отдельных   приемов.   Физическую   и   психологическую подготовку   нужно   проводить   параллельно.   Сила   воли,   концентрация,   позволяют сознательная   регуляция   нервно­психических   процессов, действовать максимально эффективно в экстремальной ситуации, проявлять максимум   физических   усилий,   оставаться   собранным   и   раскрепощенным, сохранять способность к импровизации. Рассмотрим процесс  воспитания  в  структуре  общей психологической подготовки   спортсменов.   Общим   принципом   методики   психологической подготовки   спортсмена   является   воздействие   как   на   сознание,   так   и   на подсознание.   Методы   и   психопедагогические   мероприятия   должны использоваться   с   учетом   уровней   воздействия   на   организм   и   поведение человека. Лекции   и   беседы   направлены   на   психологическое   образование спортсменов.   Их   содержание   должно   включать   в   себя:   объяснение особенностей   психических   состояний,   характерных   для   спорта;   обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.   Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание таких бесед косвенно   направлено   на   спортсмена.   В   предоставленном   случае   главный метод воздействия – косвенное внушение.Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии полного   расслабления   спортсмены   осваивают   и   повторяют   специально разработанные формулы самовнушения. Внушенный  отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии совершенного  расслабления  при  чувстве  приятной  тяжести   тела  и  тепла   в мышцах.   В   состоянии   полудремоты   человек   воспринимает   словесные формулы   (не   повторяя   их,   но   и   не   противодействуя,   не   напрягаясь   и   не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни. Внушенный   сон   (гипноз)   с   сохранением   высокой   восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Влияние на подсознание. Метод – императивное внушение. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее   подготовленных   или   изученных   ранее   внушений   в   состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод ­самовнушение. Размышления   и   рассуждения.   Это   способы   перевода   внушений   в самовнушения, но только методом самоубеждения. Спортсмен должен сам познать себя и свои возможности. Комплексное   применение   данных   методов   совершенствует   систему саморегуляции   спортсмена.   В   последующем   (в   период   соревнований)   это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания. Необходимо   остановиться   на   процессе   самовоспитания   в   структуре общей психологической подготовки спортсменов. Процедура обучения станет неэффективным,   если   спортсмен   никак   не   занимается   самовоспитанием. Желание к самовоспитанию осуществляется посредством обучение способам саморегуляции.   Некоторые   из   способов   весьма   элементарные.   Их   нужно попросту   усвоить   и   использовать   в   необходимый   момент.   Данные   методысаморегуляции   называют   отключение   и   переключение.   Стабилизирующую функцию тут осуществляют образы отражаемого и отношение к ним, которые сформировались у спортсмена. Доминантный центр снижается в результате формирования нового источника возбуждения при сосредоточении в каких­то предметах   внешнего   общества.   Результативность   снижения   напряженности станет   тем   выше,   чем   привлекательнее   предмет   наблюдения.   Задача отключения   и   переключения   заключается   в   том,   чтобы   спортсмен реализовывал   продолжительное   сохранение   сосредоточенного   сознания   в русле,   отдаленном   от   травмирующей   ситуации.   В   предоставленном   случае способы саморегуляции основываются на отражении спортсменом (главной функцией   сознания   считается   отражение)   находящегося   вокруг материального мира. Имеются   способы   саморегуляции,   которые   связаны   с   отражением своего физического «Я». Они в максимальной мере пропитаны специальными приемами. Регуляция     контроль   тонуса   мимических   мышц:   этот   прием   требует специальной тренировки. Предельный эффект достигается, если в процессе прохождения  предоставленным   приемом   спортсмен  проверяет  и   укрепляет его   в   многообразных   жизненных   ситуациях.   Существенным   из   критериев овладения приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).   Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов: психическая напряженность   практически   всегда   вызывает   ее   излишнее   напряжение. Тренировка   в   расслаблении   мышц   реализовывается   с   помощью   словесных самоприказов, самовнушений, содействующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц. Контроль   и   регуляция   темпа   движений   и   речи:   эмоциональная напряженность, наравне с мышечной скованностью, выражается в увеличении обычного для спортсмена темпа перемещений и речи, при данном спортсменначинает   суетиться,   безосновательно   спешить.   В   этом   случае   управление своим   состоянием   сводится   к   предрасположенности   освободиться   от суетливости,   нормализовать   точный   темп   собственной   деятельности, устранить потребность спешки при каких ­ либо моментах. Специальные дыхательные упражнения ­ спокойное, ровное и глубокое дыхание   способствует   уменьшению   напряжения.   Изученное   и   хорошо закрепленное ритмичное дыхание проявляется высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения. Разрядка.   Данный   способ   предоставляет   «выход»   эмоциональному напряжению.   Равно   как   способ   саморегуляции,   разрядка   реализуется,   как правило в специфических формах разминки (осуществление установленного упражнения в абсолютную силу). Следует   выделить   методы   саморегуляции,   в   основании   которых находится отражение спортсменом собственного социального «Я». Для них свойственны всего два приема, таких как :регулирование цели. Данное умение дает   возможность   вовремя   определить   цель   в   точном   согласовании   с собственными   способностями,   отложить   её   в   состоянии   эмоциональной напряженности, уже, после чего заново актуализировать её, когда наступит время,   что   общедоступно   только   спортсмену   с   многолетним   спортивным стажем   и   значительным   опытом   выступлений   в   состязаниях;   ритуал предсоревновательного   поведения.   В   основе   этого   приема   лежат обусловленные   стереотипы,   в   результате   чего,   если   нарушать   его   или изменять, особенно на больших соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение   уже   само   по   себе   становится   успокаивающим   фактором; упражнения   и   игры   в   структуре   общей   психологической   подготовки спортсменов   к   соревнованиям.   Результативную   помощь   в   реализации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям показывает такой прием, как применение в процессе тренировок специальных упражнений, атакже   психологических   игр,   позволяющих   понемногу   привыкать   к соревновательным условиям. Действительно,   наиболее   действенным   методом   психологической подготовки   спортсмена   к   удачному   выступлению   в   состязаниях   является содействие   в   соревнованиях.   В   целях   этого   чтобы   решить   данную двойственную   проблему,  следует   осуществить   соревновательные   условия   в учебно­тренировочном   процессе.   Общеизвестно,   что   соревновательные упражнения   довольно   часто   и   продуктивно   употребляются   тренерами   в процессе   подготовки   спортсменов:   как   при   исполнении   технической   и   в   такой   степени   и   около   передаче физической   подготовок, специализированных   знаний.   Имеются   методы   обучения   и   тренировки спортсменов в целях подготовки их к исполнению целой соревновательной работы: тренировочные игры в баскетболе, футболе. Также,   в   своей   работе,   каждому   тренеру   необходимо   использовать следующие   способы   психологической   подготовки   спортсменов   к соревнованиям: сбор полноценной и достоверной информации об условиях   противнике   в предстоящего   соревнования   и,   в   частности   о   каждом   отдельности;   изучение   и   уточнение   информации   о   тренированности, потенциалах спортсмена или команды к самому началу соревнования; верное нахождение и формулировка целей участия в соревновании; формирование общественно   важных   мотивов   выступления   спортсменов   в   соревновании; вероятное   программирование   соревновательной   деятельности;   специальная подготовка   к   встрече   с   соревновательными   препятствиями   всевозможной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении; предусмотрение   приемов   саморегуляции   вероятных   неблагоприятных внутренних   состояний;   отбор   и   применение   способов   сохранения   нервно­ психической   бодрости   к   началу   соревнования,   восстановление   ее   в   ходе соревнования.Организованное   и   слаженное   с   тактическим   планом   включение   в соперничество, толковая ориентация, четкий, строгий наблюдение ситуации, все   силы   тактически   верно   включатся   в   действие,   ожидавшийся соревновательный   итог   добивается   либо   превышается.   Деятельность спортсмена   частично   дезорганизована:   он   борется   «безголовы»,  утрачивает тактическую ориентацию, чувство темпа, рано выдыхается; никак не обладает двигательными   координациями,   при   высочайших   технических   условиях умножаются   погрешности;   большая   зажатость.   Не   проводится   активная борьба, активность воли стремительно опускается, борец никак не способен мобилизовать силы; в последствии состязания остается неистраченный резерв сил, поскольку все воздействия выполнялись на мало качественном уровне. Спортсмен   обязан   понимать,   что   соревновательная   лихорадка   и объединенные   с   ней   симптомы   завладеют   им.   Наставник,   как   правило, старается   оказать   позитивное   воздействие   на   развитие   предстартовой реакции, прибегая к разнообразным мерам в минувшие дни и непосредственно перед состязаниями. Раннее   предстартовое   состояние   начинается   с   момента   извещения спортсмена   о   его   участии   в   данном   соревновании.   Признаки   волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться   резкая   реакция   на   шутки   друзей.   Спортсмен   не   должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение   имеют   средства   отвлечения   (увлекательная   литература,   любимое дело). Предстартовое   состояние   появляется   в   связи   с   непосредственной подготовкой к соревнованиям в дороге и по прибытии в место их выполнения. Исходное возбуждение начинается с момента старта и может достичь апогея в период прохождения спортсменом дистанции.Регулированию   предстартового   состояния   содействует   разминка. Спортсмены   с   очень   выраженной   «предстартовой   лихорадкой»   обязаны осуществлять разминку спокойно; резкая разминка необходима для борцов, склонных к апатии. Спортсмен,   знающий   признаки   «предстартовой   лихорадки»,   имеет возможность взять себя в руки и достичь усовершенствования результатов с поддержкой   самовнушения:   «Я   отлично   тренирован,   итоги   минувших состязаний   неплохие,   моя   способность   повысится   благодаря   небольшому возбуждению». Подобное внушение добивается относительно просто. С целью наиболее   полного   освоения   основами   самовнушения   необходимо познакомиться   с   основами   психорегулирующей   тренировки,   исследованной советскими специалистами. Завершающим   этапом   всей   психологической   подготовки   к соревнованиям   служит   непосредственная   подготовка   к   выполнению соревновательных упражнений.  Контрольные   мероприятия:   проводятся   в   виде   состязаний   в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые состязания), с целью которых свойственны последующие элементы эмоциональной напряженности: спортивная конкурентная борьба, стремление любого спортсмена к победе,   стремление   продемонстрировать   высочайшие соревновательный   дух, спортивные итоги. Важно, что содержатся в данных состязаниях посторонние люди (отец с матерью,   знакомые,   приятели   спортсменов,   руководители   спортивной организации), что увеличивает важность мероприятия в глазах спортсменов­ участников [26]. Кроме того необходимо придерживаться основные для этого вида спорта классические ритуалы, принципы ведения спортивной борьбы. Товарищеские   встречи:   проводятся   в   виде   соревнований   в установленной   спортивной   группе   с   приглашением   спортсменов   из   других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии другихлюдей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов­участников [30].   Психофизические   упражнения:   эти   упражнения   характеризуются исполнением   некоторых   тактических   задач   при   присутствии   физической нагрузки   и   содействуют   формированию   и   совершенствованию   не   только адаптационных  способностей спортсмена к крайним обстоятельствам, но и обучению его волевых и физических свойств. Использование   психофизических   упражнений   требует:   постановки   и решения   определенной   тактической   проблемы;   присутствия   физической нагрузки (в качестве «помехи» для заключения эмоциональной проблемы). К примеру, перед легкоатлетом устанавливается тактическая цель, сопряженная с   прохождением   дистанции   (1/2   –   бежать   в   обычном   темпе,   далее   в максимальном), при этом на спортсмена одевается особый пояс, усиливающий его   вес   (трудность   пояса   находится   в   зависимости   от   тренированности спортсмена).   Психотехнические упражнения: в их основе находится осуществление некоторых   психологических   проблем   в   обстоятельствах   максимальной верности технических операций соревновательного характера. Осуществление   данных   процедур   требует:   постановки   и   заключения довольно   непростых   (в   зависимости   от   степени   профессионализма спортсмена) психологических задач; применения для решения определенной проблемы   ключевых   технических   соревновательных   действий.   К   примеру, спортсмен  обязан  по   сигналу   тренера  осуществить  конкретный  удар  (либо серию   ударов),   к   тому   же   расценивается   и   скорость   взаимодействия спортсмена   на   сигнал   тренера,   и   быстрота   и   достоверность   технических действий. Либо спортсмен обязан за 10 секунд причинить наибольшее число ударов, а оцениваться при этом станут техническое выполнение, количество и сила ударов.Интеллектуальные   задачи   (без   физической   нагрузки   и   технических действий): этот прием требует: разработки специальных задач, включающих в себя   теоретические   описания   соревновательных   ситуаций   (экстремальных); решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена);   последующего   обсуждения   принятого   спортсменом   решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий). В   сегодняшней   системе   психологической   подготовки   самбистов, помимо волевой и специальной психической подготовленности, акцентируют подобные   блоки:   развитие   мотивации   к   занятиям   самбо;   идеомоторная тренировка; модернизирование реагирования и специализированных умений; корректировка психического напряжения; совершенствование толерантности к   эмоциональному   стрессу;   руководство   предстартовым   и   стартовым состоянием. Формирование   мотивации   –   действия,   которые   ориентированы   на поддержание необходимости спортсменов улучшать собственное мастерство на   протяжении   продолжительного   времени.   Значимым   обстоятельством данного хода представляется мотивационная ориентация, которая находится в зависимости от подбора внутренней либо внешней сферы. В первоначальном   физическое случае   акцент   производится   на   технико­тактическое, усовершенствование и качество хода занятия и соревнований, в втором – на спортивные достижения.    Мотивационная   ориентация   долголетней   спортивной   подготовки ведущих   самбистов   мира,   как   правило,   реализуется   в   трех   главных тенденциях:   на   свойство   процесса   улучшения;   на   победу;   на   вероятность проигрыша.   Зависит   это   от   периода   тренировки,   квалификации   и подготовленности спортсменов, ранга состязаний и состава участников. Таким образом, психологическую подготовку спортсменов необходимо осуществлять   заранее   для   достижения   высоких   спортивных   результатов.Помочь   в   этом   могут   непосредственно   специально   разработанные психологические игры.

Посмотрите также