Структура психологической подготовки самбистов
Оценка 4.7

Структура психологической подготовки самбистов

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
Взрослым
02.04.2019
Структура психологической подготовки самбистов
Психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно – воспитательного процесса в спорте. Конечной её целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию. Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и соревнованиям вообще осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой, непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой. Деление на специальную и общую подготовку всегда условно, трудно установить грань между ними.
Документ Microsoft Word.docx
Структура психологической подготовки самбистов Психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно – воспитательного   процесса   в   спорте.   Конечной   её   целью   является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена:  продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию. Психологическая   подготовка   к   продолжительному   тренировочному процессу   и     соревнованиям   вообще   осуществляется   заблаговременно   и называется   общей   психологической   подготовкой,   непосредственная   же подготовка   к   конкретному   соревнованию   называется   специальной психологической подготовкой. Деление на специальную и общую подготовку всегда условно, трудно установить грань между ними. Общая   подготовка   ­   этот   вид   подготовки   ориентирован   на   общую подготовку   психики   личности   к   действиям   в   сложных   ситуациях.   Ее составными элементами выступают: интеллектуально­аналитический (анализ единиц   информации,   сравнение,   сопоставление,   поиск   взаимосвязи структурных   элементов,   принятие   решений,   умозаключения);   развитие психических процессов (мышление, восприятие, воле, эмоций, воображения, представление,   моделирование   предвиденного   поведения   и   деятельности), усовершенствование   познавательных     сенсомоторних, (когнитивных), эмоционально­волевых   процессов;   формирование   и   развитие   регуляторных способностей, главным образом навыков и умений волевой саморегуляции, развития   образного   воображения,   навыков   и   умений   самовнушения, самоприказов,   концентрации   и   переключение   внимания;   реализация эмоционально­волевой   составляющей   через   сдерживание   эмоций,   нервов, использование   скрытых   резервов   психики,   которая   выступает   главным компонентом   реализации   решений;   стрессоустойчивость   личности направленность   личности, (шумоустойчивость, формирование   определенных   морально­волевых   качеств,   необходимых   для   уравновешенность); реализации   индивидуального   потенциала   (физического,   эмоционального, умственного); мотивационная составляющая (формирование мотива действия, мотивации, мотивационного обоснования необходимых действий); физическая составляющая (привлечение и развитие физических возможностей организма, которые способствуют эффективному преодолению препятствий без особых затрат). Специальная   (профессиональная)   психологическая   подготовка   ­   она направлена   на   психологическую   подготовку   по   роду   (специальности) деятельности   личности,   основой   которой   является   функциональная психологическая   подготовка.   Этот   вид   подготовки   включает   в   себя   такие составные   элементы:   функциональная   подготовка,   содержание   которой заключается   в   том,   чтобы   подготовить   личность   к   психологическому восприятию и осознанию необходимости выполнения своих функциональных обязанностей   и   действий;   нормативный   элемент,   то   есть   восприятие   норм поведения,   соответствие   поступков,   соблюдение   их   в   таком   состоянии психики, который не вызывает определенного дискомфорта (определенного психического   несогласования,   несоответствия,   диссонанса);   ценностно   ­ ориентационный   элемент,   должен   формировать   и   осознавать   сознанием ценностные   ориентации,   которые   декларируются   сообществом   как   свои собственные   (или   обязанности   для   выполнения),   присущие   той   среде,   в котором находится индивид; формирование специализированного восприятия, навыков   и   умений   тактического   (позиционного)   мышления,   надежности, мобилизованности   психики   и   организма   (их   потенциальных   резервов),   усовершенствование   приемов эмоционально­волевой   устойчивости;   умений   формирования   положительных   эмоциональных самонастроя, состояний; формирование и развитие возможностей общения (как вербального так   и   невербального)   личности   на   уровнях:   коммуникативном   (передача информации,   ее   средства);   перцептивном,   как   восприятие   партнеров   по общению; интерактивном, как процесса взаимодействия индивидов во время общения. Психологическая   подготовка   призвана   помочь   спортсмену   осознать недостатки  и ощутить свои внутренние возможности, пробудить максимум желания работать над собой. Современный поединок невозможно выиграть, если тренировать только мышцы   и   технику   отдельных   приемов.   Физическую   и   психологическую подготовку   нужно   проводить   параллельно.   Сила   воли,   концентрация,   позволяют сознательная   регуляция   нервно­психических   процессов, действовать максимально эффективно в экстремальной ситуации, проявлять максимум   физических   усилий,   оставаться   собранным   и   раскрепощенным, сохранять способность к импровизации. Рассмотрим процесс  воспитания  в  структуре  общей психологической подготовки   спортсменов.   Общим   принципом   методики   психологической подготовки   спортсмена   является   воздействие   как   на   сознание,   так   и   на подсознание.   Методы   и   психопедагогические   мероприятия   должны использоваться   с   учетом   уровней   воздействия   на   организм   и   поведение человека. Лекции   и   беседы   направлены   на   психологическое   образование спортсменов.   Их   содержание   должно   включать   в   себя:   объяснение особенностей   психических   состояний,   характерных   для   спорта;   обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.   Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание таких бесед косвенно   направлено   на   спортсмена.   В   предоставленном   случае   главный метод воздействия – косвенное внушение. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии полного   расслабления   спортсмены   осваивают   и   повторяют   специально разработанные формулы самовнушения. Внушенный  отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии совершенного  расслабления  при  чувстве  приятной  тяжести   тела  и  тепла   в мышцах.   В   состоянии   полудремоты   человек   воспринимает   словесные формулы   (не   повторяя   их,   но   и   не   противодействуя,   не   напрягаясь   и   не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни. Внушенный   сон   (гипноз)   с   сохранением   высокой   восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Влияние на подсознание. Метод – императивное внушение. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее   подготовленных   или   изученных   ранее   внушений   в   состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод ­самовнушение. Размышления   и   рассуждения.   Это   способы   перевода   внушений   в самовнушения, но только методом самоубеждения. Спортсмен должен сам познать себя и свои возможности. Комплексное   применение   данных   методов   совершенствует   систему саморегуляции   спортсмена.   В   последующем   (в   период   соревнований)   это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания. Необходимо   остановиться   на   процессе   самовоспитания   в   структуре общей психологической подготовки спортсменов. Процедура обучения станет неэффективным,   если   спортсмен   никак   не   занимается   самовоспитанием. Желание к самовоспитанию осуществляется посредством обучение способам саморегуляции.   Некоторые   из   способов   весьма   элементарные.   Их   нужно попросту   усвоить   и   использовать   в   необходимый   момент.   Данные   методы саморегуляции   называют   отключение   и   переключение.   Стабилизирующую функцию тут осуществляют образы отражаемого и отношение к ним, которые сформировались у спортсмена. Доминантный центр снижается в результате формирования нового источника возбуждения при сосредоточении в каких­то предметах   внешнего   общества.   Результативность   снижения   напряженности станет   тем   выше,   чем   привлекательнее   предмет   наблюдения.   Задача отключения   и   переключения   заключается   в   том,   чтобы   спортсмен реализовывал   продолжительное   сохранение   сосредоточенного   сознания   в русле,   отдаленном   от   травмирующей   ситуации.   В   предоставленном   случае способы саморегуляции основываются на отражении спортсменом (главной функцией   сознания   считается   отражение)   находящегося   вокруг материального мира. Имеются   способы   саморегуляции,   которые   связаны   с   отражением своего физического «Я». Они в максимальной мере пропитаны специальными приемами. Регуляция     контроль   тонуса   мимических   мышц:   этот   прием   требует специальной тренировки. Предельный эффект достигается, если в процессе прохождения  предоставленным   приемом   спортсмен  проверяет  и   укрепляет его   в   многообразных   жизненных   ситуациях.   Существенным   из   критериев овладения приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).   Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов: психическая напряженность   практически   всегда   вызывает   ее   излишнее   напряжение. Тренировка   в   расслаблении   мышц   реализовывается   с   помощью   словесных самоприказов, самовнушений, содействующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц. Контроль   и   регуляция   темпа   движений   и   речи:   эмоциональная напряженность, наравне с мышечной скованностью, выражается в увеличении обычного для спортсмена темпа перемещений и речи, при данном спортсмен начинает   суетиться,   безосновательно   спешить.   В   этом   случае   управление своим   состоянием   сводится   к   предрасположенности   освободиться   от суетливости,   нормализовать   точный   темп   собственной   деятельности, устранить потребность спешки при каких ­ либо моментах. Специальные дыхательные упражнения ­ спокойное, ровное и глубокое дыхание   способствует   уменьшению   напряжения.   Изученное   и   хорошо закрепленное ритмичное дыхание проявляется высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения. Разрядка.   Данный   способ   предоставляет   «выход»   эмоциональному напряжению.   Равно   как   способ   саморегуляции,   разрядка   реализуется,   как правило в специфических формах разминки (осуществление установленного упражнения в абсолютную силу). Следует   выделить   методы   саморегуляции,   в   основании   которых находится отражение спортсменом собственного социального «Я». Для них свойственны всего два приема, таких как :регулирование цели. Данное умение дает   возможность   вовремя   определить   цель   в   точном   согласовании   с собственными   способностями,   отложить   её   в   состоянии   эмоциональной напряженности, уже, после чего заново актуализировать её, когда наступит время,   что   общедоступно   только   спортсмену   с   многолетним   спортивным стажем   и   значительным   опытом   выступлений   в   состязаниях;   ритуал предсоревновательного   поведения.   В   основе   этого   приема   лежат обусловленные   стереотипы,   в   результате   чего,   если   нарушать   его   или изменять, особенно на больших соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение   уже   само   по   себе   становится   успокаивающим   фактором; упражнения   и   игры   в   структуре   общей   психологической   подготовки спортсменов   к   соревнованиям.   Результативную   помощь   в   реализации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям показывает такой прием, как применение в процессе тренировок специальных упражнений, а также   психологических   игр,   позволяющих   понемногу   привыкать   к соревновательным условиям. Действительно,   наиболее   действенным   методом   психологической подготовки   спортсмена   к   удачному   выступлению   в   состязаниях   является содействие   в   соревнованиях.   В   целях   этого   чтобы   решить   данную двойственную   проблему,  следует   осуществить   соревновательные   условия   в учебно­тренировочном   процессе.   Общеизвестно,   что   соревновательные упражнения   довольно   часто   и   продуктивно   употребляются   тренерами   в процессе   подготовки   спортсменов:   как   при   исполнении   технической   и   в   такой   степени   и   около   передаче физической   подготовок, специализированных   знаний.   Имеются   методы   обучения   и   тренировки спортсменов в целях подготовки их к исполнению целой соревновательной работы: тренировочные игры в баскетболе, футболе. Также,   в   своей   работе,   каждому   тренеру   необходимо   использовать следующие   способы   психологической   подготовки   спортсменов   к соревнованиям: сбор полноценной и достоверной информации об условиях   противнике   в предстоящего   соревнования   и,   в   частности   о   каждом   отдельности;   изучение   и   уточнение   информации   о   тренированности, потенциалах спортсмена или команды к самому началу соревнования; верное нахождение и формулировка целей участия в соревновании; формирование общественно   важных   мотивов   выступления   спортсменов   в   соревновании; вероятное   программирование   соревновательной   деятельности;   специальная подготовка   к   встрече   с   соревновательными   препятствиями   всевозможной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении; предусмотрение   приемов   саморегуляции   вероятных   неблагоприятных внутренних   состояний;   отбор   и   применение   способов   сохранения   нервно­ психической   бодрости   к   началу   соревнования,   восстановление   ее   в   ходе соревнования. Организованное   и   слаженное   с   тактическим   планом   включение   в соперничество, толковая ориентация, четкий, строгий наблюдение ситуации, все   силы   тактически   верно   включатся   в   действие,   ожидавшийся соревновательный   итог   добивается   либо   превышается.   Деятельность спортсмена   частично   дезорганизована:   он   борется   «безголовы»,  утрачивает тактическую ориентацию, чувство темпа, рано выдыхается; никак не обладает двигательными   координациями,   при   высочайших   технических   условиях умножаются   погрешности;   большая   зажатость.   Не   проводится   активная борьба, активность воли стремительно опускается, борец никак не способен мобилизовать силы; в последствии состязания остается неистраченный резерв сил, поскольку все воздействия выполнялись на мало качественном уровне. Спортсмен   обязан   понимать,   что   соревновательная   лихорадка   и объединенные   с   ней   симптомы   завладеют   им.   Наставник,   как   правило, старается   оказать   позитивное   воздействие   на   развитие   предстартовой реакции, прибегая к разнообразным мерам в минувшие дни и непосредственно перед состязаниями. Раннее   предстартовое   состояние   начинается   с   момента   извещения спортсмена   о   его   участии   в   данном   соревновании.   Признаки   волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться   резкая   реакция   на   шутки   друзей.   Спортсмен   не   должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение   имеют   средства   отвлечения   (увлекательная   литература,   любимое дело). Предстартовое   состояние   появляется   в   связи   с   непосредственной подготовкой к соревнованиям в дороге и по прибытии в место их выполнения. Исходное возбуждение начинается с момента старта и может достичь апогея в период прохождения спортсменом дистанции. Регулированию   предстартового   состояния   содействует   разминка. Спортсмены   с   очень   выраженной   «предстартовой   лихорадкой»   обязаны осуществлять разминку спокойно; резкая разминка необходима для борцов, склонных к апатии. Спортсмен,   знающий   признаки   «предстартовой   лихорадки»,   имеет возможность взять себя в руки и достичь усовершенствования результатов с поддержкой   самовнушения:   «Я   отлично   тренирован,   итоги   минувших состязаний   неплохие,   моя   способность   повысится   благодаря   небольшому возбуждению». Подобное внушение добивается относительно просто. С целью наиболее   полного   освоения   основами   самовнушения   необходимо познакомиться   с   основами   психорегулирующей   тренировки,   исследованной советскими специалистами. Завершающим   этапом   всей   психологической   подготовки   к соревнованиям   служит   непосредственная   подготовка   к   выполнению соревновательных упражнений.  Контрольные   мероприятия:   проводятся   в   виде   состязаний   в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые состязания), с целью которых свойственны последующие элементы эмоциональной напряженности: спортивная конкурентная борьба, стремление любого спортсмена к победе,   стремление   продемонстрировать   высочайшие соревновательный   дух, спортивные итоги. Важно, что содержатся в данных состязаниях посторонние люди (отец с матерью,   знакомые,   приятели   спортсменов,   руководители   спортивной организации), что увеличивает важность мероприятия в глазах спортсменов­ участников [26]. Кроме того необходимо придерживаться основные для этого вида спорта классические ритуалы, принципы ведения спортивной борьбы. Товарищеские   встречи:   проводятся   в   виде   соревнований   в установленной   спортивной   группе   с   приглашением   спортсменов   из   других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов­участников [30].   Психофизические   упражнения:   эти   упражнения   характеризуются исполнением   некоторых   тактических   задач   при   присутствии   физической нагрузки   и   содействуют   формированию   и   совершенствованию   не   только адаптационных  способностей спортсмена к крайним обстоятельствам, но и обучению его волевых и физических свойств. Использование   психофизических   упражнений   требует:   постановки   и решения   определенной   тактической   проблемы;   присутствия   физической нагрузки (в качестве «помехи» для заключения эмоциональной проблемы). К примеру, перед легкоатлетом устанавливается тактическая цель, сопряженная с   прохождением   дистанции   (1/2   –   бежать   в   обычном   темпе,   далее   в максимальном), при этом на спортсмена одевается особый пояс, усиливающий его   вес   (трудность   пояса   находится   в   зависимости   от   тренированности спортсмена).   Психотехнические упражнения: в их основе находится осуществление некоторых   психологических   проблем   в   обстоятельствах   максимальной верности технических операций соревновательного характера. Осуществление   данных   процедур   требует:   постановки   и   заключения довольно   непростых   (в   зависимости   от   степени   профессионализма спортсмена) психологических задач; применения для решения определенной проблемы   ключевых   технических   соревновательных   действий.   К   примеру, спортсмен  обязан  по   сигналу   тренера  осуществить  конкретный  удар  (либо серию   ударов),   к   тому   же   расценивается   и   скорость   взаимодействия спортсмена   на   сигнал   тренера,   и   быстрота   и   достоверность   технических действий. Либо спортсмен обязан за 10 секунд причинить наибольшее число ударов, а оцениваться при этом станут техническое выполнение, количество и сила ударов. Интеллектуальные   задачи   (без   физической   нагрузки   и   технических действий): этот прием требует: разработки специальных задач, включающих в себя   теоретические   описания   соревновательных   ситуаций   (экстремальных); решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена);   последующего   обсуждения   принятого   спортсменом   решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий). В   сегодняшней   системе   психологической   подготовки   самбистов, помимо волевой и специальной психической подготовленности, акцентируют подобные   блоки:   развитие   мотивации   к   занятиям   самбо;   идеомоторная тренировка; модернизирование реагирования и специализированных умений; корректировка психического напряжения; совершенствование толерантности к   эмоциональному   стрессу;   руководство   предстартовым   и   стартовым состоянием. Формирование   мотивации   –   действия,   которые   ориентированы   на поддержание необходимости спортсменов улучшать собственное мастерство на   протяжении   продолжительного   времени.   Значимым   обстоятельством данного хода представляется мотивационная ориентация, которая находится в зависимости от подбора внутренней либо внешней сферы. В первоначальном   физическое случае   акцент   производится   на   технико­тактическое, усовершенствование и качество хода занятия и соревнований, в втором – на спортивные достижения.    Мотивационная   ориентация   долголетней   спортивной   подготовки ведущих   самбистов   мира,   как   правило,   реализуется   в   трех   главных тенденциях:   на   свойство   процесса   улучшения;   на   победу;   на   вероятность проигрыша.   Зависит   это   от   периода   тренировки,   квалификации   и подготовленности спортсменов, ранга состязаний и состава участников. Таким образом, психологическую подготовку спортсменов необходимо осуществлять   заранее   для   достижения   высоких   спортивных   результатов. Помочь   в   этом   могут   непосредственно   специально   разработанные психологические игры.

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов

Структура психологической подготовки самбистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019