СТРУКТУРА
СОЧИНЕНИЯ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
ФОРМАТЕ ЕГЭ
На примере демоверсии 2018-2019 года
1. Вступление, формулировка проблемы
предложенного текста
■ Как часто мы бываем свидетелями несправедливого
отношения людей к тем, кто как-то отличается от
окружающих: внешностью, манерами, поведением.
Порой мы склонны придумывать истории-небылицы о
непохожих на нас людях: они и воры, и убийцы, и
колдуны, и кем только их не окрестим, чтобы
объяснить себе то, что не лежит душа к неизвестному
человеку. Проблема неприятия человека обществом –
вот та проблема, над которой заставляет нас
задуматься Н.С. Лесков. Что является причиной
отторжения и можно ли заслужить иное к себе
отношение?
2. Две иллюстрации из текста
■ В центре повествования
и их комментирование
Селиван, хозяин гостевого
дома, которого по
непонятным причинам
считают «вором и
разбойником». Это
отношение ничем не
подкреплено – просто так
все считают, так сложилось
годами, видимо, из-за
сказанного кем-то
неосторожного оценочного
слова. Вот и рассказчик, и
его близкие, вынужденно
остановившиеся на ночь в
доме Селивана, переживают
о сохранности своей жизни
и своих денег.
■Последующие события
заставляют героев изменить
своё отношение к тому, кто
ещё недавно не вызывал
доверия и уважения.
Опровергая все досужие
домыслы о своей личности,
Селиван возвращает забытую
тётушкой шкатулку с
деньгами, не требуя и даже не
принимая никакого
вознаграждения. Этот
поступок и один вопрос,
заданный героем, меняет в
корне отношение к нему и всю
его последующую жизнь:
«Разве надо нечестно?» И вот
уже звучит фраза, которая
решает судьбу Селивана: «Ты
хороший человек!»
3. Авторская позиция
■ Автор считает, что общество часто бывает
несправедливо к людям, приписывая им черты,
пугающие и отталкивающие, не пытаясь узнать
истинное лицо того, о ком оно сложило мнение,
но счастливый случай, возможность показать
себя таким, каков он есть на самом деле, может
изменить жизнь изгоя, сделать его порядочным,
достойным человеком в глазах окружающих.
4. Комментарий авторской
позиции
■ С такой позицией трудно не согласиться. Мы
знаем множество примеров из литературы,
например, когда первое впечатление о герое
изменялось под воздействием его поступков.
Достаточно вспомнить знаменитого тургеневского
Герасима или его же Базарова. Под внешней их
грубостью скрывалась добрая душа, и мы, читая
произведения, удивлялись, как менялось наше
восприятие героев.
5. Вывод
■ Таким образом, мы лишний раз убеждаемся в
том, что нельзя принимать на веру слова о
незнакомом нам человеке, оценивать его по
чужим представлениям – только личное
знакомство и поступки этого человека могут быть
основой его характеристики.