Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то , что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Структура урока смыслового чтенияэ.docx
Этап
урок
а
т
н
е
м
о
м
й
ы
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
я
и
н
е
т
ч
о
д
м
о
т
с
к
е
т
с
а
т
о
б
а
Р
.
I
п
а
т
Э
Структура урока с применением технологии продуктивного чтения
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность детей
1. Общая
готовность
детей к
уроку.
2.
Концентрация
внимания
детей.
3. Общий
план
действий
1.Проверка
домашнего
задания.
2.
Актуализация
знаний,
появление
темы,
проблемы
урока.
3.
Антиципация
чтения.
4. Появление
целей урока
1.Первичное
чтение
текста.
2.
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма
концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок
1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость
проверки, активность способа,
соответствие теме и типу урока, обратная связь,
создание возможности для учащихся
корректировать свою работу, формировать навык
самооценки и самоконтроля).
2. Точность подобранных заданий (в том числе и по
тетради), их объём и характер, связь с темой нового
урока. Способ постановки темы, проблемы урока.
1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
– знаю, что буду делать;
– понимаю, хочу делать или нет;
– думаю, что могу сделать
1. Свободное владение знакомым
материалом. Умение работать
самостоятельно, по
цепочке, в парах и группах с
использованием ранее изученного и
освоенного инструментария.
2. Умение зафиксировать затруднение или
удивление, выразить их в речи,
самостоятельно сформулировать тему
урока.
3. Организация подготовки
учащихся к чтению текста, прогнозирование его
содержания и тематической,
эмоциональной направленности в соответствии с
возрастом детей.
4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной,
мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе
1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно
учащимися, комбинированное, чтение учителем;
вслух или про себя) с учётом специфики текста,
возможностей учащихся, целей и задач урока, общей
художественной задачи текста. Выбор способа
выявления первичного восприятия (беседа, тест,
фиксация первичных впечатлений, письменные
ответы на вопросы, с помощью смежных видов
искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся.
Соотнесение качества первичного восприятия с
содержанием последующей работы, внесение
необходимых корректив.
2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами
3. Определение смысловой,
тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его
героев (самостоятельное) по названию,
имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации, с
опорой на читательский опыт.
4. Принятие целей урока, готовность к
чтению и обсуждению текста
1. Самостоятельное чтение (или чтение
слежение, чтениеслушание) в соответствии
с программными требованиями к качеству
чтения (осмысленность чтения).
Наличие первичной эмоциональной реакции
на текст, её адекватность тексту. Умение
выразить свои чувства, мысли. Проверка
своих предположений о содержании и
героях текста, рефлексия: «Почему прогноз
оказался неточным?
Какой информации оказалось
недостаточно?» и т.д.
2. Умение включаться в диалог с автором и Перечитыван
ие
текста (в
случае
необходимост
и).
3. Беседа по
содержанию в
целом
1.
Концептуальн
ая беседа по
тексту.
2. Знакомство
с писателем.
выявления первичного восприятия. Организация
медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором
через текст, вычитывание подтекста. Постановка к
тексту вопросов разной смысловой направленности,
соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых
вопросов с художественными особенностями текста и
возможностями учащихся. Краткий и ёмкий
комментарий текста. Деление текста на смысловые
части и постановка уточняющего вопроса к части.
Проведение необходимой словарной работы по ходу
перечитывания и комментирования текста.
3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений
первоначальных предположений учащихся с
окончательными выводами по тексту. Обращение в
случае необходимости к отдельным фрагментам
текста, отработка его выразительного чтения.
Постановка к тексту обобщающих вопросов
1. Постановка концептуального вопроса к тексту
(желательно как проблемного). Организация
коллективной дискуссии (в том числе и проблемной).
Подведение учащихся к коллективному решению,
соотносящемуся с авторской позицией.
Формулирование основной идеи или концепта текста
(совокупности главных смыслов).
2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности
писателя. Работа с материалами
учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с
заглавием,
иллюстрация
ми.
4. Творческие
задания
Рефлексия
3. Организация обсуждения
смысла заглавия, выбор формы обсуждения.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
4. Выбор (творческого) задания, направленного на
одну из сфер читательской деятельности учащихся:
эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы
осмысления содержания, сферы реакции на
художественную форму. Обоснованность выбора
общей художественной задачей текста,
особенностями литературного развития учащихся.
Выбор организационной формы выполнения задания
Аргументированное оценивание качества
состоявшегося чтения, деятельности учащихся в
целом и по отдельности. Повторение выведенных
законов, определений (нового, что узнали учащиеся).
Организация подведения итогов урока учащимися
с учителем, отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст, аргументировать
свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям
товарищей, стремление найти и «разгадать»
авторские подсказки в тексте.
3. Умение отвечать развёрнуто, используя
элементы пересказа, выразительного
чтения. Умение определять тему текста
1. Участие в коллективной дискуссии.
Выдвижение гипотез, формулирование
аргументов, контраргументов. Умение
корректировать, изменять свою
точку зрения. Выделение основной идеи
текста, его концептуального
уровня (самостоятельное).
2. Умение дать характеристику
личности писателя на основании
прочитанного («Какой он? Что его
привлекает в мире, в людях, а что
отталкивает? В чём особенность его взгляда
на мир?» и т.д.). Корректировка своих
первоначальных представлений о писателе.
Умение разводить понятия «писатель
(создатель)», «автор (герой произведения)»,
«рассказчик (повествователь)». Работа с
дополнительными источниками
информации (аппарат учебника, учебная
тетрадь, словарь и пр.).
3. Определение «характера» заглавия: что
оно отражает – тему или идею. Соотнесение
текста с иллюстрациями, сопоставление
своего взгляда на прочитанное со взглядом
художника.
4. Выполнение (творческого) задания (в том
числе и в учебной тетради)
самостоятельно,под руководством учителя,
в паре, в группах
Оценка и рефлексия собственной и
коллективной деятельности («Сегодня я
научился …», «Я ещё не очень хорошо
читаю выразительно, мне надо…»).
Перечисление своих действий: читали
я
и
н
е
т
ч
я
м
е
р
в
о
в
м
о
т
с
к
е
т
с
а
т
о
б
а
Р
.
I
I
п
а
т
Э
я
и
н
е
т
ч
е
л
с
о
п
м
о
т
с
к
е
т
с
а
т
о
б
а
Р
.
I
I
I
п
а
т
Э
и
н
е
д
е
в
д
о
П
в
о
г
о
т
и
е Творческое
задание
Выбор домашнего задания в соответствии с
результатами урока, целями следующего урока.
Дифференцированный и индивидуальный характер
домашнего задания, учёт деятельности учащихся на
уроке, их способностей и возможностей.
е
е
н
ш
а
м
о
Д
е
и
н
а
д
а
з
Структура урока по Смысловому чтению
Структура урока по Смысловому чтению
Структура урока по Смысловому чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.