Структурные части логопедического занятия.
- Организационный
момент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование
пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
- Развитие
тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
- Массаж
или самомассаж.
- Мимические
упражнения.
- Артикуляционная
гимнастика.
Выработка тонких
артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и
языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
- Упражнения
на развитие речевого дыхания и голоса.
Координация речи с движением.
Преодоление нарушений слоговой структуры.
Развитие фонематического
восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие
внимания и памяти.
- Автоматизация
звука в слогах → в словах → в словосочетаниях →
в предложениях → в чистоговорках → в загадках и стихах
→
в самостоятельной речи ☺
- Обучение
рассказыванию. Развитие воображения.
- Развитие
познавательных процессов (мышления и воображения).
- Подготовка
к обучению грамоте. Работа с буквой.
Причины задержки развития
речи.
- Задержка или же речевое нарушение
развития речи может быть частью другого, более существенного расстройства,
например, легкой степени умственной отсталости. В этом случае поставить
точный диагноз может только специалист.
- Задержка речевого развития может быть
вызвана нарушениями слуха малыша. Ведь ребенок, который не слышит или
слышит плохо, плохо понимает и речь окружающих людей, а значит, всегда
имеет те или иные нарушения звукопроизношения. Именно поэтому при
нарушениях развития речи у ребенка родителям следует проконсультироваться
с лор-врачом для, того чтобы исключить различные нарушения слуха.
- Задержка речевого развития может быть
частью общего замедленного развития ребенка, причем она может быть тесным
образом связана с особенностями развития нервной системы. Так, например,
недоношенный или ослабленный вследствие тяжелого заболевания ребенок всегда
выглядит младше своего возраста. Речь такого малыша может отставать в
развитии.
- Часто задержка речевого развития
может наблюдаться и у здорового ребенка, что не будет означать отклонения
от нормы. Так, например, известно, что девочки начинают ходить и говорить
несколько раньше мальчиков. Помимо этого большую роль в развитии играет
наследственность, т.е. если кто-то из родителей заговорил в свое время
поздно, то вероятность того, что относительно поздно заговорит их ребенок
повышается. Но если ребенок к трем годам не говорит простых предложений,
то о варианте нормы следует забыть.
- Случается
так, что абсолютно здоровый и благополучный ребенок живет в таких
условиях, в которых речь ему практически не нужна. Как правило, такая
ситуация наблюдается в семьях, в которых ребенка понимают с полувзгляда.
Такой малыш всегда находится под гиперопекой, его потребности всегда
удовлетворены, а значит и говорит такой ребенок мало и с большой неохотой.
Правила красивой речи
- Сначала
подумай, потом говори.
- Говори
в спокойном темпе.
- При
разговоре смотри на собеседника.
- Говори
всегда на выдохе.
- Слова
в предложении говори всегда слитно.
- В
конце предложения делай паузу.
- Не
перебивай того, с кем разговариваешь.