Структурный анализ стихотворения Гумилева «Я и ВЫ»
Исходным лексико-семантическим уровнем данного стихотворения является понятие «другая страна», это мифологический образ включает и потусторонний мир, и мир чуждый героине, и особый мир путешествий и странствий.
Данный уровень тесно взаимосвязан с морфологическим: обилие существительных-героев стиха дают нам возможность выстроить сюжет лирического произведения, что не свойственно этому роду литературы.
Также можно выделить на втором месте глаголы, они перечисляются, используется градация, сначала восходящая, затем нисходящая относительно положительной коннотации стиха:
Не по залам и
по салонам
Темным платьям и пиджакам…
На третьем месте местоимения, особенно необходимо выделить местоимение «Я», которое представляет образ лирического героя.
Номинативная лексика делится на бытовые слова (вода, звезды) и слова, заимствованные (зурна, араб), явно иностранного происхождения. Что показывает экзотику путешествий и мировоззрение героя.
Бытовые лексемы связаны с образом героини, который опосредованно угадывается в деталях стиха (облака, звезды, гитара).
Стилистически разряды слов использованы в тексте Гумилевым различны: в первую очередь – это сниженная лексика последней строфы, затем заимствования как термины научного стиля, бытовая лексика – разговорная также присутствует в тексте.
Характер поэтической реальности сложен, двулик: с одной стороны – это счастье от эмоций и любви, с другой понимание трагичности своей жизни:
Чтоб войти не
во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай…
Стихотворение написано в сложный период не только в рамках жизни поэта, но и его отношений с женой А. Ахматовой. Поэт искал себя в поэзии после войны, не хотел работать чиновником и решил развестись с Анной Андреевной и жениться во второй раз.
Скорее всего поэт осознавал свою гибель, потому что в 1918 году многие его родственники и товарищи уже выехали из страны, он мог остаться в Париже, но это было против его принципов и стремлений.
Семантические (смысловые) особенности и морфологические признаки используемых глаголов можно разделить по строфам:
1 – это выражение чувств лирического героя:
Да, я знаю, я вам не пара;
2 – единственный глагол этой строфы относит нас к проблеме поэта и его творчества:
Я читаю стихи драконам,
3 – в данной строфе глаголы передают мифологические образы:
А не рыцарем на картине,
4 – единственный глагол «умру» открывает трагическое мироощущение героя:
И умру я не
на постели,
При нотариусе и враче,
а в 5 строфе – глаголы передают образы ада или чистилища:
А туда, где
разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Глаголы полностью раскрывают микротемы стиха.
Стихотворение Александра Александровича Гумилева написано в 1918 году, принадлежит направлению акмеизм в лирике, мы встречаем детали жизни лирических героев, формы исповеди и дневниковой записи помогает лучше раскрыть тему текста: любовь, тема вечная, философская.
Стих посвящен возлюбленной в Париже, Елене, но лирический герой понимает, что они нее могут быть вместе из различных социальных преград и личностных приоритетов, поэтому текст трагичен в финале.
Идея: лирический герой и лирическая героиня хотят быть вместе, но герой понимает, что это невозможно: зурна, гитара. дракон – образы, которые символично показывают совершенно иной хронотоп – это сказочный мир экзотических стран.
Использованные синтаксические конструкции – сложносочиненные предложения с повтором союза «а» как элемент противопоставления. Тип интонации восклицательный, повествование.
Здесь лирический герой видит любовные отношения через призму образов мифа, природы. Символы являются ключевыми сюжетными точкам восприятия: дикарь, блудница, гитара, пиджак, рыцарь – это роли личности в обществе, цветопись: темный.
Текст этого поэта требует особого восприятия, особой глубины понимания слов. Связано это с достаточно трудным синтаксическим строем, эпитетами (дикарский, утонувшей), параллелизмом (зурна- гитара, дракон-человек, араб - рыцарь), символизмом (рай, протестантство, разбойник – собирательные образы).
Архитектоника текста: парадигма Я – ВЫ.
Композиционно первые две строфы раскрывают частично образ героини и образ героя, в третьей – кульминация, герой говорит о совей любви, четвертая и пятая строфы – это вывод о своей жизни, о любви, о трагичности финала.
Звуковые повторы: аллитерация звуков Т и Н – дают отрицание, ассонанс звука А – напевная интонация, словно под гитару дан рассказ героя.
Ритмический рисунок стихотворения, размер:
Да, я знаю, я вам не пара, |
--/----/- --/-/-/ --/---/- --/--/-/ |
Множество пиррихиев, четырёхстопный ямб, пиррихии предают стиху напевную интонацию.
Мне данное стихотворение понравилось своими лаконичными выводами, сложным ритмом, необычным представлением темы любви и ее трагичности, автор говорит о различных принципах и мировоззрениях. Есть сюжетность в стихе, эпитеты показывают отношения героя к социуму, к мифологическим образам и личностным ролям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.