Сценарии общешкольных родительских собраний

  • Работа с родителями
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.
Иконка файла материала Общешкольное родительское собрание Здоровье наших детей.doc
Общешкольное  родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» МОУ СОШ № 3                                                                                                                       Октябрь 2009г. Цель:  объединение   усилий  школы  и  семьи   в решении   проблемы  сохранения  и  укрепления   здоровья школьников и формирования ценностного отношения к собственному здоровью. Задачи: 1. Получение   присутствующими   обширной   информации   о   здоровье   школьников   как   факторе социализации личности. 2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся школы. 3. Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников и выработке ценностного отношения к здоровью. Участники: родители учащихся 5 ­ 9 классов.  Подготовительная работа:   Опрос среди учащихся на тему: "Что такое здоровье?"   Разработка памяток для родителей. Оформление: оборудование, инвентарь, Интернет­ресурсы, компьютер для просмотра презентаций  Цитаты:  "Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания".                                                                                                                            В.А.  Сухомлинский  Восточная мудрость: “Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, ­ посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.  Памятки и рекомендации для родителей: «Навыки закаливания детей»,                    Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей. Интернет­ресурсы и использованная литература:  Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье:  Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма­Пресс, 2003г.  http://www.medlinks.ru/  http://comp­doctor.ru/  http://www.medicinform.net/  http://spinet.ru/  Ход собрания: Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном актовом зале. Тема сегодняшней нашей встречи подсказана жизнью. Здоровье наших детей... Нет ничего важнее, поскольку многое (знания, стремление к достижениям, способности) теряет свою цену, если отсутствует главный компонент социали­ зации наших детей — здоровье. Мы уверены, что большинство из Вас владеет информацией о составляющих компонентах здоровья детей, факторах «риска» и, в то же время, полагаем, что, то что Вы узнаете сегодня по   обсуждаемой  проблеме,   будет   для   Вас   очень   полезным,   а  также   приобщимся   к   бесценному родительскому опыту, полезному для всех. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И   речь   идет   не   только   о   физическом,   но   и   психическом   здоровье.   Неблагоприятное   экологическое состояние окружающей среды,  предельно низкий социально­экономический  уровень жизни населения страны   привели   к   снижению   защитно­приспособительных   возможностей   организма.   Низкий   уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.   Это   и   хронические   простуды,   и   ухудшение   зрения,   сколиоз,   а   в   результате   отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.  Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья?  Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?  Здоровье детей – забота всех. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.  Учащимся школы был задан вопрос: Что такое здоровье? Вот их ответы:Здоровье – это красота.  Здоровье – это богатство, которое не продается и не покупается.  Здоровье надо беречь.  Здоровье – это то, что нужно беречь.  Нужно правильно питаться, чтобы быть здоровым.  Здоровье – самое большое богатство.  Здоровье – это счастье, это когда здоровы мои папа и мама, когда у нас дружная семья. Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее, такой будет Россия.  ­ Так как же сохранить здоровье ребенка? Мы   предлагаем   Вам   принять   участие   в   блиц­опросе.  Просим  отвечать   коротко   и   конкретно, опираясь, главным образом, на свой родительский и личный опыт.  1. Сформулируйте хотя бы одно правило для родителей из серии «Как воспитать здорового ребенка?» 2.Что мешает выполнять эти правила? 3.Что, в Вашем представлении, есть здоровый образ жизни? 4.В чем просчеты школы в решении задачи сохранения и укрепления здоровья наших детей? 5. Дайте советы педагогам, которые, на Ваш взгляд, помогут преодолеть эти просчеты.      6. Что бы Вы делали по­другому, доведись Вам начать воспитание своего ребенка заново? Благодарим Вас за участие в блиц­опросе.  Итак, Вами определен спектр проблем: Наши ошибки Полезные советы родителей Низкая двигательная активность детей. Несбалансированное питание (дефицит белка, витаминов, минеральных веществ при избытке углеводов; приверженность к полуфабрикатам, недостаточная частота приема пищи). Отсутствие   культуры   здоровья  у всех членов  семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.) Злоупотребление   медикаментами   как   «панацеей»   от всех   проблем,  недостаточная   информированность  всех членов   семьи   (и   особенно   детей)   о   профилактике заболеваний   и   важнейших   «факторах   риска»  для здоровья человека. «Пьяные застолья» на глазах у детей. По крайней мере, их число  должно  быть минимальным:  пример взрослых заразителен. Курение   взрослых   провоцирует  повторение   этой вредной привычки детьми. «Лояльное»   отношение   взрослых   в  семье   к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение режима питания,  гиподинамия, создание  стрессовых ситуаций и др.). Ребенок должен чередовать   «сидение» за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной  секции,   в   рамках   помощи   по   хозяйству родителям, престарелым близким. Нужно контролировать режим  питания  и объяснять ребенку, что  полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати,   сами   родители   тоже  должны   придерживаться декларируемых   принципов,   иначе   ребенок   сразу почувствует фальшь. Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения  простудных и типичных для семьи  хронических заболеваний   и   выработанные   поколениями   приемы   «вы­ хода» из болезненного состояния. Главное   для   здоровья   членов  семьи   —   радостная, дружелюбная  атмосфера   в   семье,   сопереживание   и поддержка. Большое впечатление на детей производит то, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это — лучшая воспитательная мера Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам   учащихся   мы   относим   безответственность,   отсутствие   умений   плодотворно   трудиться, неорганизованность   и   многое   другое.   Но   мы,   взрослые,   не   задумываемся   над   тем,   что   в   основе вышеперечисленных   проблем   лежит   отсутствие   привычки   у   ребенка   к   тому,   чтобы   быть   здоровым духовно и физически.                            Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь   плохо   кушать   —   заболеешь!   Не   будешь   тепло   одеваться   —   простудишься!»   и   т.   д.   Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.         Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.  Мы предложили  ребятам анкету, она анонимная, поэтому мы можем рассчитывать на объективность картины. Вот ее результаты; Делаешь ли ты по утрам зарядку?Всегда — 10 %, иногда — 57 %, никогда — 33 %. Занимаешься ли ты спортом? Регулярно — 25 %, от случая к случаю — 45 %, не занимаюсь — 30 %. Занимаются ли спортом твои родители? Регулярно — 17 %, от случая к случаю — 16 %, не занимаются — 67 %. Из 29 опрошенных 64 % чувствуют недомогание иногда, 36 % часто чувствуют недомогание или  нездоровье. По мнению ребят, мешают им быть здоровыми: учебная нагрузка — 28 %, лень заниматься спортом  — 33%, привычка читать лежа — 14 %, неправильное и нерегулярное питание — 25 %.      Научно­технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.      За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94%   до   1%.   Главными   пороками   21   века   становятся:   накапливание   отрицательных   эмоций   без физической разрядки, переедание и гиподинамия.       По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает. Еще одна школьная проблема ­ проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам­подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно и т. д.       Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем­нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2—3 часа, упиваясь компьютерными играми.      Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.         В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка, — это 2—3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение сонливость, апатия и т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны ­— это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Подсчитаем расклад времени учащегося ­ 8 часов он спит (хорошо, если на жестком), 5 — 6 часов неподвижно сидит на уроках, на переменах побегать тоже не удается, 1,5 — 2 часа в  день — сидение за завтраком, обедом и ужином. Затем приготовление домашних заданий, чтение книг, «отдых» у телевизора. Итак, в среднем 20 часов в сутки школьник находится в состоянии неподвижности. Вот вам основа самых массовых болезней — заболевания  опорно­двигательной системы, которые составляют 25% от общего  их числа. У нас в школе среди учащихся 5 — 11 классов _____ человек  имеют нарушение осанки (серьезное, требующее   длительной   коррекции),   ____   человек   —   сколиоз.   Около  ___   учащихся   школы   имеют ослабленное  зрение,  которое  зачастую является  следствием  длительного  сидения   перед   телевизором   и низкой двигательной активности.  Многие люди, в том числе, и многие из нас, надеются на медицину, ее современные достижения, новые препараты, квалифицированных врачей. Однако, медицина ориентирована на болезнь и ее лечение, но она бессильна поддерживать, а тем более укреплять и развивать здоровье человека. Только индивидуальные, сознательные   усилия   человека   могут   обеспечить   повышение   уровня   здоровья.   Известный   врач,   хирург, академик Амосов писал: «Чтобы стать  здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». То есть мы с вами, педагоги и родители,  должны развивать у детей вкус к здоровому образу жизни, интерес  и стремление к работе над собственным здоровьем. Уместным будет сказать  сегодня и о режиме питания  наших детей, нарушение которого медики рассматривают   как   еще   одну  причину неудовлетворительного состояния здоровья наших детей.  Пища должна   быть,   прежде   всего,   сбалансированной,   то   есть   в   ней   в  достаточном   количестве   должны   быть витамины, минеральные вещества, белки, углеводы, жиры. Мы же в естественном, а порой и неумеренном стремлении порадовать, побаловать детей, покупаем |им в избытке сладости, шоколад, чупа­чупсы и др. А ведь известно, что, например, в кока­коле и других родственных напитках много очень вредных солей. В чае и конфетах нет витаминов, минеральных солей, лишь деготь, мертвый кофеин, вредные токсические кислоты. Ключ   к   здоровью   —   употребление   естественной   пищи,   в   частности,  овощей,   фруктов.   Если   продуктестественен не на 100  %,  он уже  вреден. Чем больше этапов переработки прошел продукт, тем он менее полезен для организма.       Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него и появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.      У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.      Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.           В   13   лет   повышение   давления   до   130/80   —   распространенное   явление.   Если   родители   имеют избыточный вес, 60—80% детей имеют его тоже.      Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов.      Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.      По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраняют перерывов между приготовлением уроков. 30—40% детей имеют избыточный вес.      По мнению специалистов­медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.          У  людей,  не  занимающихся   спортом, частота  пульса  на 20%  выше.  Это приводит   к быстрому изнашиванию   сердца.   По   статистике   медиков,   на   100   родившихся   детей   у   20   с   течением   времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.       Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.     Ребенок­   школьник   чрезвычайно   подражателен   и,   если   родители   сами   следят   за   своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются   в   его   семье.   Когда   ребенок   в   такой   семье   подрастает,   его   не   нужно   заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.           «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил ­ важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод».                                                                                                                                             В.А. СухомлинскийНавыки закаливания детей. Водные процедуры — наиболее интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает в 28 раз большей проводимостью, чем  воздух. Как правило, водные процедуры вызывают сильную ответную реакцию со стороны всего организма. Главным фактором закаливания служит температура воды. Систематические водные про­ цедуры — надежное профилактическое средство против влияний случайных охлаждений тела. Самое благоприятное время для начала закаливания водой — лето и осень. Лучше всего проводить водные процедуры в утренние часы,  сразу же после сна и в конце утренней гигиенической гимнастики. Эту процедуру рекомендуется проводить сначала при температуре воздуха 17 — 20 градусов. Начинать водные процедуры следует с температуры воды 33 — 34 градуса. Через каждые 5 — 6 дней температура воды снижается на 1 градус, и постепенно через 2 — 2,5 месяца доводят ее до 18 — 20 градусов. Во время процедур не должно  быть никаких неприятных ощущений и озноба. Необходимо придерживаться правила: чем холоднее вода, тем короче должно быть  время ее соприкосновения   с   телом.   При   закаливании   рекомендуются   следующие   виды   процедур   и   последовательность   их применения: обтирание, обливание, душ, купание. Обтирание — начальный этап закаливания водой. Обтираются полотенцем или губкой, смоченными в воде комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 — 20 градусов. Сначала обтираются по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела, начиная с верхней половины туловища. После процедуры тело вытирают насухо. Вся процедура не должна превышать 5 минут.  Обливания проводятся от температуры воды около 36 градусов, которая постепенно снижайся до 20 — 25  градусов. После обливания необходимо энергично растереть тело полотенцем. Длительность процедуры 3 ­ 4 минуты.  При длительном применении процедуры температуру воды можно довести до 15 — 17 градусов.  Душ — более сильнодействующее I закаливающее средство, так как он вызывает сильное раздражение нервно­ сосудистых окончаний в коже. В начале закаливания температура воды должна быть 33 — 36 градусов, а продолжительность —  не более 1 минуты. Затем температуру воды в душе постепенно снижают, а время приема душа увеличивают до 2 минут.  Процедуру заканчивают энергичным растиранием тела полотенцем.  Купание в открытых водоемах ­  один из лучших способов закаливания, оказывающий комплексное влияние на организм человека воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купание можно, когда температура воды не ниже 22 градусов, постепенно привыкая к более низкой температуре (до 16 градусов). Продолжительность купания определяется температурой воды, обычно вполне достаточно находиться в воде 10 минут. Первое время желательно купаться 1 раз в день, а затем 2 — 3 раза в день, соблюдая при этом промежуток между купаниями 3 — 4 часа. Полоскания горла проводят каждый день утром и вечером. Начальная температура воды — 23 — 25 градусов. Каждую неделю температура воды снижается на 1 — 2 градуса и доводится постепенно до 5 — 10 градусов. Рекомендации нейропсихофизиологов для воспитателей и родителей. o Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что­то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений. уметь больше вас. А если  он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? o Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких­то областях он будет знать и o o o Учитесь   вместе   с   ребенком,   объединяйтесь   против   объективных  трудностей,   станьте  его  союзником,   а  не o Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно,   у   вас   разные   типы  функциональной   организации   мозга,   а   значит,   вы   по­разному   мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой. противником или посторонним наблюдателем. ребенке любим   если результатов   нет,   виноват   не   ребенок,   а   мы,   потому   что   не   сумели   его  научить.   Бойтесь   списывать   свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. результаты   o Помните: для ребенка что­то не уметь, чего­то не знать — это  нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком  свое превосходство в знаниях. трудов.   Но   своих   часто   в   o Мыo  Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему­то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания. o Запомните:   маленькие   дети   не   бывают   ленивыми.   «Леность»   ребенка   —   сигнал   неблагополучия   в   вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. истину, преподносить o Старайтесь детям     не     ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. o Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множеств тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте — «не навреди».    а   научите   находить