Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.
Общешкольное собрание
Цель. Обсудить проблему насилия в семейном воспитании, побудить родителей к
тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
убедить родителей о вреде насилия над детьми и преимуществах
ненасильственных методов семейного воспитания.
Участники. Родители 58 классов, классные руководители, гости, психолог,
социальный педагог, учащиеся.
Оборудование. Компьютер (презентация), музыка.
Ход собрания.
На фоне музыки:
Как появилось слово «семья»?
Когдато о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя…»
«Я, я, я», Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «я»,
И так на земле появилась семья.
Танец в исполнении учащихся младших классов.
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть.
Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские
обязанности не кончаются с концом рабочего дня. Вы постоянно должны
удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будететеряться, и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших
детей систему воспитания.
Попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей,
которым приходится преодолевать трудности в поведении детей. Но не ждите
чудодейственных рецептов. Наша цель – дать вам общее представление о том, как
можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а
устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.
Итак, тема нашего собрания «Разорвем круг насилия».
Каково же мнение детей по этой проблеме? На что они обращают внимание?
Что их беспокоит?
Прослушивание аудиозаписи.
Что же мы взрослые понимаем под насилием? Какое бывает насилие? Слово
предоставляется социальному педагогу Павловой О. В.
Насилие в своем психологическом аспекте не имеет границ: ни культурных, ни
Выступление социального педагога.
социальных, ни возрастных.
Насилие это принуждение, которое осуществляет человек или группа лиц для
достижения и сохранения собственных целей.
Под домашним насилием или семейным насилием определяется система
поведения одного члена семьи к другому или другим, имеющим целью сохранения
власти или контроля и внушение чувства страха.
Объектом насилия может выступать жена, муж, может быть со стороны одного
или обоих родителей на ребенка, между братом или сестрой, между выросшими
членами семьи.
Дети являются самой незащищенной, уязвимой социальной группой. Они
становятся жертвами физического, психологического, эмоционального насилия. По
данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2х миллионов детей в
возрасте до 14 лет. Каждый 10 из них умирает, а 2 тысячи кончают жизнь
самоубийством.
Различают:
Физическое насилие, – которое выражается в любом неслучайном
нанесении повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое
насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин,
удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем,
веревками, причинения увечий тяжелыми предметами или ножом.
Физическое насилие включает так же вовлечение ребенка в употребление
алкоголя, наркотиков, дачу ему отравляющих веществ или медицинских
препаратов, вызывающих одурманивание.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного
обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде,
жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи в силуобъективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без
таковых.
Психологическое насилие – постоянное и периодическое словесное
оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его
человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват,
демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия
относятся: так же постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок
теряет доверие к взрослому), а так же предъявляемые к ребенку
требования, несоответствующие его возрастным возможностям.
В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие.
Некоторые исследователи говорят, что эмоциональное насилие влечет за
собой депривацию личности и причиняет значительный ущерб
формированию механизмов совладания.
Насилие можно трактовать как многомерный феномен. Последствия насилия
катастрофические. Если родитель предъявляет к ребенку завышенные требования, с
которыми тот не в состоянии справиться, то это формирует низкую самооценку. Если
родитель чрезмерно сурово наказывает ребенка, то у ребенка появляется депрессия,
грусть, субдепрессия.
Если родитель чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его, то
ребенок замкнут в себе, задумчив или наоборот, агрессивен.
Если родитель злится и ведет себя устрашающе, то ребенок испытывает ночные
приступы страха, бессонницу, энурезы, головные боли, боли в области сердца,
замедляется физическое и умственное развитие ребенка.
Вот результаты анкетирования, которое было проведено среди учащихся 58
классов. В анкетировании приняли участие 141 ученик.
На вопрос «Знаешь ли ты о случаях, когда родители бьют своих детей?»,
ответили:
«Да» 96 человек;
«Нет» 44 человека.
Несомненно, сцены насилия дети видят и дома, и на улице, и с экранов
телевизоров.
На второй вопрос «Как часто знакомые тебе родители бьют детей?» учащиеся
нашей школы ответили следующим образом:
«Знаю» 35 человек,
«Не знаю» 104.
Это говорит о том, что дети всетаки сталкиваются с этой проблемой в
повседневности.
Третий вопрос: «Когда родители тебя бьют…» и готовые варианты ответов:
Я заслужил, потому, что поступил плохо (84);
Плохо, но я ничего не смогу сделать (30);
Это нормально (12).
В большинстве своем дети не могут осознать, что они действительно виноваты
в случившемся. Урок насилия – это когда бьют для его же блага – вот что усваивает
ребенок.Так же для диагностики была использована методика «Закончи предложение».
Опрошено 23 ученика 58 классов.
1. Меня хвалят…
… если я получу хорошую оценку в школе (10 чел).
… если я вовремя прихожу с улицы (12).
… если я слушаюсь во всем своих родителей (2).
… меня хвалят, если я полью цветы (1).
2. Меня наказывают…
… если я поздно прихожу с улицы (12).
… если я пропускаю уроки (9).
… общаюсь с друзьями, которые не нравятся моим родителям (1).
… если я получаю плохую оценку в школе (1).
3. Я стараюсь…
… слушаться своих родителей (12).
… хорошо учиться (18 чел).
… не портить отношения с друзьями (12).
… быть как все (3).
Вывод. В основном похвала родителей сводится к внешним проявлениям
послушания, а что творится в душе ребенка – заглянуть некогда.
Поэтому ребенок скрывает свои противоречивые чувства (обман,
притворство, двуличие).
Мы видим, что дети получают «эмоциональную бурю» от
родителей только за плохие поступки. Аффективное реагирование
на плохие поступки детей лишь закольцовывают проблему
непослушания. Если вы вынуждены реагировать только аффектом
на отрицательные поступки ребенка, то это не даст положительного
результата. Вы только добьетесь послушания (ребенок будет
находиться в страхе), но это не решит проблему и в будущем
ребенок всетаки «вытеснит» заложенный в него страх и гнев.
Только вопрос – где и как, и с какими последствиями для него и
общества.
Презентация результаты анкетирования.
Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен вести себя в
данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они
сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым,
только будучи самим собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные
представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему
очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального.
Кстати, в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием, применяют
насилие, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной
деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение, наказание, насилие как методы
воспитания не всегда играют свою положительную роль в формировании личностиребенка. Мы предлагаем обсудить эту проблему, потому что нет одного единого
мнения на эту проблему.
Воспитывать можно при помощи «кнута или пряника». Мы предлагаем занять
места за первым столиком родителей, которые в воспитании детей используют
«пряник» и за второй столик мы приглашаем родителей, которые считают, что в
воспитательном процессе не обойтись без «кнута».
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие
раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Мы предлагаем
вашему вниманию ситуацию, попытайтесь прокомментировать ее с двух точек зрения, с
позиции «кнута и пряника».
Выступление учащихся.
Ситуация «Физическое насилие»
Вечер.
Отец смотрит телевизор, мама учит дочку вязать, сын «мучает» книгу.
Мама. Сынок, не отвлекайся, учи уроки.
Коля. Да учу я, учу. (Пытается стрельнуть в воздух бумажным шариком).
Звонит телефон, никто не обращает внимания на звонок.
Отец. Что, кроме меня никого нет в доме?
(С недовольством подходит к телефону).
Отец. Да, слушаю. Здравствуйте.
Да, это я.
Как не учил? Проверяю. Да он каждый вечер дома, по улицам не
шляется.
Конечно, уроки проверяем.
Две «двойки»?! понял. Хорошо, завтра приду.
Отец кладет трубку. Коля, в предчувствии неприятности, опускает
низко голову и делает вид, что усердно учит уроки.
Отец. Тааак! А нука, сын, покажи дневник!
Коля. А, а у нас, его забрала учительница, на проверку.
Отец. Сейчас посмотрим. Дай портфель. (Находит в портфеле дневник).
А это что? Запасной что ли?
Коля. Нет. Это, кажется, нам раздали дневники, а я забыл.
Отец. (Листая дневник). Забыл, говоришь? А это что? (Показывает на
вырванный в дневнике лист).
(Мальчик низко опускает голову и молчит).
Отец. Я кого спрашиваю? Почему вырвал лист?
Коля. Да я нечаянно, думал что…
Отец. (Раздраженно). Что ты думал?
Коля. Думал, что это блокнот…Мама. Ну, что случилось? Что ты к нему пристаешь? Сын учит уроки,
подумаешь, вырвал лист, иди, смотри лучше телевизор.
Отец. Защитница! Ты знаешь, кто сейчас звонил?
Мать. Кто?
Отец. (С издевкой в голосе). Ольга Ивановна, учительница.
Мать. Что случилось?
Отец. (Передразнивая). Что случилось, что случилось? Уроки твой сынок учит.
Двойки он получает, а не уроки учит!
Мать. (Не уверенно). Ну, это с каждым может быть.
Отец. (Гневно). С моим сыном такого быть не должно! Сейчас я его научу, как
двойки получать и листы из дневника вырывать!
Таня подходит к Коле и берет со стола краски.
Коля. Положи на место, не твое не трогай! (Пытается отнять).
Таня. Отдай! Я рисовать буду. Мама!
Отец. А ну, прекратите!
Мать. Таня! Коля! Отец!
Отец. (Выхватывает краски у Тани и шлепает ее. Девочка начинает громко
плакать и бежит к маме. Отец отвешивает сыну подзатыльник).
Сын залезает под стол. Таня плачет. Мать жалеет девочку.
Коля. (Изпод стола). Чего ты дерешься? Детей бить нельзя!
Отец. Ты еще учить меня будешь! (Пытается достать сына изпод стола).
Мать. Прекратите, немедленно! (Заслоняет сына).
Отец. Собралась семейка! Как же мне все надоело! Кругом одни проблемы! Я
кручусь как белка в колесе, стараюсь для них. Придешь домой, а тут
покоя никакого нет!
(Таня продолжает плакать. Мама сердито предлагает сыну покинуть свое
убежище. Отец молча садится смотреть телевизор).
Уважаемые родители! Как вы думаете, почему сложилась такая
ситуация? Оправданы ли действия родителей?
(Выступление родителей).
Выводы. Рекомендации.
Когда родители используют физическое наказание для «воспитания», они
полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через
глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только
видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, они поступают
так, как им хочется, а не так, как от них требуют.Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а
совсем другие чувства: возмущение, обиду, месть, протест, изворотливость, снижение
самооценки.
Если вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за
разъяснениями к специалистам.
Предлагаем вашему вниманию еще одну ситуацию.
Выступление учащихся.
Ситуация «Психологическое насилие».
Родители пьют чай, беседуют. Сын капризничает, играя чайной ложечкой.
Мама. Дима, пей чай, не балуйся. (Обращаясь к мужу). И что тебе Николай
Петрович еще посоветовал?
Отец. Да он говорит, что еще раз надо попробовать написать, может, во второй
раз услышат.
Сын продолжает греметь ложечкой.
Мать. Дима, не хочешь пить, иди, займись делом!
Дима. Мам, ну пойдем в субботу в цирк?
Отец. Какой тебе еще цирк? Иди не мешай взрослым. Видишь, мы
разговариваем?
Дима. Мам, ну ты же обещала!
Мама. Цирк? Вот как закончишь вторую четверть без троек, будет тебе и цирк,
и мороженое!
Отец. (Угрожая). Если я только узнаю, что у тебя будет хоть одна тройка, то на
каникулах нос из дома не высунешь! За порог не пущу! Понял?
Дима. Я первую четверть закончил без троек! Вы мне велосипед обещали и не
купили!
Отец. Хватит ныть, я сказал! Много хочешь! Иди к себе, нам с мамой надо
поговорить.
Дима. Вот всегда так! Иди, не мешай, займись делом… (Ворчит). Не пойду я
никуда! Сам иди!
Отец. Ты мне еще отговаривать будешь!
Мама. Как ты с отцом разговариваешь?
Сын. Вы меня не любите. Я вам не нужен!
Отец. Поговори еще!
Мать. Иди сынок спать, не серди отца! (Сын, опустив голову, обиженно
уходит).
Мать. Так ты говоришь, Николай Петрович предложил еще раз написать? Ну и
правильно. Он плохое не посоветует.
Дима. (Вытирая слезы). Это несправедливо! Зачем обманывать? Никто меня не
любит!Уважаемые родители! Какова тактика воспитания в этой семье?
(Выступление родителей).
Выводы. Рекомендации.
Мы увидели психологический вид насилия, к которому относятся: угрозы
со стороны родителей, а так же постоянная ложь, обман (в результате чего,
ребенок теряет доверие к взрослому).
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что
тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают,
что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают, о том, что свободная личность не
может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость
именно в неуемном родительском требовании. Насилие и принуждение в воспитании
сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое
истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал,
привыкает кривить душой.
Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и
жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме,
становится угрюмым и скрытным, уходит в общение со сверстниками, сторонится в
общении с учителем, боясь сказать чтонибудь не так.
Не секрет, что в настоящее время много преступлений совершают подростки.
Какой стиль воспитания в семье к этому приводит? С этим вопросом мы хотели бы
обратиться к заместителю начальника Ртищевского ГРОВД, начальнику следственного
отдела, Левчаковой Марине Ивановне.
Выступление Левчаковой М. И.
Воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких
созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это –
маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети
нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их
человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных
оскорблений.
Главный метод воспитания – убеждение. А для этого говорите с ребенком,
общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей,
будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями,
ваши стремления станут его стремлениями.
Советы родителям
(Презентация.)1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш
ребенок ведет себя не так, как вам хочется.
2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?
3. Может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, это
сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?
4. Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к
физическому наказанию.
Памятка родителям.
1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для
супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи являются
супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть
членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром
семьи, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с
завышенной самооценкой. За такую безрассудную любовь к себе он
зачастую платит злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
2. Главный закон семьи – все заботятся о каждом члене семьи, а каждый
член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш
ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение
им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта.
Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их
поведение, их деятельность. Это заинтересованное участие ребенка в
жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное
выполнение им ваших поручений.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях
родителей. Согласуйте межу собой. Еще более вредны противоречия
между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы
не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к
нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
Звучит песня в исполнении вокальной группы
«Родительский дом».
II блок.
А теперь уважаемые родители, поговорим о важности правильного питания.1. Всем известно, что человек без энергии жить не может, т. к. без нее не
обходится ни один процесс жизнедеятельности.
2. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную
нагрузку на организм, которому приходится расходовать энергию на физическую,
умственную нагрузку, а так же на рост и развитие молодого организма. Подростку в
среднем нужно примерно 12000 кДж в сутки.
1. Но это не значит, что, съев 5 пирожков и закусив конфетами можно
восполнить затраты энергии за счет углеводов.
2. Пища должна быть здоровой и разнообразной: в ней обязательно должны
присутствовать углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные соли.
1. Как показали наблюдения и социологический опрос 80 учащихся школы
среднего и старшего звена:
Не завтракают утром дома – 12;
Пьют чай с бутербродом – 60;
Едят на завтрак гречневую или овсяную кашу – 8;
По пути в школу жуют чипсы и сухарики – 15;
Едят пирожки в сухомятку – 25;
Соблюдают режим питания – 16.
Такое беспорядочное питание не только вредно, но и опасно, т. к. приводит к
хроническим заболеваниям желудочнокишечного тракта, нарушению обмена веществ.
Оптимальный режим питания – это 3х или 4х разовое питание.
Завтрак – 7.308.00
Второй завтрак или обед в школе – 11.00 – 12.00
Обед дома – 15.00 – 15.30
Ужин – 19.00 – 19.30
2. большая часть пищи принимается до обеда, в наиболее активный для учащихся
период. Отсюда важность горячего питания в школе.
На большой перемене школьная столовая приглашает на обед учащихся и
предлагает меню:
(примерное меню)
Салат из капусты;
Суп с пшеном;
Макароны с сосиской, чай, хлеб.
Или
Салат из моркови;
Щи;
Каша гречневая с котлетой;
Компот, хлеб.
Как видно – это хорошее подспорье в учебные часы. И всего за 1012 рублей.
Уважаемые родители! Соблюдение режима питания – залог здоровья ваших
детей!Презентация.
III блок.