Сценарии общешкольных родительских собраний

  • Работа с родителями
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.
Иконка файла материала Родительское собрание - Как помочь ребенку учиться.doc
«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться». Родительское собрание на тему Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию  успешной учебной деятельности  учащихся.  Задачи:  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны  родителей.  2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.  З. Отработка с родителями воспитательных   и психологических  приемов  поддержки учебной  деятельности ребенка.   Этап подготовки.  1. Оформление родительского собрания: цель, задачи собрания, мудрые мысли:  «Воспитание ­ это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». (Легуве)  «Великая трудность воспитания ­ это держать детей в повиновении, не  портя их  xapaктepa». (Левис) «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, ­ это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)  «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». ( А. Чехов)  2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников  собрания:      памятки для родителей «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?»; памятки для учащихся «Садимся за уроки»; таблица с результатами анкетирования учащихся «Способы познания»; рекомендации по организации домашнего учебного труда школьников с разными способами  познания. 3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».  4. Анкетирование учащихся и их родителей.  Ход собрания. Учеба наших детей ­ это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак ­ оценка ­ увы, часто не радует.  Наша   задача   сегодня   состоит   в   том,   чтобы   вместе   выявить   типичные   проблемы   в   учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.  Но   прежде   мы   хотим,   чтобы   вы   улыбнулись,   «вошли   в   проблему»,   для   этого   мы   сейчас   с помощью наших детей покажем вам шуточный диалог и сценку. Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:  ­ Какой предмет тебе больше всего понравился в школе? ­ Наручные часы нашего классного руководителя!  (Учащиеся разыгрывают сценки) ­ Кем ты будешь, когда вырастешь?  ­ Знаменитым человеком!  ­ Почему ты так думаешь?  ­ Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…  ­ Когда собираешься  делать уроки? ­ После кино.  ­ После кино поздно!  ­ Учиться никогда не поздно!  Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!  ­ Почему ты целый день валяешься на диване?  ­ Готовлюсь стать папой. ­ Почему ты дома не открываешь учебник?  ­ Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь! ­ Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог? ­ А я градусник дома забыл!  Обучение в школе ­ одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально­психологическом,   так   и   физиологическом   плане.   Изменяется   вся   жизнь   ребенка:   все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому,   что   школа   с   первых   же   дней   ставит   перед   учеником   целый   ряд   задач,   не   связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.  Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы,   но   и   родителей.   Мы,   учителя,   объясняем   детям   приемы   работы,   а   как   усвоил   ребенок   эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.  Особенное   значение   в   этом   случае   приобретает   сотрудничество   родителей   и   учителя, согласование их действий.  Еще   К.Д.   Ушинский   говорил,   что   именно   на   начальном   этапе   обучения   родители   должны максимально опекать свое дитя. Их задача ­ научить правильно учиться. Поэтому тема родительского собрания «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться».  Усилия семьи и школы в решении этой проблемы ­ едины.  Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:  • организация режима дня;  • контроль за выполнением домашних заданий;  • приучение детей к самостоятельности.  1. Организация режима дня.  Организация режима дня позволяет ребенку:  • легче справиться с учебной нагрузкой;  • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.  У 20% школьников плохое здоровье ­ причина неуспеваемости.  Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.  Точный распорядок занятий ­ это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.Совершенно   необходимо,   чтобы   в   режим   дня   было   включено   ежедневное   чтение   книг. Желательно в одно и то же время.  Хорошо   читающий   ученик   быстрее   развивается,   быстрее   овладевает   навыками   грамотного письма, легче справляется с решением задач.  Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.  Важный   вопрос   в   организации   режима   дня   —   это   организация   досуга.   Важно   не   оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.  Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон ­ это основа здоровья.  Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30­40 мин.  Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.  Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.  Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое   необоснованное   переключение   с   одного   вида   работы   на   другой   может   выработать   дурную привычку: не доводить дело до конца.  2. Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий.  Контроль   должен   быть   систематическим,   а   не   от   случая   к   случаю   и   не   ограничиваться вопросами:  ­ какие отметки?  ­ выполнил ли уроки?  После   утвердительного   ответа   родители   занимаются   своими   делами,   не   проконтролировав детей.  Некоторые   родители   не   контролируют   детей   вообще,   объясняя   это   нехваткой   времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет   просто   невозможно.   То   есть   контроль   должен   быть   постоянным,   каждодневным,   особенно   в начальной школе.  Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.  На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.  Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.  Хорошо если бы вы интересовались;  • что изучал ребенок сегодня в школе;  • как он понял материал;  • как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.  Контроль ­ это организация помощи для ликвидации каких­то пробелов, трудностей.  Очень   важным   моментом   является   выработка   привычки   к   неукоснительному   выполнению домашних заданий:  • какая бы погода ни была;  • какие бы ни шли телепередачи;  • чей бы день рождения ни отмечался.  Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо.  Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе ­ как важному и серьезному делу.  Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.  При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период   втягивания   в   работу.   Если   нет   постоянного   времени   занятий,   то   эта   установка   может   не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.  Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.  У детей бывают два повода отвлечения:  Первый повод — игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;  Второй повод — деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, там больше затрачивается   времени   на   выполнение   домашнего   задания.   Поэтому   необходимо   установить   четкий порядок: линейка, карандаш, ручка ­ слева; учебник тетради дневник ­ справа.  У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.  Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).  3. Направление помощи — приучение к самостоятельности.  При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.  Учите   детей   выделять   учебную   задачу,   т.е.   ребенок   должен   ясно   представлять,   какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая   школьнику   помощь,   взрослые   не   должны   забывать,   что   главное   все­таки   не   в   том,   чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности. А   сейчас,   уважаемые   участники,   мы   и   попытаемся   вместе   «докопаться»   до   причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. Я прошу вас обсудить вопрос  «Почему у наших детей снижается интерес к учению?»  Значимые, на ваш взгляд, причины, я попрошу озвучить.  Возможные причины:  Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.   Недостаточное умение читать и понимать текст.   Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль. Несформированность   настойчивости, организованности.    целеустремленности,   терпения,   аккуратности,  Неумение сравнивать, находить аналогии.   Отсутствие   в   учении   опоры   на   желания   и   мотивы   школьника.   Однообразие   учебной   работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.   Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.  Уважаемые участники! В процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вашим детям ответить на вопросы анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей.  Подумайте, достаточно ли вы внимательны к учебной деятельности своего ребенка или вам следует находить больше времени для его поддержки. А мы, педагоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить вас практическими советами.  Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности ­ учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться ­ это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться ­ это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.  Для начала надо усвоить, что цель ­ это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное,   чтобы   ребенок   был   рад   полученному   результату,   решенной   задаче,   усвоенному   знанию.   И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь,  ведь эмоциональная  положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.  Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил: Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей. 1.   Постарайтесь   не   особенно   ругать   ребенка,   стыдить   и   наказывать   его:   плохая   оценка   уже   и   так воспринята им как наказание.  2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для   кого   и   «четверка»),   чтобы   было   ясно,   над   чем   работать.   Ведь   ребенок   порой   не   в   силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю ­ почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что­то еще. Учитель иногда это не объясняет.  3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности   («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»).  На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».  4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,  если вы уверены, что   ребенок   старался,   стремился   к   тому,   чтобы   научиться,   но   принес   вместо   «двойки»   всего   лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.  5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк,   аккуратность,   старательность,   последовательность   действий,   даже   если   в   целом     задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.  6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте,   чтобы   он   выполнил   непосильное   для   него   число   дополнительных   примеров,     задач, уравнений без ошибок и исправлений.Подведение итогов собрания.  Итак,   мы   сегодня   убедились,   что   причин   «неуспешной»   учебной   деятельности   детей   очень много.   Узнать   эти   причины,   найти   способ   избавиться   от   них   можете   только   вы,   разумеется,   при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.  У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит   присмотреться   к   себе   и   измениться.   Мы   подготовили   для   вас   «Заповеди   воспитания»   и   с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздается текст «Заповедей»). Решение родительского собрания: 1. Родителям   наблюдать   за   ребенком,   дополняя   и   уточняя   данные   о   его   способе   познания, восприятия информации. 2. Поддерживать интерес ребенка к учебному труду: организовать уголок школьника с учетом его индивидуальных   особенностей   познания,   используя   памятку   «Хотите,   чтобы   ваш   ребенок   с удовольствием   ходил   в   школу?»,   познакомить   ребенка   с   памяткой   «Садимся   за   уроки», придерживаться ее рекомендаций. Анкета для учащихся. 1. Поддерживают тебя родители в учебе?  2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?  З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.  4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с  учителями)?  5. Какой предмет был самым любимым  а) у твоей мамы,               б) у твоего папы?  6. Назови, что в течение последней недели читали твои  а) мама,                      б) папа?  7.  Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?  8.  Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?  9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?  10.  Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?Памятка «Садимся за уроки» (советы школьнику) Садись за уроки в одно и то же время. Проветри комнату за 10­15 минут до начала занятий. Поставь прибор освещения слева от себя. Проверь готовность своего рабочего места: сотри пыль, проверь, на своем ли месте учебные и  письменные принадлежности, убери со стола все лишнее. Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике.  Сядь удобнее, открой учебник... «Хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?» Памятка для родителей Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком. школы. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора. Учите   ребенка   выражать   мысли   письменно:   обменивайтесь   записками,   пишите   совместные письма. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни. Заповеди воспитания  • Найдите в ребёнке что­нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается.  Самоуважение ­ это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести  это чувство, тем лучше.  • Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных  оценок будет очень высока. Часто они унижают  ребенка:  «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не  работают?» и т.д.  И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным емувзрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо»  должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз  прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не  толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то,  что слышишь последним. Это  последнее должно быть позитивным.  • Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим,  не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе  нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.  • Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего­то боится, надо мысленно проиграть с ним  части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные  этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою  очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к  достижению еще больших успехов.  • Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не  напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что­то, о чем надо подумать, чтобы снять  напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.  • Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать  картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать • Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее  на видном месте, а на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по  программе и т.д.  • Никогда не забывайте что воспитание ­ это длительный процесс, Включающий в себя поддержку,  поощрение и упорный труд.  Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей. 1.   Постарайтесь   не   особенно   ругать   ребенка,   стыдить   и   наказывать   его:   плохая   оценка   уже   и   так воспринята им как наказание.  2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для   кого   и   «четверка»),   чтобы   было   ясно,   над   чем   работать.   Ведь   ребенок   порой   не   в   силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю ­ почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что­то еще. Учитель иногда это не объясняет.  3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности   («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»).  На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».  4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,  если вы уверены, что   ребенок   старался,   стремился   к   тому,   чтобы   научиться,   но   принес   вместо   «двойки»   всего   лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк,   аккуратность,   старательность,   последовательность   действий,   даже   если   в   целом     задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.  6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте,   чтобы   он   выполнил   непосильное   для   него   число   дополнительных   примеров,     задач, уравнений без ошибок и исправлений.