Сценарий библиографической игры для 8 -10 класса "Прогулки по Смоленску"
Оценка 4.9

Сценарий библиографической игры для 8 -10 класса "Прогулки по Смоленску"

Оценка 4.9
Игры
docx
05.11.2023
Сценарий библиографической игры  для 8 -10 класса "Прогулки по Смоленску"
Сценарий был разработан к 1160-летию г.Смоленска.
Сценарий библиографической игры.docx

 

 

Библиографическая игра

«Прогулки по Смоленску»» в 8 классе

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся в области библиографии, поискового умения и научить их самостоятельно пользоваться библиотечным фондом.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания школьников о разных видах энциклопедий;

Развивающие:

- развить умения вести информационный поиск с помощью энциклопедий.

Воспитательные:

- привить любовь и интерес к книге и библиотеке;;

- умение самостоятельного поиска информации;

-воспитывать чувства гордости, любви к родному городу;

-закрепить и уточнить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные действия:

—-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

— целеполагание;

— саморегуляция.

Познавательные универсальные действия:

— поиск и выделение необходимой информации;

— применение методов информационного поиска;

— умение структурировать знания;

— самостоятельное решение проблем поискового характера.

Коммуникативные действия:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся:

-самостоятельно пользоваться энциклопедиями;

-владеть приемами работы со справочной литературой;

-пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями;

-находить информацию, факты, заданные в тексте.

Оборудование:5 игровых столов, карточки для работы с энциклопедиями, книжныезакладки, комплекты энциклопедий, мультимедийная презентация.

Форма проведения:

 Библиографический игра .

Место проведения:

Школьный кабинет.

Время проведения: 10.04.2023 года

Ход проведения игры

1.Организационный момент:Мотивация. Постановка цели.

Педагог- библиотекарь: Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем библиографическуюигру «Прогулки по Смоленску». Знаете ли вычто означает слово библиографическая,библиография? Где можно найти ответ на этот вопрос?

Правильно,в толковом словаре С.И.Ожегова.

Библиография - в переводе означает «книгоописание». Библиография помогает отыскать книги для ответов на интересующие вопросы. Кто ответит на вопрос: «Чем мы будем заниматься на уроке». (Ответы детей)

Совершенно верно, вы будете находить ответы на вопросы о нашем городе  из книг. Лучше всего при этом пользоваться энциклопедиями.

Подготовка к игре.

Педагог-библиотекарь:

Само слово «Энциклопедия» в переводе с греческого означает «обучение по всему кругу знаний».

 Мы с вами уже учились пользоваться энциклопедиями в начальной школе.  Как расположен материал в энциклопедии? Кто может ответить на этот вопрос?(Ответы детей)

 Напомню вам, что в энциклопедиях есть алфавитно-предметный указатель или именной указатель, который поможет вам в поиске нужного материала.

Откройте, пожалуйста, «Именной указатель» в краткой энциклопедии «Смоленск». Посмотрите, как в нем расположены слова.

По структуре энциклопедии делятся на

-Алфавитные

-Систематические

 Алфавитное расположение обычно используется во всевозможных обширных (многотомных) энциклопедиях. В них статьи располагаются в алфавитном порядке, в соответствии с названием того или иного предмета (явления, термина и т.п.).

Пример такой энциклопедии «Большая Российская энциклопедия».

Для тематических энциклопедийудобнее системное расположение. Так построена, к примеру, «Школьная энциклопедия «Руссика».Энциклопедия компонуется по тематическому принципу, каждый том посвящён одной теме.

Правила пользования энциклопедиями:

1.определить, к какой теме относится ваш вопрос;

2.знать ключевое слово, то, что вы ищете;

3.не забывать, что алфавит – главный в справочной литературе, то есть вся информация располагается по алфавиту;

4.пользоваться содержанием и указателями – это ваши верные помощники.

 Педагог-библиотекарьА сейчас, ребята, чтобы закрепить наши знания мы с вами проведем игру «Прогулки по Смоленску».

(Участникам пяти командраздаются карточки с заданиями, книжные,закладки, карточки с вопросамии комплекты энциклопедий.)

Педагог-библиотекарь:Внимание, объясняю условия игры. На каждом игровом столе энциклопедии, с которыми вы будете работать.

 Ответы на все вопросы игры вы найдете в энциклопедии «Смоленск».За  правильный ответ на вопрос вы получаете – 1 балл.У вас есть шанс получить дополнительный балл, используя другие энциклопедии. Игра состоит из четырехтуров.На каждый вопрос отводится 5 минут. Затем команды по  очереди дают ответ. Ваши ответы будут сопровождаться слайдами из презентации.

Тур 1«Земляки»

Вопрос №1

Родился в усадьбе Новоспасское, Смоленской губернии. Русский композитор, автор опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Кто это? Где в г.Смоленске стоит памятник этому великому земляку?

Ответ: Михаил Иванович Глинка.

Вопрос №2.

Великий русский путешественник, географ и натуралист. Совершил несколько экспедиций в Центральную Азию. Его именем названа одна из улиц нашего города и гимназия №1, где он учился. Кто этот путешественник?

 Ответ:Николай Михайлович Пржевальский .

Вопрос №3

Русская дворянка, выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, меценат, художник, педагог, создатель художественного имения Талашкина близ Смоленска. Кто это?

 Ответ: Мария Клавдиевна Тенишева.

Вопрос №4

Он родился в Смоленске. Его перу принадлежат такие известные книги «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей» и др. О каком писателе идет речь?

Ответ: Борис Львович Васильев .

Вопрос №5

Этот знаменитый скульптор -автор памятников в г.Смоленске: «Скорбящая мать», «Твардовский и его литературный герой Василий Теркин», памятника М.И.Исаковскому, бюста М.Егорова. О ком идет речь?

 Ответ: Альберт Георгиевич Сергеев.

 

Тур2«Улицы»

Вопрос №1

Эта главная улица Смоленска имеет интересное архитектурно-пространственное  решение — в перспективе улицы видны купола Успенского собора, Троицкого собора.Что это за улица? Какие названия она имела в разные годы?

Ответ: Улица Большая Советская ( б.Блонная, Молоховская, Большая Благовещенская).

 

Вопрос №2

На этой пешеходной улице расположен знаменитый«дом с часами», областная библиотека для детей и молодежи имени И.С.Соколова-Микитова, исторический музей. О какой улице идет речь? Какое название носила улица в разные годы?

Ответ: улицаЛенина (б.Блонная,Кирочная, Пушкинская).

 

Вопрос №3

Как называется улица? (фотография) Что можете рассказать о человеке, именем которого  она была названа?

Ответ: улица Багратиона.

 

Вопрос №4

В 2011 году на этой улице появился бронзовый бюст третьего космонавта Советского Союза .Как называется улица? (фотография) Что можете рассказать о человеке, именем которого была она  названа ?

Ответ: улица Николаева.

 

Вопрос №5.

Где в Смоленске установлен бюст первому космонавту Земли?

Ответ: Проспект Гагарина.

Тур 4«Архитектура»

Вопрос №1

Как называется храм? (фотография). В каком веке он был построен?

Ответ: Храм Петра и Павла.

 

Вопрос №2

Эта главная достопримечательность нашего города была построена более четырехсот лет тому назад во время правления Бориса Годунова. Назовите имя архитектора.

Ответ: Федор Савельевич Конь.

 

Вопрос №3

С давних пор эта часть нашего города известна под именем Покровка. Откуда пошло это название?

Ответ: от названия Покровской горы, которая известна с 15 века. Когда- то на горе был выстроен храм Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор гора получила название Покровская.

 

Вопрос №4

Этот городской сад в нашем городе зовется Блонье (фотография).Что означает это название?

Ответ:1. Низкая луговая равнина у реки, озера, заливаемая водой.2.Поле,равнина.

 

Вопрос №5

 

 В центре Смоленска сооружен памятник уроженцу Смоленщины, знаменитому русскому скульптору Михаилу Осиповичу Микешину. (фотография). Назовите известный  памятник скульптора  в Великом Новгороде.

Ответ: Памятник «Тысячелетие России»с. 274

Тур4 «Литература»

Вопрос №1

Иваном  Сергеевичем Соколовым-Микитовым написано много книг для детей. Когда вышло его первое произведение в печать и как оно называлось?

Ответ: Сказка «Соль земли» в 1910году.

 

Вопрос №2

Александр Романович Беляев один из основателей советской фантастики. Какие книги им написаны в этом жанре?

Ответ: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей» и др.

 

Вопрос №3

Михаила Васильевича Исаковского называют песенным сердцем России. Стихи к каким песням были написаны нашим знаменитым земляком?

 Ответ: Катюша», «Огонек», «В лесу прифронтовом» и др.

 

Вопрос №4

Николай Иванович Рыленков автор многих поэтических сборников и прозаических книг. Назовите его повесть о событиях Отечественной войны 1812года.

Ответ: «На старой смоленской дороге».

 

Вопрос №5

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» знакома  всем. Какие еще поэмы принадлежат перу знаменитого поэта?

Ответ: «Страна Муравия», «За далью-даль», «Дом у дороги».

(Подведение итогов игры.)

Рефлексия

Педагог-библиотекарь:Наша игра подошла к концу Ребята, спасибо, вам за вашу работу.Вы попробовали себя в библиографическом поиске.Желаю вам больших успехов в работе с любым видом информации.

 

 Список используемой литературы

1.Большая Российская энциклопедия: В 30т.-2006.( Т.2,Т4,Т7)

2.Большая энциклопедия «Махаон».Космос.-М.: «Азбука-Аттикус», 2012.-285с.

3Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки/авт.-сост. М.А.Багаева.-Волгоград:Учитель,2011.-247с.

4.Краткая литературная энциклопедия .- М.:Советская энциклопедия,1971.

5.Мастер-классы для школьных библиотекарей: М.:Глобус;Волгоград:Панорама.2008.-272с.

6Смоленск: краткая энциклопедия. – Смоленск :ТРАСТ-ИМАКОМ,1994.-576с.

7.Смоленская область: энциклопедия.Т.1.Персоналии. Смоленск: СГПУ,2001.-303с.

8.Школьная энциклопедия «Руссика».История России.¬-9-17вв..- М.:,2003.-784с.

9.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.18-19вв.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.- 736с.

 

Приложения

Презентация «Прогулки по Смоленску».

 

 

 

 

 

 


 

Библиографическая игра «Прогулки по

Библиографическая игра «Прогулки по

Коммуникативные действия: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Коммуникативные действия: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совершенно верно, вы будете находить ответы на вопросы о нашем городе из книг

Совершенно верно, вы будете находить ответы на вопросы о нашем городе из книг

Ваши ответы будут сопровождаться слайдами из презентации

Ваши ответы будут сопровождаться слайдами из презентации

Вопрос №2 На этой пешеходной улице расположен знаменитый«дом с часами», областная библиотека для детей и молодежи имени

Вопрос №2 На этой пешеходной улице расположен знаменитый«дом с часами», областная библиотека для детей и молодежи имени

Вопрос №4 Этот городской сад в нашем городе зовется

Вопрос №4 Этот городской сад в нашем городе зовется

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023