Библиографическая игра
«Прогулки по Смоленску»» в 8 классе
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся в области библиографии, поискового умения и научить их самостоятельно пользоваться библиотечным фондом.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания школьников о разных видах энциклопедий;
Развивающие:
- развить умения вести информационный поиск с помощью энциклопедий.
Воспитательные:
- привить любовь и интерес к книге и библиотеке;;
- умение самостоятельного поиска информации;
-воспитывать чувства гордости, любви к родному городу;
-закрепить и уточнить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные действия:
—-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
— целеполагание;
— саморегуляция.
Познавательные универсальные действия:
— поиск и выделение необходимой информации;
— применение методов информационного поиска;
— умение структурировать знания;
— самостоятельное решение проблем поискового характера.
Коммуникативные действия:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся:
-самостоятельно пользоваться энциклопедиями;
-владеть приемами работы со справочной литературой;
-пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями;
-находить информацию, факты, заданные в тексте.
Оборудование:5 игровых столов, карточки для работы с энциклопедиями, книжныезакладки, комплекты энциклопедий, мультимедийная презентация.
Форма проведения:
Библиографический игра .
Место проведения:
Школьный кабинет.
Время проведения: 10.04.2023 года
Ход проведения игры
1.Организационный момент:Мотивация. Постановка цели.
Педагог- библиотекарь: Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем библиографическуюигру «Прогулки по Смоленску». Знаете ли вычто означает слово библиографическая,библиография? Где можно найти ответ на этот вопрос?
Правильно,в толковом словаре С.И.Ожегова.
Библиография - в переводе означает «книгоописание». Библиография помогает отыскать книги для ответов на интересующие вопросы. Кто ответит на вопрос: «Чем мы будем заниматься на уроке». (Ответы детей)
Совершенно верно, вы будете находить ответы на вопросы о нашем городе из книг. Лучше всего при этом пользоваться энциклопедиями.
Подготовка к игре.
Педагог-библиотекарь:
Само слово «Энциклопедия» в переводе с греческого означает «обучение по всему кругу знаний».
Мы с вами уже учились пользоваться энциклопедиями в начальной школе. Как расположен материал в энциклопедии? Кто может ответить на этот вопрос?(Ответы детей)
Напомню вам, что в энциклопедиях есть алфавитно-предметный указатель или именной указатель, который поможет вам в поиске нужного материала.
Откройте, пожалуйста, «Именной указатель» в краткой энциклопедии «Смоленск». Посмотрите, как в нем расположены слова.
По структуре энциклопедии делятся на
-Алфавитные
-Систематические
Алфавитное расположение обычно используется во всевозможных обширных (многотомных) энциклопедиях. В них статьи располагаются в алфавитном порядке, в соответствии с названием того или иного предмета (явления, термина и т.п.).
Пример такой энциклопедии «Большая Российская энциклопедия».
Для тематических энциклопедийудобнее системное расположение. Так построена, к примеру, «Школьная энциклопедия «Руссика».Энциклопедия компонуется по тематическому принципу, каждый том посвящён одной теме.
Правила пользования энциклопедиями:
1.определить, к какой теме относится ваш вопрос;
2.знать ключевое слово, то, что вы ищете;
3.не забывать, что алфавит – главный в справочной литературе, то есть вся информация располагается по алфавиту;
4.пользоваться содержанием и указателями – это ваши верные помощники.
Педагог-библиотекарь: А сейчас, ребята, чтобы закрепить наши знания мы с вами проведем игру «Прогулки по Смоленску».
(Участникам пяти командраздаются карточки с заданиями, книжные,закладки, карточки с вопросамии комплекты энциклопедий.)
Педагог-библиотекарь:Внимание, объясняю условия игры. На каждом игровом столе энциклопедии, с которыми вы будете работать.
Ответы на все вопросы игры вы найдете в энциклопедии «Смоленск».За правильный ответ на вопрос вы получаете – 1 балл.У вас есть шанс получить дополнительный балл, используя другие энциклопедии. Игра состоит из четырехтуров.На каждый вопрос отводится 5 минут. Затем команды по очереди дают ответ. Ваши ответы будут сопровождаться слайдами из презентации.
Тур 1«Земляки»
Вопрос №1
Родился в усадьбе Новоспасское, Смоленской губернии. Русский композитор, автор опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Кто это? Где в г.Смоленске стоит памятник этому великому земляку?
Ответ: Михаил Иванович Глинка.
Вопрос №2.
Великий русский путешественник, географ и натуралист. Совершил несколько экспедиций в Центральную Азию. Его именем названа одна из улиц нашего города и гимназия №1, где он учился. Кто этот путешественник?
Ответ:Николай Михайлович Пржевальский .
Вопрос №3
Русская дворянка, выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, меценат, художник, педагог, создатель художественного имения Талашкина близ Смоленска. Кто это?
Ответ: Мария Клавдиевна Тенишева.
Вопрос №4
Он родился в Смоленске. Его перу принадлежат такие известные книги «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей» и др. О каком писателе идет речь?
Ответ: Борис Львович Васильев .
Вопрос №5
Этот знаменитый скульптор -автор памятников в г.Смоленске: «Скорбящая мать», «Твардовский и его литературный герой Василий Теркин», памятника М.И.Исаковскому, бюста М.Егорова. О ком идет речь?
Ответ: Альберт Георгиевич Сергеев.
Тур2«Улицы»
Вопрос №1
Эта главная улица Смоленска имеет интересное архитектурно-пространственное решение — в перспективе улицы видны купола Успенского собора, Троицкого собора.Что это за улица? Какие названия она имела в разные годы?
Ответ: Улица Большая Советская ( б.Блонная, Молоховская, Большая Благовещенская).
Вопрос №2
На этой пешеходной улице расположен знаменитый«дом с часами», областная библиотека для детей и молодежи имени И.С.Соколова-Микитова, исторический музей. О какой улице идет речь? Какое название носила улица в разные годы?
Ответ: улицаЛенина (б.Блонная,Кирочная, Пушкинская).
Вопрос №3
Как называется улица? (фотография) Что можете рассказать о человеке, именем которого она была названа?
Ответ: улица Багратиона.
Вопрос №4
В 2011 году на этой улице появился бронзовый бюст третьего космонавта Советского Союза .Как называется улица? (фотография) Что можете рассказать о человеке, именем которого была она названа ?
Ответ: улица Николаева.
Вопрос №5.
Где в Смоленске установлен бюст первому космонавту Земли?
Ответ: Проспект Гагарина.
Тур 4«Архитектура»
Вопрос №1
Как называется храм? (фотография). В каком веке он был построен?
Ответ: Храм Петра и Павла.
Вопрос №2
Эта главная достопримечательность нашего города была построена более четырехсот лет тому назад во время правления Бориса Годунова. Назовите имя архитектора.
Ответ: Федор Савельевич Конь.
Вопрос №3
С давних пор эта часть нашего города известна под именем Покровка. Откуда пошло это название?
Ответ: от названия Покровской горы, которая известна с 15 века. Когда- то на горе был выстроен храм Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор гора получила название Покровская.
Вопрос №4
Этот городской сад в нашем городе зовется Блонье (фотография).Что означает это название?
Ответ:1. Низкая луговая равнина у реки, озера, заливаемая водой.2.Поле,равнина.
Вопрос №5
В центре Смоленска сооружен памятник уроженцу Смоленщины, знаменитому русскому скульптору Михаилу Осиповичу Микешину. (фотография). Назовите известный памятник скульптора в Великом Новгороде.
Ответ: Памятник «Тысячелетие России»с. 274
Тур4 «Литература»
Вопрос №1
Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым написано много книг для детей. Когда вышло его первое произведение в печать и как оно называлось?
Ответ: Сказка «Соль земли» в 1910году.
Вопрос №2
Александр Романович Беляев один из основателей советской фантастики. Какие книги им написаны в этом жанре?
Ответ: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей» и др.
Вопрос №3
Михаила Васильевича Исаковского называют песенным сердцем России. Стихи к каким песням были написаны нашим знаменитым земляком?
Ответ: Катюша», «Огонек», «В лесу прифронтовом» и др.
Вопрос №4
Николай Иванович Рыленков автор многих поэтических сборников и прозаических книг. Назовите его повесть о событиях Отечественной войны 1812года.
Ответ: «На старой смоленской дороге».
Вопрос №5
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» знакома всем. Какие еще поэмы принадлежат перу знаменитого поэта?
Ответ: «Страна Муравия», «За далью-даль», «Дом у дороги».
(Подведение итогов игры.)
Рефлексия
Педагог-библиотекарь:Наша игра подошла к концу Ребята, спасибо, вам за вашу работу.Вы попробовали себя в библиографическом поиске.Желаю вам больших успехов в работе с любым видом информации.
Список используемой литературы
1.Большая Российская энциклопедия: В 30т.-2006.( Т.2,Т4,Т7)
2.Большая энциклопедия «Махаон».Космос.-М.: «Азбука-Аттикус», 2012.-285с.
3Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки/авт.-сост. М.А.Багаева.-Волгоград:Учитель,2011.-247с.
4.Краткая литературная энциклопедия .- М.:Советская энциклопедия,1971.
5.Мастер-классы для школьных библиотекарей: М.:Глобус;Волгоград:Панорама.2008.-272с.
6Смоленск: краткая энциклопедия. – Смоленск :ТРАСТ-ИМАКОМ,1994.-576с.
7.Смоленская область: энциклопедия.Т.1.Персоналии. Смоленск: СГПУ,2001.-303с.
8.Школьная энциклопедия «Руссика».История России.¬-9-17вв..- М.:,2003.-784с.
9.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.18-19вв.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.- 736с.
Приложения
Презентация «Прогулки по Смоленску».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.