Ханты-Мансийский автономный округ – Югры
Тюменской области
Город Нягань
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Города Нягани
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ИМЕНИ АВГУСТЫ ИВАНОВНЯ ГОРДИЕНКО,
ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ»
Сценарий брейн-ринг
«Наши права»
Выполнила: Рогач О.В.
педагог-организатор
МАОУ г.Нягани «СОШ№6»
им. А.И. Гордиенко
г.Нягань, 2024 год
Сценарий брейн-ринг «Наши права»
Добрый день, ребята и классные руководители!
Сегодня мы проводим правовой ринг среди учащихся 5-х классов о правах ребенка.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII в. до н.э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество проблем, о которых доселе и не подозревало человечество. Жить стало опасней.
Итак, мы начинаем. Прошу поприветствовать уважаемое жюри правового ринга: (представляет жюри)
Прошу поприветствовать, а зрителям поддержать свой класс. Сегодня в брейн-ринге принимают участие 6 команд (5а класс, 5б, 5в, 5г, 5д, и 5е класс) по 5 человек.
Итак, внимание на экран! Вам предстоит пройти 6 заданий.
Вот они:
§ «Права человека»
§ «Имеют право»
§ «Буква закона»
§ «Нам песня учиться и плыть помогает»
§ «Законотворчество»
§ «Права и обязанности»
Ну, а зрители, тоже смогут помочь своим друзьям, выполняя различные задания.
Итак, мы начинаем!
(фонограмма)
Первое задание – «Права человека». Сейчас команды получат путеводный лист, на котором им необходимо отметить в списке различных прав те права, которые на самом деле принадлежат человеку.
(на экране перечень, командам выдается лист с перечнем прав)
Права на:
- личную неприкосновенность и жизнь
- неуважение другой личности
- действия, наносящиеся вред другому человеку
- имя
- образование
- оскорбления
- собственную личную жизнь, на свою тайну
- опоздание на работу
- собственное мнение, свободу мысли
- безопасность
- неуплату налогов
- труд
- браконьерство
- свободу передвижения и выбора местожительства
- неприкосновенность жилища
- на отдых и досуг
- убийство
- пользования научно-техническими достижениями
- свободу собраний
- невежество
- тайну корреспонденции
А вот зрители в это время попробуют разгадать правовой кроссворд. Внимание на экран.
(команды выполняют задание, зрители разгадывают кроссворд)
ведущий читает задания кроссворда и правильный ответ, который появляется на экране)
|
2П |
|
|||||||||
|
1П |
|
Р |
|
|
||||||
О |
|
|
1п |
И |
р |
а |
т |
|
|||
|
Н |
|
Г |
|
|
||||||
Я |
О |
|
3С |
||||||||
2д |
е |
Т |
е |
к |
т |
и |
В |
Ы |
|||
|
О |
|
О |
С |
|||||||
Й |
3р |
э |
к |
е |
т |
||||||
По вертикали:
1. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий. (понятой)
2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (приговор)
3. Выслеживание или розыск преступников – устаревшее название. (сыск)
По горизонтали:
1. Морской разбойник. (пират)
2. В западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела. (детектив)
3. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия. (рэкет)
(фонограмма окончание тура)
Командам сдать путеводный лист жюри.
А сейчас внимание, на экране правильный ответ на первое задание.
(на экране неверные ответы растворяются, остаются верные)
Итак, следующее задание – «Имеют право!»
(на экране название тура, фонограмма)
Условия просты, я задаю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять табличку с соответствующей цифрой: 1,2,3 и держать ее до тех пор, пока не будет зачитан правильный ответ. Задача жюри - определить те команды, у которых ответ будет верным. За каждый правильный ответ команде дается по одному баллу.
Вопрос для всех команд одинаковый: «Какое право человека нарушено?»
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.
1. труд
2. свободу передвижения и выбора местожительства
3. на отдых и досуг
Статья 31 Конвенции о правах ребенка, признающая право ребенка на отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2.Опекун Гарри Потера перехватывает письма, адресованные мальчику. Какое право он нарушает?
1. тайну корреспонденции
2. образование
3. безопасность
Ни один человек не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, тайну корреспонденции.
3. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушено?
1. собственность мнения, свободу мысли
2.труд
3.свободу передвижения и выбора местожительства
Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
4. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
1.Маугли не является ребенком, он звериный детеныш
2.Маугли имеет все права человека, т.к. он является ребенком
3. Если Маугли живет в лесу, то он не имеет человеческих прав
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
(фонограмма; на экране название следующего тура)
3 задание – «Буква закона». Командам необходимо из букв слова «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» составить за 5 минут как можно больше слов.
(раздать командам листочки)
А вот зрителям необходимо из набора слов на экране составить пословицу.
(на экране в разном порядке слова пословицы: «Не торопись казнить, дай слово вымолвить». Команды выполняют задание)
(фонограмма окончание тура)
Команды сдать свои работы жюри. А вот что получилось у болельщиков, сейчас мы заслушиваем (по очереди предлагают классам дать ответ). Внимание, на экране сейчас появиться правильно составленная пословица.
(фонограмм; на экране название тура)
Итак, команды приготовиться – 4 задание – «Нам песня учиться и плыть помогает». Каждая команда, прослушав отрывок известной песни, должна поднять табличку 1,2 или 3 выбрав правильный ответ. Итак, слушаем.
– Песня бременских музыкантов. (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний)
- «Чему учат в школе». (Право на образование)
- «Спят усталые игрушки». (Право на отдых)
- «Чебурашка» (Право на имя)
(фонограмма, на экране название тура)
Мы продолжаем. Нас ждет следующее задание – «Законотворчество». Командам необходимо из предложенных рифм составить стихотворение.
Хулиган – барабан, закон – телефон,
Гражданин – семьянин, суд – кнут.
А вот болельщикам тоже стоит потрудиться. Ответьте на вопрос, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.
– Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Это –
А) мораль б) закон в) право
– Основной закон государства?
А) Конституция б) Библия в) Свод законов
– Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.
а) демонстрация б) преступление в) субботник
– Обстоятельство, оправдывающее обвиняемого?
а) раскаяние б) улика в) алиби
– Назовите основные государственные символы
а) герб б) флаг в) гимн
С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет
(фонограмма окончание тура)
Приглашаем команд зачитать свое стихотворение.
(каждый класс зачитывает стихи)
Молодцы, присаживайтесь. Занимайте свои места.
(фонограмма; на экране название тура)
«Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». И вот последнее задание – «Права и обязанности».
Командам выдается лист с перечнем прав и обязанностей. Вам необходимо распределить в два столбика права и обязанности школьника. Время на выполнение задания 5 минут.
1. бесплатное образование
2. активность в приобретении знаний
3. уважать мнение всех учащихся и учителей
4. удобное рабочее место
5. посещать школу в предназначенное для этого время
6. защита личной собственности
7. посещение школьных мероприятий
8. не пропускать занятия без уважительных причин
9. вести себя корректно на переменах и уроках
10. деловое сотрудничество с учителем
11. соблюдать ПДД, а также технику безопасности
12. беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
Права: 1,2,4,6,7,10
Обязанности: 3,5,8,9,11,12
(Музыка. Команды выполняют задание)
Команды сдают листочки жюри.
Внимание на экран, правильные ответы.
Права: (зачитать с экрана)
Обязанности: (зачитать с экрана)
Друзья! Вы успешно выполнили все 6 заданий. Пока жюри подсчитывает баллы, мы вам предлагаем «Правовую физкультминутку».
Вы должны проголосовать: за положительный ответ – хлопать в ладоши, за отрицательный ответ – топать ногами. Задание понятно? Начали:
- Россия – самое большое по территории государство в мире. (да)
- Пожилые люди должны получать пенсию. (да)
- Глухие дети должны обучаться в специальных школах. (да)
- Большинство богатых людей – нечестные. (нет)
- Девочки могут играть в футбол. (да)
- Девочки способнее мальчиков. (нет)
- Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работе. (нет)
- Мальчики могут играть в куклы. (да)
- Учителя должны быть не старше 35 лет. (нет)
- Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы. (нет)
- Мальчики более храбрые. (нет)
- Руководитель – это удел мужчин. (нет)
- Все цыгане – танцоры и попрошайки. (нет)
- Чукчи умеют ездить только на оленях. (нет)
- Белых на земле большинство.(нет)
- Мусульмане и христиане должны дружить. (да)
Молодцы!
(подведение итогов игры)
До свиданья!
До новых встреч!
Спасибо за игру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.