Сценарий "Физики и лирики"
Оценка 4.7

Сценарий "Физики и лирики"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
русская литература
7 кл—11 кл
09.08.2022
Сценарий "Физики и лирики"
Люди издавна спорят. кто главнее, кто интереснее физики или лирики. И те, и другие обращались к теме звезд. Об этом классный час
физики и лирики адапт.doc

Сценарий классного часа «Физики в гостях у лириков»

Форма проведения: литературное кафе.

Разработала: классный руководитель, преподаватель Иванова Ольга Владимировна

 

с. Александровское 2021 год.


Планируемы результаты:

Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме классного часа. Доброжелательно относятся друг к другу в процессе совместной деятельности; мотивированы на вежливое  обращение иуважение к человеку.

Метапредметные УУД: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУд (умение высказывать свою точку зрения, четко и полно аргументируя свои мысли, работая в группе; осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнера; умение слушать и слышать других), РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД (умение осуществлять саморегуляцию. Осуществлять оценку – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению), ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД (умение анализировать предложенную информации, осуществлять целеполагание)

Триединая  цель:

 

дидактическая - помочь обучающимся в расширении кругозора в области литературы, искусства и астрономии; углублять меж­предметные связи (литература, физика, физ. культура).

развивающая - способствовать развитию у  обучающихся навыков самостоя­тельной работы с художественно-популярной и естественно­научной литературы; формированию коммуникативных компетенций; развитию интеллектуальных и физических способностей.

воспитывающая — способствовать воспитанию духа здорового соперничества и дружелюбной состязательности.


 

 

 

Ход   встречи:

1. Вступительная часть:

Учащийся исполняет песню «Маленький принц»

(муз. М.Таривердиева, слова Н.Д. Добронравова) или звучит фонограмма.

Сопровождается показом слайдов.

Маленький принц.

Слайд 1

1. Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
   Слайд 2
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

2.        Ветреным вечером смолкнут крики птиц,
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
  Слайд 3 – маленький принц
Прямо навстречу мне, прямо на встречу мне,
Выйдет доверчивый Маленький Принц.

3.        Самое главное - сказку не спугнуть, ( слайд 4)
Миру бескрайнему окна распахнуть,
Мчится мой парусник, мчится мой парусник, (слайд 5)
Словно отправился в сказочный путь.

(ПРОИГРЫШ  )

4.       Где же вы, где же вы, счастья острова? (слайд 6)
Где побережья света и добра,

Там, где с надеждами, там, где с надеждами,

 Самые нежные бродят слова.

5.  Где-то оставлены давние друзья. (слайд 7)
Жизнь - это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.


Слово классного руководителя:

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приветствуем вас в нашем литературном кафе.

(Слайд 8)

( Слова  - на фоне песни «Трава у дома» Музыка тихо.)

Апрель не слишком насыщен праздничными датами, и вроде бы не дает поводов для праздничных мероприятий. Но с другой стороны, разве нужен официальный повод для того, чтобы устроить праздник души? Ведь не случайно апрель считается временем шуток, веселья. Кроме того, в апреле отмечается день космонавтики. Вот мы и решили связать воедино тему космоса, астрономии, т.е. физики, с темой юмора, романтики, т.е. лирики. Поэтому мы приглашаем всех в литературное  кафе на встречу «Физики в гостях у лириков». Тема эта не случайна. Ведь у всех нас один общий дом -  планета Земля.  (Слайд 9)Человек издавна стремится изучать Землю как часть Вселенной.

(Музыка громче, играет  второй  раз припев – музыка выключается).

 

Научные методы исследования, физические теории и методы измерений, как мы знаем, позволяют познать окружающий нас мир, исследовать движение Солнца, звезд, планет и выдвинуть обоснованные предположения о строении небесных тел.

Но жизнь была бы скучна и неинтересна, если бы человек изучал ее только посредством точных наук. Люди по природе своей очень чувственны, лиричны, эмоциональны, романтичны. Эти качества нашего характера помогают увидеть и понять многие явления, происходящие в природе.

 Слайд 10. Рисунок звездного неба.

Кто из нас не восторгался сияньем звезд в ночном небе?! Кто не ловил удачу посмотреть на падающую звезду и в этот момент загадать желание?! И кто из мужчин хоть раз не назвал свою любимую «звездочкой ясною»?!

Прекрасной теме звезд мы и посвятим сегодняшнюю встречу в нашем литературном кафе.  Слайд 11.

Сегодня встречаются две команды эрудитов - физики и лирики. Почему именно так? Дело в том, что издавна ведется негласный спор между представителями «земных» профессий, практиков,  и безнадёжных романтиков, живущих  по закону сердца.

В 1959 году поэт Б. Слуцкий написал:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне,

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

Это выражение - «физики и лирики» стало началом большой литературно-общественной дискуссии: чья деятельность имеет большее значение в эпоху прогресса - «физиков» или «лириков»? Со временем все признали, что наука и искусство являются взаимодействующими элементами культуры, которые вместе формируют гармонически развитую личность, что и  реалисты, и романтики только дополняют друг друга, а не противопоставляются по своим взглядам. Но этот спор между физиками и лириками  всё равно периодически возникает.


2. Выступления  учащихся по теме «Солнце, луна, звезды - вечный источник вдохновенья для поэтов, музыкантов, художников».

1.  Учащийся (на экране монитора –Слайды 12, 13  - звездное небо, музыкальный фон -
музыка группы «Spais»):

 

Смотри, как звезды в вышине Светло горят тебе и мне.

Они не думают о нас,

Но светят нам в полночный час.

 

Прекрасен ими небосклон,

В них вечен свет и вечен сон.

И кто их видит - жизни рад,

Чужою жизнию богат.

 

Моя любовь, моя звезда,

Такой, как звезды, будь всегда.

Горя, не думай обо мне,

Но дай побыть мне в звездном сне.

Константин Бальмонт

 

(музыка стихает)

Кл. рук.: Астрономия - одна из древнейших наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба.   (Слайд 14) Наука, религия, искусство — все это  так или иначе  было связано с небом. (Слайд 15) Жрецы и астрономы пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств и народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений за перемещением небесных светил.(Слайд 16) (Тихо включается «Большая медведица»)

2 Учащийся:  В ясную погоду на тёмных участках неба невооруженным взглядом можно увидеть около двух  тысяч звезд.  (Слайд 17)  Звездное небо - великая книга Природы.  (Слайд 18) Перед тем, кто сумеет ее прочесть, раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. Мы даже не можем себе представить, какие небесные тела образуют замысловатые узоры из звёзд, которые мы называем созвездиями. (Слайд 19).

(Песня «Большая медведица» - громче, потом стихает и выключается)

 

Кл. рук.: Солнце (слайд 20),  Луна (слайд 21), звезды  (слайд 22) - вечный источник вдохновения для поэтов.

 

(Тихо включается «Вечная любовь»)


3. Учащаяся ( на фоне песни «Вечная любовь») (Слайды 23 -30)

Океаны ломают сушу,

Ураганы сгибают небо. (слайд 23)

Исчезают земные царства,

А любовь остается жить.

Погибают седые звезды.

Серый мамонт вмерзает в скалы. ( слайд 24)

Острова умирают в море,

А любовь остается жить. (слайд 25)

Топчут войны живую зелень.

Пушки бьют по живому солнцу, (слайд 26)

Днем и ночью горят дороги,

А любовь остается жить. (слайд 27)

Я к тому это все, что если

Ты увидишь, как плачут звезды, (слайд 28)

Пушки бьют по живому солнцу,

Океаны ломают твердь -

Есть на свете сильнее чудо;

Рафаэль написал Мадонну, (слайд 29)

Незапятнанный свет зачатья

На прекрасном ее лице,                                                                      

Значит, день не боится ночи,

Значит, сад не боится ветра.

Горы рушатся. Небо меркнет. (слайд 30)

А любовь остается жить.

Сергей Островой

(Доигрывает до конца «Вечная любовь»)

Кл. рук.: В поэме Велимира  Хлебникова «Гибель Атлантиды» есть слова:

«И вот плывет между созвездий,

 Волнуясь черными ужами,

 Лицо отмщенья и возмездий,

Глава отрублена ножами...»

        - А теперь, уважаемые эрудиты, вопрос. Кто знает ответ, поднимает руку. Вы можете заработать баллы в актив своей команды. (музыка «Конкурс капитанов»)

Вопрос: О каком небесном явлении идёт речь в этих строчках?  (ответ: комета).

Кл. руководитель. Правильно. Конечно, это комета!

4  Учащийся:  (слайд 31)

Косматая звезда,                                                                        

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец Приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как Ревность,-

Волосатая звезда древних!

(М. Цветаева «Комета»).


Кл. рук. Ребята! А что вы знаете о кометах?

5  Учащийся:

 Слово « комета» образовано от греческого «Kometes aster»  (кОметес Астер) - длинноволосая звезда. О кометах знали ещё в древности, однако их природа долго не была ясна. Их считали зловещими, предвещающими войны, эпидемии, стихийные бедствия. В 1910 году  Э. Галлей установил, что кометы, наблюдавшиеся в 1531, 1607, 1682 годах, имеют очень похожие орбиты. Он предположил, что это одна и та же комета и  предсказал её появление в 1758 году. Предсказание блестяще оправдалось, а за кометой закрепилось имя Галлея. Так было положено начало традиции, сохраняющейся до наших дней. Кометы стали называть именами их первооткрывателей.

За всю историю цивилизации наблюдалось около 2000 появлений комет, но лишь примерно для половины из них есть надёжные наблюдения, по которым оказалось возможным вычислить орбиты свыше 600 комет.

Кл. рук. В следующий раз комета Галлея появится в 2061 году. Но поговорим о других небесных светилах.  Например,  Вы знаете, что Млечный Путь - это наблюдаемая на звёздном небе неярко светящаяся полоса неправильной формы ?  (На экране -   слайд 32 Млечный Путь.)

Кл. рук. Эта полоса состоит из огромного числа слабых звёзд, видимых отдельно невооружённым глазом.  (музыка  «Конкурс капитанов»)

 - Кто из вас, уважаемые эрудиты, знает, откуда возникло такое название - Млечный Путь?

(Ответ:  греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувший на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса). Небо удивительно, созвездия прекрасны и таинственны. В древности сложено много легенд о созвездиях.

 

Кл. рук. Я хочу спросить: какие знакомы вам?

(Ответ: да, например, о красавице Кассиопее, её муже Цефее, их дочери Андромеде).

 Уч-ся рассказывает легенду.

Кл. рук. Поэты часто посвящают свои стихи Солнцу, звёздам. (слайд 33).  Наиболее часто они обращаются к звездопаду.  (слайд 34) С «падением звёзд» связано много легенд. И, конечно, такое удивительное прекрасное зрелище приковывает сердца поэтов, художников и композиторов. (слайд 35)  Наверное, вы помните, как об этом сказано у Марины Цветаевой:  (слайд 36)

Август - астры,

Август - звёзды,

Август — грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Август! - Месяц

Ливней звёздных!

Кл. рук. То, что поэты называют падающими звёздами - на самом деле метеориты.

 (слайд 37)

Но «звёздный дождь» звучит намного интереснее, не правда  ли?


 Кл. рук. И чтобы узнать, на кого из людей - физиков или лириков - чаще падает звёздный дождь, мы проведём небольшое соревнование.  ( музыка- фанфары)

3. КОНКУРСЫ (победитель получает звезду в актив своей команды).

1.  « Гонки со спутником ». – играет туш, слайд 38

Команды выстраиваются в две колонны. На расстоянии 3-4 м от команд - «звезды ». Первый номер каждой команды получает ложку и надувной шар.

        Первые номера, слегка подбросив шар, бегут к своей «звезде» и на ходу ложкой гонят шар в воздухе (не трогая его руками). Подбежав к «звезде», игрок так же бежит обратно. На старте всё передаёт второму номеру, и так далее.

2.Стрелы Вселенной.играет туш, слайд 39

На фанерном щите изображено «звёздное небо», на нём "звезды" разной величины, около каждой - номер. С расстояния 4-5 м игроки будут стараться попасть стрелой в одну из звёзд. Кто наберёт больше очков?

3. Сто витков. -  играет туш, слайд 40

  В руках игроков (по  одному из команды) - теннисные шарики. К стене примерно на высоте 1,5 м прикреплены нити (2 штуки). Каждый берёт свободный конец нити и начинает ею обматывать шар. Выигрывает тот, кто первым сделает сто витков.

 

4. Викторина. (слайд 41 , играет туш).  Тому, кто ответил – звезда. Вопросы:

-       Кто из учёных нашей страны явился основоположником космонавтики?
(К.Э. Циолковский).  – слайд 42

-       Назовите выдающегося конструктора ракетно - космических систем, с
именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении
космоса. (Академик С.П. Королев) – слайд 43

-       Какая дата стала началом космической эры человечества? (12 апреля 1961
г. В этот день Ю.А. Гагарин на корабле- спутнике «Восток» совершил
первый космический рейс.) слайд 44 и слайд 45

                                                               

-       Если с Земли на Луну отправить контейнер весом 120 килограммов, то, сколько
людей нужно для переноски этого груза на Луне? (не более двух, т.к. Сила
тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.)

-       Можно ли на Луне пользоваться компасом? ( Нельзя, т.к. у Луны
отсутствует магнитное поле.)

-       Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (
Венера) – слайд 46

-       Можно ли отличить планету от звезды невооружённым глазом? ( Звезды
мерцают, а планеты светят ровным светом.) – слайд 47

-       Где можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на
север? ( На южном полюсе).

-       Как по внешнему виду отличить серп растущей Луны от убывающей?
(Если Луна видна в виде буквы «С», то это старая, убывающая Луна) слайд 48

 


 

Кл. рук. Ну, что же, мы поговорили о небесных светилах, размялись, провели небольшую викторину.  И мне кажется, все убедились, что лирики и физики – не противники, а партнёры. Но есть ещё одно значение слова «звезда», которое появилось не  ранее, чем полвека тому назад. Вы, конечно, догадались, что речь идет об известных людях, которых мы называем «звёздами». Пришло время вспомнить и о них. (слайд 49)

Конкурс «Напряги мозги».  (Слайд 50) 1 правильный  ответ  - звезда. Музыка-  фанфары.

 - Ребята, я напечатала этикетки к компакт-дискам с указанием имени исполнителя. Но знаете, если печатать на компьютере очень быстро, то иногда буквы перепутываются. Так и у меня произошло.  Ваша задача – расставить буквы правильно, то есть назвать исполнителя. Кто готов попробовать?

Конкурс «Начало есть – финал будет». (слайд 51) музыка-  фанфары

 - Я буду называть начало имени исполнителя или название группы или песни, альбома. Ваша задача – продолжить фразу. Правильный ответ – звезда. Причем  вы  можете петь продолжение песни хором.


Алла (Пугачева).

Ляпис (Трубецкой).

Снова стою (одна).

Дима (Билан).

Дискотека (Авария).

Звезда по имени (Солнце).

Мама, когда  я рядом с ним

( я забываю, где я, кто я).

Кристина (Орбакайте).

Юлия (Савичева).

Стас (Пьеха).

Филипп (Киркоров).

Большие города (пустые поезда).

На большом воздушном шаре

(мандаринового цвета).

Борис (Моисеев).

Миллион, миллион (алых роз).

Синий (туман).

Изгиб гитары (желтой).

Русский парень (в огне не горит).

Не надо забывать (солдата).

Светит незнакомая (звезда).

Маленькая (страна).

Куда уходит (детство).


От улыбки (солнечной одной).

Конкурс «Полный отпад». слайд 52

 - Вам представляются шаржи на известных людей. Ваша задача – их угадать. Правильно угадали – звезда.

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Конкурс «Необычное пение» - слайд 57

 Кл. рук. Скажите, есть ли из вас те, кто не  умеет петь? А кто умеет петь? На надо два исполнителя.  Вы умеете? А можете спеть сейчас одну очень известную песню прямо без музыки? Хорошо. Давайте вы споёте песню «Маленькая страна».  Согласны? Тогда выходите сюда.

Но есть одно маленькое условие. Как правильно петь, знают все. Но иногда это неинтересно. Поэтому сейчас вы должны спеть эту песню, но при этом держать во рту три зубочистки. А жюри и зрители оценивают, кто исполнил песню лучше и кому мы отдаём звезду.

Подведение итогов конкурса.

Жюри объявляет результаты.

Кл. рук. Ну, что же. Спасибо за вашу работу, за подготовку и участие в конкурсах.  Итоги подведены.  (слайд 58)Но независимо от результатов сегодняшнего состязания мне кажется, что «физики» и «лирики» - это не соперники. Обществу нужны и те, и другие. И звёзды дарят свой свет нам всем. (слайды 59, 60) Звучит мелодия «Трава у дома



Сценарий классного часа «Физики в гостях у лириков»

Сценарий классного часа «Физики в гостях у лириков»

Планируемы результаты: Личностные

Планируемы результаты: Личностные

Ход встречи: 1. Вступительная часть:

Ход встречи: 1. Вступительная часть:

Слово классного руководителя:

Слово классного руководителя:

Выступления учащихся по теме «Солнце, луна, звезды - вечный источник вдохновенья для поэтов, музыкантов, художников»

Выступления учащихся по теме «Солнце, луна, звезды - вечный источник вдохновенья для поэтов, музыкантов, художников»

Учащаяся ( на фоне песни «Вечная любовь») (Слайды 23 -30)

Учащаяся ( на фоне песни «Вечная любовь») (Слайды 23 -30)

Кл. рук . Ребята! А что вы знаете о кометах? 5

Кл. рук . Ребята! А что вы знаете о кометах? 5

Кл. рук . И чтобы узнать, на кого из людей - физиков или лириков - чаще падает звёздный дождь, мы проведём небольшое соревнование

Кл. рук . И чтобы узнать, на кого из людей - физиков или лириков - чаще падает звёздный дождь, мы проведём небольшое соревнование

Кл. рук. Ну, что же, мы поговорили о небесных светилах, размялись, провели небольшую викторину

Кл. рук. Ну, что же, мы поговорили о небесных светилах, размялись, провели небольшую викторину
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2022