Сценарий концерта " Родные напевы"
Оценка 4.6

Сценарий концерта " Родные напевы"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
музыка
7 кл—11 кл
25.11.2023
Сценарий  концерта " Родные напевы"
Концерт "родные напевы " построен на музыкальном материале композиторов Республики Башкортостан
родные напевы.docx

“Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”

Задача: “Приобщить учащихся к богатому национальному материалу и пополнить музыкальный репертуар разнообразными по жанру и тематике фортепианными пьесами”

Возросшее внимание каждой народности к своим истокам, корням становится приметой нашего времени. Любому человеку необходимо знание о том, как жили его предки, какова история земли, на которой он родился. Для творческой личности это особенно важно. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. “Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение … только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать мелодией других” - сказал башкирский поэт Мустай Карим.

Башкортостан – многонациональная республика. По данным переписи, в пределах Башкирии представлено одиннадцать национальностей: башкиры, татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши, немцы, латыши и другие. Независимо от национальности, любому полезно знать традиции, культуру родного края. Чтобы лучше узнать и глубже проникнуться в национальный мир музыки, я хотела остановиться на наиболее популярных музыкальных инструментах Башкирии – курай, кубыз и думбыра. Курай – вечный спутник башкирского народа, символизирующий его духовную красоту. Теплота, сочность, матовость, нежность тембра завораживают слушателей. Песня кураиста – не только искусство: его песня – его страдания, боль и быль.[3]

Первые упоминания о курае, кубызе, думбыре, кул-кумызе, сорнае уводят нас в глубину веков. В конце прошлого столетия получили распространение и европейские инструменты: скрипка, мандолина, гармоника. Чуть позже, 30-е, 40-е годы сначала в городе затем и на селе известность получает баян.

Особенности становления башкирской фортепианной музыки.

Композиторы республики внесли огромный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Значительные сочинения уже созданы и продолжают создаваться в наши дни. В последние десятилетия все большее музыкальной и музыкально-педагогической общественности России привлекает музыка композиторов Башкирии. Звучит она со сцены Башкирского оперного театра, концертной эстрады, а также в музыкальных заведениях. Яркое выражение любви к родному краю, его природе и людям – одна из главных отличительных черт творчества всех башкирских композиторов. Ими созданы значительные образцы национальной и балетной классики, монументальные симфонические и хоровые полотна, инструментальные и вокальные произведения. Профессиональная музыка формировалась в недрах фольклора. Из репертуара фортепианных сочинений написанных композиторами республики видно, что основу композиторского творчества составляет широкая сфера фольклора. В истоках культуры башкир лежит творчество древних сэсэнов – сказителей и импровизаторов народной музыки. Народная музыкальная культура башкир создала замечательные образцы мелодического стиля “Озон-кюй” (протяжный напев), характеризующегося широкой напевностью, импровизационностью, ритмическим богатством. Мелодии этого типа практически не укладываются в определенные ритмические рамки, и это существенно отличает их от музыки европейских народов. Широкие просторы земли башкир с редкими на ней кишлаками и аулами, равно как и размеренный, неторопливый ритм жизни в них, во многом определяли протяжный характер одноголосной башкирской народной мелодии. Другой жанр народной музыки – “кыска-кюй” (короткий напев). Он имеет четкое квадратное строение фразы, определенный размер (чаще двудольный), обычно сохраняющийся на протяжении всего напева. Мелодии “кыска-кюй” характеризуют песни веселые, шуточные, сатирические.[1]

В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки (40- 50-е годы), рождались произведения различных жанров, преимущественно малых форм. В них композиторы учились, искали, развивали и утверждали свои способы самовыражения, вырабатывали свой стиль и авторский почерк. Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен. Эмоциональное состояние, воплощение, как правило, ведут к народному творчеству: к песням и танцам.

Жанр “скерцо” является первым из инструментальных жанров европейской профессиональной музыки, вошедшим в башкирское фортепианное творчество: “Скерцо” Г. Муртазина, “Скерцо” Х. Заимова, “Скерцо” З. Исмагилова, “Вальс-скерцо” Р. Сальманова и другие. Большинство ранних произведений имеют сюжетный характер, названия отражают содержание произведения: “Саночки”, “Часики” Х. Заимова, “Лунная ночь” З. Исмагилова, “Озорник” Н. Сабитова. Пьесам присуще картинность, образность, характерные и для народной музыки.

Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапазона, претерпевали мелодическое и ритмическое варьирование. Для исполнителей было важным – это овладение своеобразным туше, необходимым для передачи характерного звучания народного инструмента курая, импровизационностью, идущей от фольклорных основ, точной выверенностью ритма и многим другим. Вместе с композиторами исполнители шли путем поисков национально-характерного фортепианного стиля.

В исполнительской педагогической практике в этот период появляется ряд интересных сочинений крупных и малых форм различной степени трудности. Среди них такие пьесы как: “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Ноктюрн”, “Скерцо” З. Исмагилова, “Раздумье, “Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и Четыре прелюдии Н. Сабитова и другие. Таким образом, педагогический репертуар пианистов пополнился колоритными оригинальными пьесами с ярко выраженными национальными характеристиками.

Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960- 70-е годы. Постепенно по мере накопления композиторского мастерства происходит эволюция фольклорных связей, и каждая форма претерпевает изменения, обогащается новым содержанием, новыми музыкальными средствами. В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова. Композитор много работал над изучением музыкального наследия башкирского народа. Использовал народные песни в своих произведениях крупного плана: концертах для скрипки, симфонической поэме, в балетах. Народная песня звучит новыми красками, становится как бы словами композитора, который начинает говорить языком народа. О фортепианном творчестве Н. Сабитова можно сказать как особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль и сочетавшим национальные традиции с европейской профессиональной композиторской школы. Н. Сабитов одним из первых обратился к таким жанрам, как прелюдия, баллада, сонатина и концерт. Им также написаны “Детский альбом”, наигрыши, циклы прелюдий, много ярких и характерных пьес для репертуара Детских музыкальных школ. Особое место в его творчестве занимает жанр фортепианной прелюдии. Обращение композитора к прелюдии совпало со всеобщим интересом к этому жанру в советской музыке, когда циклы прелюдий создают Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Караев. Интерес не случаен, так как прелюдия, в истоках своих связанная с прелюдированием и импровизационностью, могла осуществить единение восточной и европейской культур, сочетая форму и стилистику. В целом фортепианное творчество Н. Сабитова определила дальнейшее развитие жанра миниатюры.

В эти же годы башкирская фортепианная музыка пополняется циклом Х. Заимова “Прелюдии для фортепиано”. В отличие от пьес Н. Сабитова, этот цикл состоит из 24 прелюдий, расположенных в квинтовой последовательности тональностей. Музыка прелюдий проникнута национальным башкирским колоритом. Темы многих пьес не выходят за рамки пентатоники.

В 60-е годы лирические элементы приобретают характер размышления о драматическом прошлом, о жизни, о судьбе народа, к примеру, пьесы З. Исмагилова “Легенда”, “Торжественная пьеса”, “Поэма”, “ Танец”.

В 1970-е- 1990-е годы происходит становление фортепианной музыки Башкирии. Более глубже осваиваются народные и классические традиции. Концертной пьесой являются “Прелюдия и Токката” З.Исмагилова, где образное содержание “Прелюдии” является продолжением философских раздумий предыдущих пьес, более углубленным по характеру. “Токката” как жанр получает развитие и представляет собой виртуозную пьесу, построенную на национальном образном и тематическом материале. Прослеживаются аналогии с Токкатами Прокофьева и Хачатуряна.[4]

Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ.

Использование народной музыки наряду с академической расширяет репертуар учащихся. Фортепиано нет в тембрах инструментального фольклора башкир, тем не менее, на этом инструменте возможно отражение основных мелодических и фактурных оборотов народной музыки. Музыкальные богатства народной песни, простота и доходчивость, ясность и выразительность мелодии являются основной, на которой можно строить работу с детьми. Я стараюсь приблизить ученика к тому, чтобы он мог ощущать себя в каком-то смысле создателем произведения в момент его передачи. Художественное исполнение отражает не только личность автора, но и личность исполнителя его чувства, его воображение.

Сабитов Нариман Гилязевич

Родился 11 января 1925 года в г. Казани. “Я рос в семье, где любили музыку. Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в молодости был актером Татарского академического театра. Отец – человек большой души, безгранично любивший музыку” - писал он. В 1946г. окончил Башкирское отделение Московской консерватории по классу композиции В.А. Белого и по классу дирижирования И.Д. Дружинина, а однокурсниками Н. Сабитова были А. Пахмутова, А. Эшпай, З. Исмагилов, Вели Ахмедов и другие. В 1953г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова, в 1953-67 гг. работал главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.

Н. Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум, свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей – особая страница многогранного творчества Сабитова. “Детей любить может каждый, для этого большого искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек. Но трудиться ради детей, создавать для них произведения – это куда более серьезная задача” - писал он. Именем композитора названа детская музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест. [2]

Фортепианные сочинения:

  • 12 прелюдий
  • Детский альбом
  • Сонатина соч. 5
  • 5 прелюдий соч. 42
  • 4 прелюдии
  • 3 баллады
  • Озорник
  • Козленок
  • Темы с вариациями соч.2, соч.7.
  • Семь вариаций
  • Баллада
  • Веселый дятел
  • Капризуля
  • Петушок
  • Петушки
  • Мне купили гармонь
  • Цикл “Семь наигрышей”
  • Праздничное утро
  • Сюита из балета “Буратино”
  • “Горный орел” (транскрипция для двух фортепиано)
  • 4 полифонические миниатюры на башкирские темы
  • Два мушкетера
  • Буду командиром
  • Сюита для фортепиано в 4 руки:
  • Песня
  • Хорошее настроение
  • Фуга

Прелюдия №1 соль мажор из цикла “4 прелюдии”.

Для учащихся 4-5 классов.

Пьеса по характеру веселая, игривая, скерциозная.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img1.gif

Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера. Может быть самостоятельным произведением или частью цикла. В этой прелюдии есть элементы юмора и шутки, поэтому они носят танцевально-скерциозный характер. Все это связано с жанром “кыска-кюй” - быстрая песня, которой тоже характерно задорность, скерциозность. Тема состоит из 3 фраз – двух коротких (по одному такту каждая) и третей, суммирующей, состоящей из двух тактов. В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые. Большинство народные танцевальные темы заканчиваются троекратным повторением устоя (аналогично с движением танцующего) и Сабитов сохраняет структуру танцевальных тем.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img2.gif

В средней части точно воспроизводит ритмическую формулу народных плясовых мелодий.

Прелюдия №2 ля минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 4-5 классов.

Образное содержание пьесы – лирическая зарисовка башкирского края.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img3.gif

Паузы, октавный ход, легкие акценты, украшения придают пьесе восторженное настроение. Во второй части октавное удвоение импровизационной мелодии напоминает соло курая – национального башкирского инструмента. Башкирская народная музыка по природе своей монодийна, одноголосна, что подчеркивается в данном эпизоде практическим отсутствием аккомпанемента.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img4.gif

Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края. Синхронное пение рук в унисон, свободное владение весом руки от плеча на легато, помогает создать цельное озвучивание струн рояля. В среднем разделе педаль не выписана, но лучше применять запаздывающую педаль. В репризе второе предложение изменено, построено на интонациях первого такта темы. Картина к концу просветляется, фактура становится прозрачной.

Прелюдия №4 ми минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 6-7 классов.

Моторная и энергичная по характеру. Основная тема построена из двух фраз с повторениями в восходящем движении. Контрастное сопоставление форте и пиано делают прелюдию игровой и интересной.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img5.gif

Средняя часть сопоставление мажора и минора, в соль ма жоре использование народной песни “Зарифа”, основа мажорная пентатоника, но композитор тему песни более разукрасил, обогатил украшениями.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img6.gif

Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно. Так звучит последняя небольшая часть произведения. Триоли создают расширение, масштабность и кульминация усиливает звучность. Конец звучит утвердительно, последний аккорд повторяется два раза.

Исмагилов Загир Гарипович

Родился 8 января 1917 года в селе Верхнее-Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954г. окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по классу композиции В.Г. Фере. С 1954 г. – председатель правления Союза композиторов БАССР. С 1968-1988 гг. – ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и республиканской премии им. Салавата Юлаева.

Разнообразные и колоритные пьесы “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Скерцо”, “Ноктюрн”, “Торжественная пьеса”, “Легенда”, “Поэма”, и “Танец” прочно вошли в исполнительскую и педагогическую практику.[2]

Фортепианные сочинения:

  • Прелюдия и Токката
  • Танец
  • Кукушка
  • Соната
  • Ноктюрн
  • Поэма
  • Скерцо
  • Легенда
  • Лунная ночь
  • Торжественная пьеса
  • Речитатив и ария Шауры из оперы “Шаура” (переложение для двух фортепиано)
  • Фрагменты из оперы “Волны Агидели” (транскрипция для двух фортепиано)

Ноктюрн

Пьеса предназначена для 7 класса.

Поэтична, навеяна образами природы, удивительным покоем и тишиной. В этом произведении композитор сумел переплести черты профессиональной музыки и народно-песенного фольклора озон-кюй (сплетение вокального и инструментального жанров).

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img7.gif

Правая рука – это мелодия курая с разнообразными орнаментами как бы парит в ночной тиши (в высоком регистре, так как все народные песни исполняются женскими сопрано, а мужчины – тенора). Тема Ноктюрна характерна для народной песни “Таштугай”.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img8.gif

С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой.

Тема левой руки – это волнообразные фигурации, создают нежный и трепетный фон. Ноктюрн написан в простой трехчастной форме, есть вступление и заключение. Построен из двух тем (фантастический ночной мир и возвращение в средней части в реальный мир). Сложность исполнения заключается в том, что нужно показать три пласта: бас, заполнение и мелодию. Бас – очень важно зацепить глубоко от плеча, но в то же время мягко, заполнение – без веса, ровным по звучанию звуком. Все три голоса исполняются по-разному, и слышать их нужно, гармонически выстраивая, внутренним слухом.[5]

Касимов Рафаиль Габдулхаевич

Родился 2 июля 1947 года в городе Слупске (Польша). Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано (педагоги В.С. Кашкаров и Г.А. Полторацкая-Глушенкова). В 1963-1973 гг. учился в Уфимском государственном институте искусств. Закончил его по двум специальностям: как композитор и как пианист по классу профессора З.Г. Исмагилова. С 1972 по 1979 гг. работал художественным руководителем Башгосфиларамонии. С 1979 г. – преподаватель ДМШ №1 им. Н.Сабитова.

Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества Р. Касимова.

Фортепианные сочинения:

  • 5 пьес для фортепиано в 4 руки
  • Концерт и два концертино для фортепиано с оркестром
  • Юмореска “Форшлаги”
  • 6 сюит для фортепиано
  • Сонаты №1, №2
  • Прелюдия и фуга
  • 4 детские сюиты
  • Три вариации
  • На озере
  • Прощание с летом
  • Июньский ветерок
  • 3 картинки для фортепиано
  • Концертино “Юношеское” для двух фортепиано
  • Концертино №2 для двух фортепиано
  • Потешка
  • Мелодический этюд
  • Игры кукол
  • Настроение
  • Прелюдия и фуга
  • Пьесы
  • Мелодичный этюд для фортепиано в 4 руки
  • Симфоническая картина для фортепиано
  • 8 фортепианных пьес: Кошечка, Песня старого медведя, Считалочка, Колыбельная, Ария, Птичий хоровод, Этюд, Песня пастуха.

Июньский ветерок

Пьеса предназначена для 4 класса.

Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых. Сопровождение интересно, что его нельзя играть с одинаковым прикосновением, так как с педалью звучит грязно. А вот если поглубже опираться на первую шестнадцатую и сделать затихание к верхнему звуку (к 1 пальцу), то на педали мелодия с таким аккомпанементом звучит великолепно, воздушно.

https://urok.1sept.ru/articles/566516/img9.gif

Нужно обратить внимание детей на название пьесы: “Месяц июнь, какой он, что растет, расцветает, какое солнце и т.д.”. Далее о замысле композитора, что он говорит о ветерке, ветерочке, но не о ветре. Июньский ветерок играет со цветами, с лепесточками, перелетая с одной полянки на другую. Это теплый и ласкающий июньский ветерок. Такой тщательный анализ помогает детям глубже понять и почувствовать настроение данной пьесы.

Я считаю, что мой материал станет ценным и полезным для многих преподавателей музыкальных школ, поможет ввести начинающего пианиста в мир башкирской музыкальной культуры.

Библиография

1.  Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976г.

2.  Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана. Уфа, 2002г.

3.  С.А. Галин. Культура Башкортостана. Уфа, 2005г.

4.  А. Бикчентаев. Нариман Сабитов. Уфа, 1973г.

5.  Н.Ф. Гарипова. Башкирская фортепианная музыка. Уфа, 1977г.

6.  Р. Касимов. Пьесы для фортепиано. Уфа, 2003г.

 

 

Современная инструментальная музыка композиторов Башкортостана

·         Абубакирова Минсулу Мингалеевна

Разделы: Музыка


Цель: приобщение учащихся к достижениям национальной музыкальной культуры.

Задачи:

1. Познакомить с камерно-инструментальной и симфонической музыкой композиторов Башкортостана.

2. Развить чувство достоинства и национальной гордости.

3. Воспитывать интерес к национальной музыкальной культуре.

Демонстрационный материал: фортепиано, портреты башкирских композиторов Р. Сальманова, З. Исмагилова, Х. Ахметова, Р. Муртазина, Р. Газизова. Музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор. Видеофильм “Природа Башкортостана”, видеофильм о творчестве башкирских композиторов (диск “Музыка” и “Культура Башкортостана”). Фонохрестоматия по предметам “Музыка” и “Культура Башкортостана”, таблица “Инструментальные жанры”.

ХОД УРОКА

I. Введение.

1. Организационное начало.

Вход в класс под башкирскую “плясовую” мелодию.

2. Беседа с учащимися о пройденном материале.

- На прошлом уроке мы говорили о том, что композиторская музыка вырастает из народной музыки. Сегодня мы познакомимся с профессиональной музыкальной культурой на примере камерно-инструментальной и симфонической музыки композиторов Башкортостана.

Прежде чем приступить к знакомству с композиторской музыкой, вспомним, с какими основными стилями народного песенного творчества башкир мы познакомились на предыдущих занятиях (Узун-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй)

3. Слушание-песня “ Гульназира”.

- К какому стилю мы отнесём эту песню? (Узун-кюй)

- А что характерно для этого стиля? (Одноголосное исполнение, протяжная, напевная мелодия, медленный темп)

- Кто заметил, какой инструмент сопровождал песню? (Курай)

- Конечно, это самый древний и любимый инструмент башкирского народа.

Голос курая для башкир это голос души.

- Кто мне скажет, что характерно для всей народной башкирской музыки? (Одноголосие, свободное развёртывание мелодии, лад пентатоника, орнаментальные украшения, импровизационная основа)

II. Основная часть.

1. Вступительнлое слово учителя об инструментальном жанре.

- Всю музыку условно можно разделить на три большие группы: вокальную, вокально-инструментальную и инструментальную. На этом занятии мы обратимся к инструментальным произведениям, которые исполняются только на музыкальных инструментах: соло (играет один музыкант), ансамбли (дуэт, трио, квартет, квинтет и другие) и оркестрами симфоническими, камерными, духовыми).

- Посмотрите на таблицу “Инструментальные жанры”. Как видно из таблицы, жанры делятся на две группы по способу исполнения: камерно – инструментальные и симфонические, причём первые исполняются одним или несколькими инструментами, а вторые – симфоническим оркестром. Эта таблица будет своеобразной “палочкой – выручалочкой” на сегодняшнем уроке.

- Большинство инструментальных произведений - камерные и предназначены для небольших залов. Главная особенность инструментальной музыки заключается в особой эмоциональной выразительности и доверительности, которая вызывает в душе каждого ощущение, что автор обращается непосредственно к нему. В инструментальной музыке может отражаться вся жизнь человеческая, – в той степени как она затрагивает душу чувством печали, скорби и радости, с многочисленными оттенками этих настроений.

- Композиторская музыка Башкирии существует сравнительно недавно. Всего, каких – то 60 лет назад появилась первая плеяда талантливых, образованных композиторов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметов, З. Исмагилов, Р. Муртазин, Н. Сабитов, Х. Заимов. Трудны были годы учёбы, ведь некоторые при поступлении не знали даже нотной грамоты. После окончания консерватории многие вернулись в Башкирию. Все они в своём творчестве опирались на народную башкирскую музыку. Первыми инструментальными произведениями, к которым обращались многие композиторы, были обработки народных песен, мелодий.

2. Вступительное слово учителя о З.Г. Исмагилове.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с обработкой выдающегося башкирского композитора Загира Гариповича Исмагилова (показать портрет композитора).

- Название песни, которое легло в основу этого произведения, попробуйте угадать сами. Я вам подскажу: ключом к отгадке будут очень интересные интонации в середине произведения.

3. Слушание-обработка песни “Кукушка”.

- Как бы назвали эту песню? (“Кукушка”)

- Из нотных узоров “лесной картинки” З. Исмагилова нас радостно встретила знакомая кукушка. Это шуточная пьеса – улыбка мастера, подаренная своим слушателям.

Не случайно в своём произведении композитор обратился к башкирской народной песне, ведь лес, природа края были очень близки композитору. Он родился и вырос в лесах Белорецкого района, в семье лесоруба. Всю свою жизнь З.Исмагилов посвятил развитию музыкального творчества и образования в Башкортостане. Имя Загира Исмагилова носит Уфимская Государственная Академия искусств. В 2007 году был проведён первый Международный конкурс музыкантов – исполнителей имени З. Исмагилова.

- Судьбы многих первых композиторов очень похожи. Многие из них родились в глухих деревушках различных районов Башкирии. Первым знакомством с музыкой были народные песни, плясовые наигрыши. В 7, 9, 10 лет они научились прекрасно играть на курае, и были постоянными участниками деревенских праздников.

В творчестве башкирских композиторов почетное место занимает музыка для детей. Нет в республике композитора, который не написал бы песни или музыкальной пьесы для ребят.

4. Вступительное слово учителя о Р.Сальманове.

- Весомый вклад в детскую музыку Башкирии внес своим творчеством Рафик Сальманов. Детям предназначены вокальные сборники - "Поют юные друзья" ("Йэш дустар йырлай", Эфэ, 1985), "Подарю стране цветы" (М., 1986). Его инструментальные пьесы для фортепиано и баяна вошли в репертуар музыкальных, школ, училищ и музыкантов-исполнителей.

Р. Сальманов лишь в 30 лет решил стать образованным музыкантом.

- А сейчас послушаем инструментальные произведение Р.Сальманова в исполнении наших учащихся, которые занимаются в музыкальной школе. Постарайтесь определить, к какому музыкальному жанру мы отнесём эти произведения? (Инструментальные пьесы).

5. Исполнение на фортепиано инструментальных пьес Р. Сальманова.

6. Вступительное слово учителя о Х.Ф. Ахметове.

- В своём творчестве башкирские композиторы прославляли и прославляют красоту родного края. К природе Башкирии постоянно обращался в своём творчестве один из первых композиторов – Хусаин Файзуллович Ахметов.

Хусаин Файзуллович Ахметов - крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки, выработке национального музыкального стиля. Среди произведений, написанных композитором, - оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильму. Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен.

7. Фрагмент фильма о творчестве Х. Ахметова.

- Сегодня мы послушаем фрагмент из произведения Х.Ф. Ахметова “Утро Урала”

- Определите, к какому жанру мы отнесём это произведение? Но сейчас мы будем не только внимательными слушателями, но и художниками одновременно. Закройте, пожалуйста, глаза и слушая прекрасную музыку Х. Ахметова, представьте, какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению.

8. Слушание-фрагмент “Утро Урала” Х. Ахметова в исполнении ансамбля скрипачей на фоне фильма “Природа Башкортостана”.

- Какие инструменты только что звучали? (Скрипки)

- Какой рисунок вы мысленно нарисовали? (Ответы детей)

- Действительно, как красиво в звуках изобразил Х.Ф. Ахметов красоту нашего края.

9. Вступительное слово учителя о Р.А. Муртазине.

- Произведение, фрагмент которого мы сейчас с вами прослушаем, было, первым в этом жанре, не только в творчестве выдающегося композитора Рауфа Ахметовича Муртазина, но и во все инструментальной музыке Башкирии. Р. Муртазин явился первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии.

Автор семи симфоний, Р. Муртазин создает в 1952 году свой первый орus - “Праздничную симфониетту”, позднее переименованную в Первую симфонию. В ней он обобщил накопившийся в национальной музыке опыт жанрово-этнографического симфонизма на цитатном материале. Данное направление стало господствующим в башкирской симфонической музыке ближайших двух десятилетий. Постарайтесь определить жанр этого произведения и вслушайтесь в музыку.

- О чём нам хотел рассказать Р.А. Муртазин?

10. Слушание-фрагмент I-й части “Праздничной Симфониетты”.

- Какие инструменты прозвучали? (Инструменты симфонического оркестра).

- Что же вы услышали в этой симфонии? (Песни, праздник, танцы)

- Молодцы! В ней композитор раскрыл любовь башкирского народа к национальным праздникам.

- Какие вы знаете башкирские праздники? Кто был хоть на одном из них?

Что вы там видели? (Песни, танцы, состязания)

11. Вступительное слово учителя о Р. Газизове.

- Раньше не один праздник башкирского народа не проходил без состязания джигитов – наездников. Ведь с трёхлетнего возраста джигита сажали в седло, и он как бы вырастал верхом на коне.

Завершит наш обзор инструментальной музыки башкирских композиторов пьеса “Верхом” одного из молодых музыкантов Роберта Газизова. Тесная дружба связывает Р. Газизова с эстрадным инструментальным ансамблем “Дустар”. Этот ансамбль известен не только в Башкирии, но и за её пределами. На своих концертах они исполняют произведения башкирских композиторов.

12. Слушание-пьеса Р. Газизова “Верхом”.

III. Заключение.

1. Итог.

- Давайте вспомним, к каким жанрам обращались башкирские композиторы в своём творчестве?

- Какие произведения мы прослушали сегодня на уроке?

- О чём нам рассказали композиторы в своих произведениях? (О природе родного края, жизни народа, их быте и праздниках).

- Музыка башкирских композиторов прозвучала очень правдиво!

- Испокон веков у всех народов существовала традиция передавать ремесло от родителей к детям - из рук в руки. Ярким примером тому является династия Бахов, где все занимались музыкой, а четверо сыновей великого Иоганна Себастьяна пошли по его пути композитора, своим новаторским искусством в какой-то период, затмив даже славу отца. Профессиональный интерес к музыке можно проследить и в семействе Моцартов, Штраусов.

Эта традиция существует и в наш век: дело отцов-композиторов продолжают наследники из рода Сабитовых, Исмагиловых, Сальмановых. Коллектив из 43-х композиторов творческого объединения пополняется новыми талантами. Молодежь республики сегодня не ограничивается местными “университетами”, а стремится познать музыкальную культуру России, черпая при этом вдохновение в своих национальных родниках.

2. Исполнение ранее выученной песни.

3. Выставление оценок.


 

Скачано с www.znanio.ru

Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”

Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”

Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен

Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен

Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и

Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и

В целом фортепианное творчество

В целом фортепианное творчество

Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ

Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ

Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно)

Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно)

Петушок Петушки Мне купили гармонь

Петушок Петушки Мне купили гармонь

В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые

В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые

Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края

Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края

Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно

Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно

Поэма Скерцо Легенда Лунная ночь

Поэма Скерцо Легенда Лунная ночь

С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой

С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой

Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества

Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества

Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых

Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых

С.А. Галин. Культура Башкортостана

С.А. Галин. Культура Башкортостана

Культура Башкортостана”). Фонохрестоматия по предметам “Музыка” и “Культура

Культура Башкортостана”). Фонохрестоматия по предметам “Музыка” и “Культура

Кто мне скажет, что характерно для всей народной башкирской музыки? (Одноголосие, свободное развёртывание мелодии, лад пентатоника, орнаментальные украшения, импровизационная основа)

Кто мне скажет, что характерно для всей народной башкирской музыки? (Одноголосие, свободное развёртывание мелодии, лад пентатоника, орнаментальные украшения, импровизационная основа)

Композиторская музыка Башкирии существует сравнительно недавно

Композиторская музыка Башкирии существует сравнительно недавно

Не случайно в своём произведении композитор обратился к башкирской народной песне, ведь лес, природа края были очень близки композитору

Не случайно в своём произведении композитор обратился к башкирской народной песне, ведь лес, природа края были очень близки композитору

А сейчас послушаем инструментальные произведение

А сейчас послушаем инструментальные произведение

Х. Ахметова, представьте, какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению

Х. Ахметова, представьте, какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению

Раньше не один праздник башкирского народа не проходил без состязания джигитов – наездников

Раньше не один праздник башкирского народа не проходил без состязания джигитов – наездников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023