МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Сценарий концерта «А песни тоже воевали»
(о Великой Отечественной войне и боевых действиях на Донбассе)»
Подготовила:
Овчиян Елена Валерьевна, методист
Донецк – 2023
Сценарий концерта «А песни тоже воевали»
(о Великой Отечественной войне и боевых действиях на Донбассе)
Цель: воспитывать уважение к памяти павших героев. Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины и воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
˗ продолжить знакомить с фактами о войне, воспитывать чувства гордости за свой народ, желание защищать свою страну.
˗ закрепить знания о Великой Отечественной войне, развивать речь, мышление, сопереживание, сочувствие, поддерживать инициативу детей.
˗ воспитывать уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.
˗ выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.
˗ формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну и боевых действиях на Донбассе.
˗ вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, отважными, храбрыми.
Ход мероприятия Ведущий 1: Добрый день!
Ведущий 2: Здравствуйте, друзья! Мы рады видеть вас на нашем концерте «А песни тоже воевали».
Ведущий 1: Наша сегодняшняя встреча посвящена песням военных лет, песням, рожденным любовью, горем утрат и гордостью победы над жестоким врагом.
Ведущий 2: Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Ведущий 1: Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
Ведущий 2: После боя сердце просит музыки вдвойне.
Ведущий 1: Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом.
Ведущий 2: Но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. (На фоне мелодии «Священная война» идет видеоряд о начале войны) Ведущий 1:
Я бы с песни начала свой рассказ…
Пусть узнают в ХХI веке, Как в суровый предрассветный час Песня стала боевым солдатом.
Ведущий 2:
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен… Ведущий 1:
С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось, Эта песня с нами до Победы!
Ведущий 1: С первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
Ведущий 2: Песня «Синий платочек» была создана ещё до войны, но в годы войны она стала дорогим воспоминанием о мирной жизни, которую каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца.
Ведущий 1: И каждый сражался за Родину, за свой «синий платочек», за возвращение того чудесного мирного времени.
Ведущий 2: В наше время эта песня все еще пользуется популярностью и многие хореографические коллективы используют эту мелодию в своих танцевальных постановках.
(Картинки с синим платочком на экране, танец «Синий платочек») Ведущий 2:
Я бы с песни начала свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня солдат в землянках согревала.
Ведущий 1:
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
(Видеоряд о солдатах в землянке, звучит песня «Темная ночь»)
Ведущий 1: Сколько прекрасных песен, повествующих о героизме наших воинов.
Ведущий 2: Именно такой стала песня «Ах, эти тучи в голубом», которая воплощает в себе настоящую любовь к жизни!
Ведущий 1: Эта композиция недаром получила всенародную любовь. Ее текст повествует нам о воспоминаниях фронтовика.
Ведущий 2: Под выстрелы и взрывы, в самом котле боевых действий, он думает только о той девушке, с кем танцевал вальс. Это поддерживает его в минуты смертельной опасности.
Ведущий 1: Вспоминает герой песни и о своем старом доме у моря, где он был счастлив. (Кадры из фильма «Московская сага», вальс «Ах, эти тучи в голубом»)
Ведущий 1:
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, – Я до песен с давних пор охочий… Ведущий 2:
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела.
(Видеоряд о медсестрах, которые оказывают помощь раненым солдатам, песня «Милосердие») Ведущий 2:
Я бы с песни начала свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной… Ведущий 1:
Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей… Ведущий 2:
В час затишья сядешь, запоешь, И подтянут весело солдаты.
(Видеоряд о солдатах, сидящих и поющих песню в минуты отдыха, исполняется песня «Закаты алые»)
Ведущий 1: Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую «Катюшу».
Ведущий 2: Знали солдаты, что смерть ожидает многих, знали, что война – это не праздник, не парад.
Ведущий 1: И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех… Иногда бойцы были не прочь спеть и сплясать.
Ведущий 2:
Только взял боец трехрядку, Сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
(Исполняется танец «Катюша»)
Ведущий 1: Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма.
Ведущий 2: И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
Ведущий 1: Никто не забыт и ничто не забыто,
Живые живут, погибшие – спят
Над нами солдаты стоят из гранита,
Сжимая в холодных руках автоматы.
Ведущий 2: Над ними в молчанье склонились березы
И в небе курлычут в тоске журавли, Росинки сверкают, как горькие слезы.
И грустные песни поют соловьи.
(Видеоряд с журавлями в небе, песня «Журавли»)
Ведущий 1: Бывали на фронте и минуты отдыха. Чаще всего под гитару или гармонь звучали лирические песни.
Ведущий 2: Они объединяли людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.
Ведущий 1: Прошли годы. Песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сколько их – прекрасных и незабываемых! И у каждой своя история, своя судьба.
Ведущий 2: Одной из любимых песен военных лет является «На солнечной поляночке». Благодаря популярности этой песни многие солисты коллективов исполняют под нее лирический танец. (Танец «На солнечной поляночке») Ведущий 1:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Ведущий 2:
Сколько воинов наших не вернулось назад, Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Ведущий 1:
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье – Ты послушай святую минуту молчанья.
Ведущий 2: В память о солдатах и офицерах, с честью выполнивших свой долг перед Родиной, в память о тех, кто погиб во время всех войн объявляется минута молчания.
Ведущий 1: Почтим светлую память всех погибших минутой молчания. (Видеоряд с возложением цветов к памятнику погибших солдат, звучит метроном. Минута Молчания.) Ведущий 2:
Я бы с песни начала свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты, Ведущий 1:
Как в суровый предрассветный час Песни взяли в руки автоматы.
Ведущий 2:
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете… Ведущий 1:
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!
Ведущий 2: Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто “ковал” великую Победу.
Ведущий 1: Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях.
Эти песни – свидетели тех героических лет. (На экране клип «О той весне»)
(Песня «О той весне»)
Ведущий 2: 9 мая 1945 года настал тот день, День великой Победы. Этого дня страна ждала 4 долгих года, 4 страшных года.
Ведущий 1: С фронта приходили солдаты, в каждой семье ждали отца, сына, мужа…
Ведущий 2: Песни Великой Отечественной войны стали памятником великого Мужества. В них запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет.
Ведущий 1: Слова этих песен рождены войной. Благодаря им, мы будем помнить, какой ценой завоевано наше счастье - жить на этой прекрасной Земле.
Ведущий 2: Их пели, поют, и будут петь. История этих песен продолжается. (Видео фронтовиков с медалями, песня «Спасибо деду за победу»)
Ведущий 1: Время неумолимо в своем движении, но каждый год мы отмечаем этот великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне; войне, в которой решалось: быть или не быть человечеству.
Ведущий 2: Но никто не сомневался в том, что победа в этой войне будет за нами. Мы не хотели этой войны, нам ее навязали.
Ведущий 1: И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе.
Ведущий 2: Много раз фронтовики смотрели смерти в глаза.
Ведущий 1: Но когда они слышат знакомую мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
никто не остается равнодушным.
Ведущий 2: Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. (Видео парада, звучит песня «День Победы» припев)
Ведущий 1: 69 лет над Донбассом было мирное небо. Жизнь текла своим чередом, Донбасс был процветающим краем. (На экране идет видео «Я остаюсь» – мирное время)
Ведущий 2: Слушая рассказы о войне, мы не могли и представить, что это ужасное время вернется к нам.
Ведущий 1: В мае 2014 года в тёплый и ясный день ничего не предвещало беды. (На экране идет видео «Я остаюсь» – боевые действия)
Ведущий 2: Жители Донецка услышали сильный гул, позже в небе появились военные самолёты, как потом выяснилось, – их целью был захват аэропорта.
Ведущий 1: Мы не были готовы к бомбежке авиацией и к циничному расстрелу людей.
Ведущий 2: Не знали о том ужасе, который нам предстояло пережить, а, впоследствии, к чему и привыкнуть, – НАЧАЛАСЬ ВОЙНА.
Ведущий 1:
Война над Донбассом развернула крыло Украина Донбассу объявила АТО!
Ведущий 2: Донецк стал ещё одной горячей точкой на карте мира.
(Песня «Это просто война»)
Ведущий 1: Жизнь дончан разделилась на «до» и «после».
Ведущий 2: Когда каждый день живёшь как последний, ведь для многих жителей нашего города так и случилось.
Ведущий 1: Ужасная война, которую мы не звали, вошла в наши дома без приглашения. Не как гостья, а как хозяйка.
Ведущий 2: Она молча смотрела на тысячи убитых мирных жителей, на тысячи разрушенных жизней и поломанных судеб.
Ведущий 1: Одним взглядом она разрушала наши дома, школы, сады, больницы.
Ведущий 2: Она не щадила никого – ни взрослых, ни детей, ни стариков.
Она забирала сыновей у матерей и калечила всё живое на своём пути.
Ведущий 1: Самое тяжелое дело разговаривать с матерью, которая потеряла ребенка. Даже если ребенок совсем взрослый и сам сделал свой выбор: защитить Родной край.
Ведущий 2: Жаль, что за этот очевидный выбор многим приходится платить самым дорогим – своими жизнями. А нам, оставшимся в живых, остается хранить память!
(Танец «Молитва», на экране картинки детей на фоне танков, горящих домов и т.д.)
Ведущий 1: Пришедшая в дома жителей Донбасса война принесла не только разрушенные дома и смерть мирных жителей, это еще и искалеченные судьбы детей.
Ведущий 2: Они не скоро смогут забыть те ужасы, которые им пришлось прочувствовать, живя в подвалах, ночуя на улицах и видя смерти своих родителей.
Ведущий 1: Это заставляет детей постоянно помнить, в какое время они живут.
(Стих «Ни сестра, ни дочка»)
Ведущий 2: Мы живем на Донбассе, где сейчас в самом разгаре до сих пор идут боевые действия.
Ведущий 1: Война – это испытание для каждого человека. Для кого-то это повод задуматься и изменить свою жизнь, а для кого-то – возможность показать силу своего духа, умение выдержать горести и трудности и не упасть на колени.
Ведущий 2: Нам постоянно желают мирного неба над головой. Для жителей Донбасса – это не просто пустые слова, а надежда на то, что скоро закончится этот кошмар.
Ведущий 1: Кто знал, что в 2014 году жителям Донбасса, как тогда в 1941, придется задавать себе страшный и бескомпромиссный вопрос: «Я или Родина?».
Ведущий 2: Сыны и дочери Донбасса сделали выбор! Они ушли защищать свой край от тех, кто забыл о подвиге своих дедов и прадедов!
(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»)
Ведущий 1: Память Донбасса хранится не только в душах и сердцах людских, но и в тысячах обелисков и памятных досок, посвященных героям войны на Донбассе и Великой Отечественной войны.
Ведущий 2:
Донбасс живёт!!! Он был и будет!
Донбасс не сломят никогда!
Ведущий 1:
Донбассом мы гордиться будем, Донбасс наш славен на века!!!
(на экране идет показ слайдов о мире)
Ведущий 2: Мы хотим жить в спокойном мире, под голубым небом, радоваться жизни рядом со своими родными!
Ведущий 1: И пусть в будущем дети живут в мирной стране, без потерь и без войны.
Ведущий 2: Пусть во́йны покинут наш мир и не приносит людям столько боли и разлук!
(Видеоряд о мирной жизни в солнечный день, звучит песня «Не отнимайте солнце у детей»)
Ведущий 1: На этом наш концерт завершен. Мы благодарим всех, кто пришел на мероприятие.
Ведущий 2: Желаем Вам счастья, добра и мирного неба над головой. До свидания!
(Вместе): До новых встреч!
Список использованной литературы
1. Грушко А.В., Гурбич А.Н. Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) – сборник документов и материалов.
Донецк, «Донбасс» 1982. – 308 с.
2. Им было трудно, и смерть ходила рядом: воспоминания ветерановфронтовиков Киевского района г. Донецка /под общ. Ред. И.Г. Грибачева. – Донецк: Донеччина, 2014. – 352 с.
3. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт. – сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.