История возникновения денег. Деньги Российского государства

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по внеурочному предмету "Экономика" на тему "История возникновения денег. Деньги Российского государства" сочетает в себе элементы теоретического материала и игровой деятельности для закрепления полученного материала.
Иконка файла материала История возникновения денег. Деньги Российского государства.docx

Тема: История возникновения денег. Деньги в Российском государстве.
Экономика, 6 класс
Дата: 10.12.2024


Цели:

- знакомство учащихся с сущностью денег, усилить интерес к изучению экономики;

- формирование навыков объяснения экономических понятий, стремление к изучению дополнительного материала по предмету.

Задачи:

1.      показать значение денег в жизни людей;

2.      рассказать, как появились деньги;

3.      объяснить, какие виды денег существуют;

4.      формировать коммуникативные навыки учащихся.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Сегодня на занятии мы окунемся в мир истории. Ну а чтобы попасть нам с вами в далекие времена, давайте вспомним, сколько лет в веке и соотнесем год с веком.

(работа в парах  – задание на листочках)

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

 

-   Как в наше время люди узнают о жизни людей в древние времена?

- Как называют людей, которые занимаются раскопками, поисками древности?      

-   Что могут найти археологи при раскопках?

2. Изложение нового материала

И вот мы сегодня с вами поговорим о возникновении и истории денег.

       

-   Вы знаете о том, что все люди пользуются деньгами, и очень их ценят. Как вы думаете, для чего нужны деньги?

  • Во-первых, с помощью денег мы можем вести обмен и торговлю.
  • Во-вторых, с помощью денег можно измерить стоимость всех товаров.
  • В-третьих, деньги можно использовать для накопления (если их не тратить).

 

-   Как вы думаете, всегда ли были деньги?

        А ведь действительно, было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством, изготовлением примитивных орудий.

        Люди сами обеспечивали себя всем необходимым: едой, одеждой, различными вещами.  

        Для того чтобы иметь всё необходимое для жизни, людям пришлось обменивать одну вещь на другую. Со временем количество товаров увеличивалось, и обменивать их становилось все труднее.

        Тогда в качестве денег стали использовали скот, кожи, меха, табак, бусы из ракушек, сушеную рыбу, зерно, вино, соль.

Работа с раздаточным материалом
(рассказы детей)

Текст 1. У народов Азии, Африки и Океании раковины каури – морского моллюска – применялись в качестве денег еще до появления монет. В ХIII веке они использовались в Индии и Японии.

Текст 2. Деньгами в Древней Руси служили вытертые безволосые шкурки белки, связанные по 18 штук и скрепленные специальной свинцовой пломбой с изображением княжеского знака.  

Текст 3. Известны так называемые «свиные деньги». Они представляли собой длинные (иногда в несколько метров) связки раковин, клыков и свиных хвостиков. За эти деньги покупали свиней и платили выкуп за невесту.

Вы, ребята, прекрасно понимаете, что такие деньги очень неудобно использовать.  Именно поэтому люди стали применять металл для изготовления денег.

Текст 4. Первые металлические монеты появились очень давно, в XII веке до нашей эры, в Китае.

Текст 5. В малазийском государстве Лидия они были круглыми и овальными, прямоугольными и квадратными, а монета Парфии эпохи царей Аршакидов имела форму треугольника.

Текст 6. Греческая колония Северного Причерноморья — Ольвия имела монету в форме дельфина.

 

Нумизматика – историческая наука, изучающая монетное производство. Название происходит от греческого слова «номизма» (монета). Слово «монета» римского происхождения.            

-   Из каких металлов чеканились (создавались) монеты в Росси? Как вы думаете?

В России металлические деньги известны со времён Древней Руси (X века – 1000 лет назад). А вот XIIIXIV века историки называют безмонетными, т.к. археологи не нашли монеты этого периода. Это можно объяснить тем, что почти все серебро увозили татаро–монголы, которые в это время захватили Русь. Но именно в это время появляется денежная единица – рубль.  Назывались монеты златниками и серебряниками, так как чеканились из золота и серебра. Употреблялся в качестве денег и слиток серебра весом около 200 грамм. Из них примерно семьсот лет назад начали отрубать куски поменьше, которые получили название — рубль, а его половина – полтиной.   

       Номинал русских монет на слайде

Рубль (тин) – 100 копеек или 10 гривен

Полтина   –   половина рубля

Гривна   –   10 копеек

Алтын   –   3 копейки

Копейка – 2 деньги, 4 полушки

Деньга   -   полкопейки

Полушка   –   четверть копейки

Работа с раздаточным материалом
(Рассказ детей)

 Текст 7. Копейка существует около четырехсот лет, название своё эта монета получила благодаря изображенному на ней всаднику с копьём в руке.

Текст 8. С 1700 по 1800 год чеканились медные полушки, равные 1/4 части копейки. Они были такими маленькими, что русские продавцы горстями клали их в рот, чтобы не потерять, и это вовсе не мешало им говорить.

Текст 9. В России были и очень большие деньги. В первой половине XVIII столетия на Екатеринбургском монетном дворе выпускались медные рубли в виде четырехугольных плит, клеймённые пятью штемпелями. Весила такая «плита - монета» 1 килограмм 640 граммов. Позднее чеканились круглые монеты такого же веса, назывались они сестрорецкими рублями. В XIX веке Демидов чеканил на Урале государственные монеты из платины достоинством в 3, 6, и 12 рублей.

 

Физкультминутка. Встаньте, сделайте вращение головой, наклоны туловища.

 

Работа с ситуацией

  -  А теперь представьте, что мы попали на московский базар ХVII века. Представьте, что к чаю нужно купить один лимон и голову сахара (голова сахара напоминала по размеру среднюю свеклу). В ХVII веке один лимон стоил 1,5 копеек. Это много или мало? Да, для нашего времени очень мало, но в ХVII веке простые люди работали по 12 часов в сутки и получали всего 1 копейку. Доступен ли простому человеку лимон?

 

Разбор частей монеты

Если мы рассмотрим монету, то увидим, что на ней есть надписи на двух сторонах. Как называются части монеты? Давайте разберемся.

o   Аверс – лицевая сторона монеты;

o   Реверс – оборотная сторона монеты;

o   Гурт – ребро монеты;

o   Легенда – надпись на монетах.

 

        Кроме металлических монет, были и бумажные деньги. Наука, которая изучает бумажные деньги – БОНИСТИКА.

Работа с раздаточным материалом.

Текст 10. Бумажные деньги в Европе впервые появились в XVIII веке во Франции, а изобрели их древние китайские купцы как замену золотым деньгам. В России бумажные деньги появились чуть больше двухсот лет назад — в 1769 году.   

 

Сейчас их выпускают из плотной бумаги с водяными знаками. (демонстрация современных денег)

 

Интеллектуальная игра «Всюду деньги». Три ряда – 3 команды. 2 человека в жюри (ставяти считают баллы).

 

1 ТУР “Разминка”

Задание:  из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный.

 

1. За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение;                                б) За спрос;

в) За обучение;                              г) За рекламу.

 

2. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) Страдали монетки;                   б) Горевали рублики;

в) Плакали денежки;                 г) Повесились банкноты.

 

3. Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт;                                  б) Бережёт;

в) Питает;                                      г) Воспитывает.

 

4. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) Лимон;                                       б) Капуста;

в) Зелень;                                       г) Ботва.

 

5. Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют;                    б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;                        г) Глаза не смотрят.

 

6. Какую разменную монету гражданин России не найдёт в своём кошельке?

а) 1 коп.;                                        б) 3 коп.;

в) 5 коп.;                                        г) 10 коп.

 

7. Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние;                                  б) Ручные;

в) Карманные;                              г) Декоративные.

 

8. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;                      б) На полярную ночь;

в) На високосный год;                   г) На золотой век.

 

9. Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

а) Водяные;                                  б) Воздушные;

в) Магические;                              г) Астрономические.

 

 

2 ТУР “Пословицы”

Задание: подобрать к началу пословицы её окончание

1.      Копейка рубль бережёт

2.      Мал золотник да дорог

3.      Не имей сто рублей, а имей 100 друзей

4.      Скупой платит дважды

5.      Уговор дороже денег

6.      Здоровья на деньги не купишь

7.      Время – деньги

8.      Деньги счёт любят.

9.      Нелегко деньги нажить, а легко прожить

 

 

3 ТУР “Денежная гонка”

 

Задание: ответить на вопросы на скорость

 

1.      Какое животное всегда при деньгах?  (Поросёнок: у него есть пятачок)

 

2.      Сколько центов в центнере? (Один цент)

 

3.      У человека 12 пар, а у монеты всего одно. Что это? (Ребро)

 

4.      Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер)

 

5.      Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. (Аукцион.)

 

6.      Из какого аппарата выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)

 

7.      Скажите одним словом «наказание деньгами». (Штраф.)

 

8.      Что проверяют, не отходя от кассы? (Деньги.)

 

9.      Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно (Свистеть.)

 

10.  Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (Деньги.)

 

 

3. Закрепление материала. Проверим, что вы запомнили.

1.      Как называется наука, которая изучает монеты?

2.      Назовите части монеты

3.      Что изучает наука «Бонистика»?

 

4. Рефлексия, итог занятия:

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

         Деньги — это величайшее изобретение человечества. За одно занятие всё о них узнать просто невозможно. Деньги изучают сразу несколько наук: бонистика изучает бумажные денежные знаки, нумизматика—монеты, экономика — денежное обращение. И вы тоже можете присоединиться к изучению денег. В любом случае, без денег вам в современной жизни не обойтись. Я надеюсь, что мой рассказ о деньгах был для вас полезным и интересным.

 

5. Творческое домашнее задание: написать сочинение «Деньги будущего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 1. У народов Азии, Африки и Океании раковины каури – морского моллюска – применялись в качестве денег еще до появления монет. В ХIII веке они использовались в Индии и Японии.

 

Текст 2. Деньгами в Древней Руси служили вытертые безволосые шкурки белки, связанные по 18 штук и скрепленные специальной свинцовой пломбой с изображением княжеского знака. 

 

Текст 3. Известны так называемые «свиные деньги». Они представляли собой длинные (иногда в несколько метров) связки раковин, клыков и свиных хвостиков. За эти деньги покупали свиней и платили выкуп за невесту.

 

Вы, ребята, прекрасно понимаете, что такие деньги очень неудобно использовать.  Именно поэтому люди стали применять металл для изготовления денег.

 

Текст 4. Первые металлические монеты появились очень давно, в XII веке до нашей эры, в Китае.

 

Текст 5. В малазийском государстве Лидия они были круглыми и овальными, прямоугольными и квадратными, а монета Парфии эпохи царей Аршакидов имела форму треугольника.

 

Текст 6. Греческая колония Северного Причерноморья — Ольвия имела монету в форме дельфина.

 

Текст 7. Копейка существует около четырехсот лет, название своё эта монета получила благодаря изображенному на ней всаднику с копьём в руке.

 

Текст 8. С 1700 по 1800 год чеканились медные полушки, равные 1/4 части копейки. Они были такими маленькими, что русские продавцы горстями клали их в рот, чтобы не потерять, и это вовсе не мешало им говорить.

 

Текст 9. В России были и очень большие деньги. В первой половине XVIII столетия на Екатеринбургском монетном дворе выпускались медные рубли в виде четырехугольных плит, клеймённые пятью штемпелями. Весила такая «плита - монета» 1 килограмм 640 граммов. Позднее чеканились круглые монеты такого же веса, назывались они сестрорецкими рублями. В XIX веке Демидов чеканил на Урале государственные монеты из платины достоинством в 3, 6, и 12 рублей.

 

Текст 10. Бумажные деньги в Европе впервые появились в XVIII веке во Франции, а изобрели их древние китайские купцы как замену золотым деньгам. В России бумажные деньги появились чуть больше двухсот лет назад — в 1769 году.  

 

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век

1799 г.

1444 г.

700 г.

5 г.

44 г.

1501 г.

1314 г.

789 г.

1900 г.

937 г.

1699 г.

1994 г.

8 век

7 век

20 век

19 век

18 век

17 век

16 век

15 век

14 век

10 век

1 век

1 век