Сценарий концерта или внеклассного мероприятия "Штрихи к портрету П.И.Чайковского"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Штрихи к портрету П.И.Чайковского.docx

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический  университет      им. И. Я. Яковлева» и Центр АРТ-образования,                                                     Международный педагогический конкурс «Арт-сценарий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концерт «Штрихи к портрету П.И. Чайковского»

Старкова Т.С., преподаватель теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение                                                      дополнительного образования детей                                                                          «Детская школа искусств №5» города Иркутска

Иркутск, Иркутская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Пояснительная записка

Целевая аудитория: учащиеся и их родители, а так же гости ДМШ №5 г.Иркутска

Место проведения: концертный зал МБУ ДО ДШИ №5 города Иркутска

Участники: учащиеся и преподаватели ДШИ №5 г. Иркутска

Цели и задачи:

- Воспитание подрастающего поколения в духе культурных традиций страны;

- Популяризация произведений русской музыкальной классики;

- Расширение представлений о личности и творчестве П.И. Чайковского;

- Совершенствование исполнительских и артистических навыков учащихся – участников концерта;

- Формирование слушательской культуры учащихся и их родителей.

Сценарий концерта

(слайд 1) Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели! Мы рады приветствовать вас в нашем зале на концерте, посвященном юбилейной дате – в этом году исполняется 175 лет со дня рождения замечательного русского композитора П.И. Чайковского.

У людей всего мира имя этого русского композитора неразрывно связано с Россией и её культурой. Его музыка звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, один из лучших концертных залов России – зал московской филармонии, и самый знаменитый международный конкурс молодых исполнителей. Наш земляк, пианист Денис Мацуев, кстати, победитель конкурса имени Чайковского, однажды признался в своём интервью: «Произведения каких бы композиторов я не играл, одно я знаю точно – если я буду играть произведения Чайковского каждый день на моих концертах, то каждый день на них будет аншлаг».

Сам Пётр Ильич когда-то мечтал о том, чтобы его «музыка распространилась по всему миру, чтобы число людей, любящих её, увеличивалось». Его мечты оказались пророческими. Действительно, у каждого из нас есть свой Чайковский. Для кого-то – это автор великих симфоний. Другие являются поклонниками его балетного творчества. Пианисты не представляют свой исполнительский репертуар без цикла «Времена года» и знаменитых фортепианных концертов. А ещё Чайковский – создатель непревзойдённых оперных шедевров.

Но мы сегодня поговорим о другом Чайковском. Этого Чайковского знают и любят дети, потому что он позаботился не только о взрослых исполнителях и взрослой слушательской аудитории, но и о начинающих, совсем юных музыкантах. Это – очень скромный и трудолюбивый человек, который строго относился к себе и ко всему, что он создавал. В одном из писем к своему младшему брату, Модесту Ильичу, он сформулировал своё жизненное кредо. Каковы же его принципы? Читаем (слайд 2):

·                 трудиться, трудиться и избегать праздности

·                 очень много читать

·                 быть …. относительно себя как можно скромнее

·                 не увлекаться желанием нравиться и пленять

·                 не смущаться неудачами

·                 но самое главное – много не воображать про себя и …. вообще приготовляться быть обыкновенным хорошим человеком.

Этим принципам Петр Ильич следовал всю свою жизнь; именно эти качества ценили в нём те, кто близко знал композитора. Антон Павлович Чехов, замечательный писатель, создатель концепции «интеллигентного человека» в русской литературе, однажды признался: «Я готов день и ночь стоять в почётном карауле у крыльца того дома, где живёт Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его».

                        --------------------------------------------------------

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года на окраине европейской России, в городе Воткинске в семье управляющего Камско – Воткинскими заводами (слайд 3, на фото Петя - крайний слева). Родители назвали его в честь деда и расчитывали, что сын продолжит семейную традицию – станет офицером или юристом. Но музыка с детства завладела душой и сердцем будущего композитора. В доме Чайковских часто собирались и музицировали, мать играла на рояле. Традиции бытового домашнего музицирования воплотились в камерной фортепианной музыке Чайковского. Им создана целая галерея разнообразных по характеру вальсов: Вальс – каприс, Вальс – скерцо, Салонный вальс, Вальс – безделушка, Пятидольный вальс. В нашем концерте звучит известный «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.

1.               На сцене Шестакова Анастасия, 5 класс. Преподаватель – Глукман Анастасия Юрьевна, концертмейстер – Глукман Любовь Андреевна.

(слайд 4) Первого сентября 1866 года к большому особняку на Арбатской площади съезжались многочисленные экипажи. Цвет московской интеллигенции – писатели, артисты, художники – были приглашены на открытие Московской консерватории. Любой из профессоров, будучи европейски знаменитым музыкантом, готов был выступить перед собравшимися. Но неожиданно первым у рояля появился молодой профессор П.И. Чайковский, и преодолевая свою обычную застенчивость, с волнением произнес: «Пусть первой музыкой, которая прозвучит здесь, будет музыка великого Глинки! И, сев за рояль, П.И. сыграл наизусть увертюру к опере «Руслан и Людмила»».

2.               А мы сегодня послушаем Танец из оперы Глинки «Руслан и Людмила». На сцене Александра Мордвинова.  Аккомпанемент Соколова Софья, 6 класс, преподаватель Шункова Нина Олеговна

(слайд 5) Слава, цветы, аплодисменты, гастроли – всё это было в жизни Чайковского гораздо позднее. А сначала – годы упорных занятий, уроки музыки ради заработка, первые композиторские опыты. Молодой Чайковский нуждался в поддержке, одобрении, а газеты обрушивали на него поток обидных, случайных замечаний, которые больно ранили. «Бедность творческой фантазии», «однообразие тем и мелодий», «монотонность» - вот такими эпитетами снабжали критики сочинения Чайковского. И всё же личные переживания не могли помешать композитору – на свет появлялись симфонии, оперы и конечно же – романсы. Это – особая, лирическая страница творчества Петра Ильича.

3.               «Он так меня любил» - романс Чайковского на слова Апухтина звучит в исполнении Екатерины Максименко. За роялем Никулина Анна, 6 класс. Преподаватель Пичугина Елена Олеговна.

(слайд 6) Нередко основой музыкальных сочинений Чайковского становились темы русских народных песен. «Журавель» - так композитор шутливо называл свою 2 симфонию, премьера которой успешно прошла в 1872 году. «Часть этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного произведения – Петру Герасимовичу, буфетчику, который, в то время, как я сочинял и наигрывал «Журавля», постоянно подходил и подпевал мне». Мы не можем сегодня послушать 2 симфонию Чайковского, а вот с «Журавлём» в интерпретации другого русского композитора, современника Петра Ильича, мы сейчас познакомимся:

4.               Антоний Аренский. Фуга на тему русской народной песни «Журавель». Исполняет фортепианный ансамбль: Шишлянникова Маргарита, 2 класс и Усова Елена, 4 класс. Преподаватель Чеберко Ирина Алентиновна

(слайд 7) У Петра Ильича Чайковского не было своей семьи, и всё своё тепло и заботу он отдавал племянникам. Слушая игру своего любимца – Володи, композитор поражался бедности репертуара для начинающих: «Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составителей «Школ игры для фортепиано?» - писал он. Чайковский   решил сочинить альбом детских пьес, которые были бы доступны самым начинающим, и в то же время красивы и содержательны. Так в 1878 году появился знаменитый «Детский альбом». Мелодичные, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребенку. Вот девочка радуется новой кукле, а мальчик играет в солдатики! В Детском альбоме воплотились и ранние юношеские   воспоминания самого композитора – когда-то давным-давно Пётр Ильич, тогда ещё Петя, на детском балу выиграл в лотерею игрушку – солдатика в треуголке. Возможно, он вспомнил об этом, когда сочинял пьесу «Марш деревянных солдатиков» (слайд 8).

5.     На сцене учащиеся 2 класса Бажин Иннокентий и Воробьёв Владимир, класс преподавателя Васильевой Натальи Афанасьевны

(слайд 9) Пьесы для девочек в Детском альбоме объединены кукольной тематикой. Но они не только про кукол. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, который способен чувствовать и переживать так же сильно, как и взрослый.

6.               П.И. Чайковский. Болезнь куклы. За роялем Дзюба Мила, 2 класс. Преподаватель Лакотко Елена Всеволодовна

7.               П.И. Чайковский . Новая кукла. Исполняет Киселева Зоя, 2 класс. Преподаватель Лакотко Елена Всеволодовна (слайд 10)

(слайд 11) Танцы из «Детского альбома» воссоздают атмосферу домашних праздников, а может быть –тех занятий танцами, которые были обязательными в ежедневном расписании детей из хороших семей.

8.               Вальс из «Детского альбома» для нас исполнит фортепианный дуэт - Марушко Таня 2 класс и Трескина Юлия 3 класс. Преподаватель Павлова Людмила Ивановна

9.               П.И. Чайковский Полька из «Детского альбома».  На сцене фортепианный дуэт: Чирскова Нина и Боровик Ольга, учащиеся 4 класса. Преподаватель Мочалова Ирина Дмитриевна

(слайд 12) Несколько пьес из «Детского альбома» посвящены теме путешествий. Сам Пётр Ильич повидал множество разных стран, побывал в Италии, Германии, во Франции, Чехии и даже в Америке. Он щедро поделился с детьми своими музыкальными впечатлениями. Так, например, в Немецкой песенке им был использован подлинный тирольский напев – йодль. А ещё она похожа на популярный в Германии танец – лендлер.

10.          Немецкая песенка из «Детского альбома». На сцене фортепианный дуэт: Волостных Ольга и Баенхаев Павел, 2 класс. Преподаватель Мочалова Ирина Дмитриевна

(слайд 13) Одна из самых красивых страниц «Детского альбома» – «Старинная французская песенка». Её музыка настолько хороша, что композитор включил её в свою оперу «Орлеанская дева», чтобы передать таинственный и печальный колорит Средневековья.

11.          На сцене Григорьева Настя, 2 класс. Преподаватель Павлова Людмила Ивановна.

(слайд 14) Где бы ни путешествовал П.И. Чайковский, в каких бы городах и странах он не находился, его всегда тянуло домой, на Родину. Среди «русских страниц» Детского альбома – «Камаринская». Это небольшая пьеса, в которой имитируется плясовой балалаечный наигрыш. В нашем концерте она прозвучит в исполнении домры.

12.          На сцене Бичевин Алексей, 4 класс. Преподаватель Глукман Анастасия Юрьевна. Концертмейстер Глукман Любовь Андреевна.

(слайд 15) Самая сказочная страница «Детского альбома» – пьеса «Баба Яга». В ней изображается картина зловещего полёта в ступе. Но звучит она не так уж и страшно – так бывает, когда сказку читает мама или бабушка.

13.          На сцене Кулакова Анастасия, 5 класс, преподаватель Чеберко Ирина Алентиновна. П.И. Чайковский. Баба Яга

(слайд 16) Сказки на ночь сменяются мечтами и сновидениями. День окончен. Наступает время ночных образов.

14.          П.И. Чайковский Сладкая грёза из «Детского альбома». На сцене Ермолина Анастасия 5 класс. Преподаватель Пичугина Елена Олеговна

Вот и закрыты страницы «Детского альбома», но это не значит, что композитор больше не обращался к миру детских образов. Одним из самых последних сочинений П.И. Чайковского был балет «Щелкунчик» по сказке Э.Гофмана, главными героями которого стали девочка Маша, заколдованный принц – Щелкунчик и волшебные обитатели царства Феи Драже. Для каждого из них композитор нашел свою оркестровую и мелодическую краску (слайд 17) .

15. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» для нас исполнит фортепианный квартет: Волостных Анна, Сидоров Лев, Сапунова Любовь и Сим Уон, учащиеся 5 и 6 класса. Преподаватели Ермолаева Елена Васильевна, Шаланова Алёна Владимировна, Лакотко Елена Всеволодовна, Мочалова Ирина Дмитриевна

(слайд 18) Летом 1893 года Чайковскому присудили ученую степень доктора музыки Кембриджского университета. Церемония посвящения, сохранившаяся со времен Средневековья, произвела неизгладимое впечатление на композитора: его облачили в мантию и провели в торжественной процессии по центральным улицам Лондона. Это было одно из последних радостных событий в жизни композитора. В октябре 1893 года его не стало.

                              ---------------------------------------------

(слайд 19) «Я пишу искренно и пишу по внутреннему непоборимому побуждению», - когда-то признавался Пётр Ильич Чайковский и считал свою музыку исповедью души, «на которой многое накипело и которая изливается…посредством звуков». В этих звуках – всё ласковое тепло, сочувствие и утешение, на какие только было способно сердце «обыкновенного хорошего человека» и необыкновенного гениального композитора – Петра Ильича Чайковского.

16.          В завершении нашего концерта звучит Andante Maestotso из балета «Щелкунчик» За роялем фортепианный дуэт: Миловидов Анатолий и Ильин Илья, учащиеся 5 класса. Преподаватель Ванкевич Елена Юрьевна/

(слайд 20) Наш концерт, посвященный жизни и творчеству П.И. Чайковского, подошел к концу. Благодарим вас за внимание и – до следующих встреч в нашем зале!

Использованная литература:

1.     Айзенштадт С.А. Детский альбом Чайковского. М., 2003;

2.     Асафьев Б.В.  Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М., 1955 г;

3.     Туманина Н. В. Чайковский. Великий мастер. 1878–1893. М., 1968;

4.     Чайковский П.И. «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г;

5.     Чайковский П. И. Письма к близким. Избранное. М., 1955.

 

Программа концерта:

1.     Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс»

2.     Глинка М.И. «Танец» из оперы «Руслан и Людмила»

3.     Чайковский П.И., Апухтин А.Н. Романс «Он так меня любил»

4.     Аренский А.С. Фуга на тему русской народной песни «Журавель»

5.     Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

6.     Чайковский П.И. «Болезнь куклы» из «Детского альбома»

7.     Чайковский П.И. «Новая кукла» из «Детского альбома»

8.     Чайковский П.И. «Вальс» из «Детского альбома»

9.     Чайковский П.И. «Полька» из «Детского альбома»

10. Чайковский П.И. «Немецкая песенка» из «Детского альбома»

11. Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»

12. Чайковский П.И. «Камаринская» из «Детского альбома»

13. Чайковский П.И. «Баба-Яга» из «Детского альбома»

14. Чайковский П.И. «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

15.  Чайковский П.И. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

16. Чайковский П.И. «Andante Maestotso» из балета «Щелкунчик»