Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 80-летию прорыва Ленинрада
Оценка 4.9

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 80-летию прорыва Ленинрада

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитание +1
30.01.2023
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 80-летию прорыва Ленинрада
И помнит мир спасенный....docx

Литературно-музыкальная композиция

 

«И помнит мир спасенный…»

 

Участвуют: 6 ведущих, чтецы, участники сценки «Брат и сестра».

б) разучивание песен и стихотворений;

в) видео- и фото-материалы, фонограммы необходимых песен и мелодий;

(Исполняется песня «Довоенный вальс»)

1. Учитель: Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда приходит их время. Но есть среди них одно, которое мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война.

 

Звучит мелодия, на сцену выходят несколько человек и изображают мирную жизнь во дворе дома: играют в шахматы,  с мячиком, читают книгу, играют на гитаре…..

 

На фоне мирной жизни выходит чтец.

 

Чтец:

Июнь. Клонился к вечеру закат

И, белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

 

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг… тревожный голос Левитана…

 

Звучит вой сирены и звуки разрывающихся бомб. Все в ужасе застывают.

Запись голоса Левитана: Внимание, товарищи! Война!

Звучит голос Левитана о начале войны. Звучит 1 куплет  песни  «Священная война»

 

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школы вечером шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

 

Ведущий 1: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

 

Ведущий 2:  Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

 

Ведущий 3:  Тем, кто вместе с дымом улетал из бухенвальдских печей..

 

Ведущий 4:   Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…

 

Ведущий 5:   Тем, кто на века, безымянным канул в фашистском плену…

 

Ведущий 6: Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…

 

Ведущий 1: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

 

Ведущий 2:  Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается …….

Ведущий 3: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

Ведущий 4: У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает.

Ведущий 5: Никто не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой.

Ведущий 6: Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «план Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Фашисты говорили, что Москва – это сердце страны, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

 

Ведущий 1: Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься на- веки».

 

Ведущий 2: Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин.

 

Ведущий 3: На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Все для фронта, все для победы» – повсюду звучал девиз. Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения.

 Ведущий 4: В городе оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А ещё тяжелее было ждать вестей с фронта. С чем сравнить горе матери, проводившей своего ребенка на фронт и томящейся в ожидании весточки?

 

Учитель:

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка! Маленький. Единственный...

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,— где ж ты?

Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою...

Не хочу я ничегошеньки — только сына милого.

За лесами моя ластонька! За горами — за громадами...

Если выплаканы глазоньки — сердцем плачут матери.

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое,— где ж ты?

Ведущий 5: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. За одну неделю школьники собрали более миллиона бутылок.

Ведущий 6: Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты.

Ведущий 1: Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Ведущий 2:

Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд…     

Учитель:

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 г. суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 г. в день. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.  Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега не выкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.

Ведущий 3:

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне,

И он точил, пока рука

Могла производить движенья,

И если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.           

Ведущий 4:

На свете я видела хлеба немного

Его отмеряли так скудно, так строго

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом

Он все же казался желанней всего,

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Ведущий 5: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода.

Сценка «Дети блокады» Звучит музыка

Сестра 1:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра 2:

А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра 2:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней!

Видеоряд «Блокада»

Ведущий 6:

Зимой 1941 — 1942 годов город сковала лютая стужа. Зима пришла рано, в ноябре стояли необычайно сильные морозы.  Столбик термометра опускался до — 40 градусов. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро мерзнущих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

 

Чтец 1:  __________________

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

 

Ведущий 1:

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Чтец________________:

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяльце тело

На охтинское кладбище везет.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Чтец ___________________.

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей,

Как опустели целые кварталы.

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

 

Метроном 

К чтецу подходят восемь человек и становятся по обеим сторонам как листки записной книжки

Чтец_______________:

Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!  
Так страшно  –  каждый звук своей душой чеканя –   
Никто нам не поведал о блокаде, 
Как  девочка, чьё имя - Савичева Таня… 

Звучит минус песни «Дети войны» странички оживают, произнося строчки из дневника

 

-Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 год.
-Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 год.
-Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год.

-Дядя Вася умер 13 апреля  2 часа  ночь 1942 год.

-Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 год.
-Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 год.
-Савичевы умерли. Умерли все.

-Осталась одна Таня.

 

Прочитав свою страницу – «страничка» отворачивается.

На последней «страничке» выходит девочка со свечой в и читает стихотворение:

 

Девочка__________________

Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.

 

Ведущий 2

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

 

 

 

Ведущий 3:

Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

 

После прочтения последней строчки «листочки» поворачиваются обратно и поднимают странички, на которых надпись «Вновь не должно это всё повториться

(Песня в исполнении Э. Пьехи о Савичевой Тане).

 

Ведущий 4:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и вскоре она умерла.

 

Ведущий 5:

 «Все для фронта, все для победы!» – боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2 000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12 000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. Весной 1942года в опустевшие цеха пришли дети и подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы. На рабочих местах мальчишек и девчонок было написано: «Не уйду, пока не выполню норму». Голодные, изможденные они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Учитель: 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранится в памяти народа. 22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.

 

Звучит видеоряд «Ленинградские мальчишки»

Чтец 4.

В военных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.

И в этом нет беды,

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

        

Стук метронома

 

Ведущий 5:

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города, облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. Одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.

 

Чтец 5:

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья –

После похорон.

 

Ведущий 6:

 

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Бергольц — «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру:

 

Чтец_______________

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

 

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей

 

 

 

 

Ведущий 1:

Подвигом ученых-биологов и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян . Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян – гордость института, хлеб будущего.

 

Звучит 7-я симфония Д.Шостаковича

 

Ведущий 2:

 Еще одним подвигом стало исполнение в осажденном городе знаменитой  Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, получившая название “Ленинградская”.  9 августа 1942года шел  355-й день блокады,  по радио состоялась премьера этого музыкального произведения. Эту музыку услышал по радио весь мир. После исполнения Ленинградской симфонии один американский журналист написал: « Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

 

Ведущий 3:

Я помню блеск немеркнущих свечей

 И тонкие, белей, чем изваянья, Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера, Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою...

        

Стук метронома

 

Учитель:

Вы слышите этот стук.  Это метроном .Он стал печальным символом Ленинграда. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца, которое нельзя остановить. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, как не прерывается этот стук. Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется.

 

Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его трагической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов приостановилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. Сколько человек спасла от неминуемой гибели эта легендарная ледовая трасса.

 

 

 

Ведущий 4:

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.    

 

Исполняется песня «Дорога жизни», А.Розенбаум

 

Учитель:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

(Звучит фонограмма сообщения Левитана о прорыве блокады Ленинграда)

 

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года. Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

 

Звучит  песня «Ленинград» или видеоряд

 

 

 

Ученик:

 Такого дня не видел Ленинград!

 Нет, радости подобной не бывало…

 Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

 Весны, уже не знающей преград.

 Гремел неумолкаемо салют

 Из боевых прославленных орудий,

 Смеялись, пели, обнимались люди…

 

Учитель: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло более 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

 

(Слайд «Пискаревское кладбище» на фоне музыки ).

 

Учитель:

Мне кажется:

Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают.

 Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что, мертвые Молчат.

Мы их не слышим,

 Мы не видим их,

Но мертвые всегда

 Среди живых.

Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

Ты этой жизни Стоишь или нет?

 

Учитель:

Давайте, дети, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Не дожившими до наших дней. Вечная им память! 

   

Минута молчания

 

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание «Город-Герой», награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

 

Ученик:_______________________

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас —
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Заканчивается  мероприятие песней «Несовместимы дети и война»,


 

Литературно-музыкальная композиция «

Литературно-музыкальная композиция «

Ведущий 6 : Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…

Ведущий 6 : Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…

Учитель: Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься?

Учитель: Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься?

Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143

Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143

Но съев похлебку из ремней,

Но съев похлебку из ремней,

Ведь там, где папа наш сейчас,

Ведь там, где папа наш сейчас,

Тяжелой стала, как свинец. Метет колючая пороша,

Тяжелой стала, как свинец. Метет колючая пороша,

Метроном К чтецу подходят восемь человек и становятся по обеим сторонам как листки записной книжки

Метроном К чтецу подходят восемь человек и становятся по обеим сторонам как листки записной книжки

Ведущий 3 : Танин дневник – это боль

Ведущий 3 : Танин дневник – это боль

Стук метронома Ведущий 5:

Стук метронома Ведущий 5:

Ведущий 1: Подвигом ученых-биологов и сотрудников

Ведущий 1: Подвигом ученых-биологов и сотрудников

Ведущий 4: И было так: на всем ходу

Ведущий 4: И было так: на всем ходу

Ученик: Т акого дня не видел

Ученик: Т акого дня не видел

И в скорби постоим и помолчим

И в скорби постоим и помолчим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023