Литературный вечер
«Этот мир из вдохновенья, этот мир из серебра…»
Цели: развивать литературный вкус у обучающихся старших классов, углубить знания о поэзии Серебряного века, формировать эстетическое восприятие лирики, воспитывать любовь к родному поэтическому языку.
Ход мероприятия:
На сцене стол, покрытый скатертью, горят свечи, звучит медленная музыка.
Вед. 1: Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Оно породило великий взлет русской культуры и стало началом ее трагического падения
Вед. 2: Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта, А. Ахматовой, Н. Гумилева и других замечательных поэтов.
Вед. 1: На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Вед. 2: Это строки из «Поэмы без героя» А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «серебряный век». Рубеж веков стал подлинным расцветом русской духовности.
Чтец:
Мне б родиться не
здесь, а в другой России –
Где Серебряный век серебром сорил,
Где пролетки в бессмертие уносили
Звонких гениев – бабников и кутил!
Где в элегию скрипок врывались бубны,
Где металась в горячке хмельной страна,
Где гремел Маяковского голос трубный
И стонала цветаевская струна.
Романс на стихи М. Цветаевой
Вед. 1: - Любовь Цветаевой – это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один из ее избранников. …
Вед. 2: Ведь для Марины она равна Безмерности. Поэт (она не любила, когда её называли поэтессой) обрушивала на объект своего чувства море эмоций, чувств, мыслей, писем, стихов
На сцену поднимается девушка с письмом в руках, читает
Из письма М. Цветаевой: «Вчера вечером я вышла из дома … Надвигался дождь. И я приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, Он умчал меня в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя»
Двое учениц читают стих-е М Цветаевой
Ученица 1 Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глухая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей Земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала – копейкой ржавою!
Ученица 2: Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал – мне.
Мой милый, что тебе я сделала?
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь, Там подступает
Смерть – садовница,
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…-
За все, за все меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала!
Художественное инсценирование. Двое юношей в костюмах начала ХХ века. У одного из них в руках томик стихов, у другого бокал вина.
- Считаете ли Вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?
- К поэзии неприменимы прилагательные.
- И все-таки – разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского?
- Только глагольными окончаниями…
- Ну, а это? «О вопль женщин всех времен: мой милый, что тебе я сделала!» Это уж такой женский крик…
- Знаете – и да, и нет, конечно, по содержанию – это женщина. Но по сути … По сути – это просто голос трагедии (кстати муза трагедии – женского пола, как и все прочие музы). Голос колоссального неблагополучия.
Звучит музыка
Вед. 1: Кто-то написал: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно!» Может быть, обычный человек и не может рассказать..
Вед. 2: Но есть люди, как сказал Александр Блок: «называющие ее по имени, отнимающие ароматы у живого цветка, люди эти – поэты. Один из них – Константин Бальмонт». Что для него любовь?
Чтец:
Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,
Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.
Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,
ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,
Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза
И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,
Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.
Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"
Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.
И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.
Вед. 1: А вот поэт – символист Александр Блок «Образ своего грядущего мира» описал в знаменитом стихотворении «Незнакомка». Необыкновенная музыкальность «Незнакомки» оказалась и долговечной, и притягательной.
Вед. 2: Здесь Блок раскрыл себя целиком. О нем говорили, что Блок «Незнакомки» стал любимцем толпы. «Незнакомка» сразу же стала любимым стихотворением молодежи.
Песня девятиклассников ПОЭТУ
Чтец:Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Вед. 1: Все поэты были своеобразны и неповторимы. А у нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. Изо всех мук сиротства Анна Ахматова особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят, меня любят, но я не люблю, - такова была ее излюбленная тема….
Вед. 2: Он же увлекался женщинами ежечасно. « Влюбчивость Гумилева известна – с кем только он не прогуливался вечерами, кому только он не назначал свидания и не посвящал стихи! Но любовью его, самой большой, выстраданной, осталась Анна Андреевна Ахматова».
На сцену поднимаются ОН и ОНА. Перекрестное чтение стихов А. Ахматовой и Н. Гумилева под музыку. Она
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
Он:
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Она
И я стану – Христос помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Он:
Ее душа открыта жадно
Лишь Медной музыке стиха,
Пред жизнью дальней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Она
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый,
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
Он:
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Она
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнуться лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Одари меня горькою славой.
Видео на стихи А. Ахматовой «Нет, Царевич, я не та»
Чтец
Анна Ахматова
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Вед. 1: Не каждый поэт позволит природе овладеть собой, отдаться впечатлениям и рисовать словами, словно кистью с акварельной краской. Именно так получается у Сергея Есенина. Есенин – настоящий живописец. Силы природы будто одушевляются у поэта; он чувствует их дыхание и следит за каждым шорохом листвы и дуновением ветерка.
Вед. 2: Мне кажется, высший дар – писать такие стихотворения, чтобы дух захватывало; чтобы, читая строки, читатель ощущал зимний морозец или солнечный зной, или весеннюю свежесть, мог услышать звуки, почувствовать запахи. И Есенина можно отнести к таким поэтам.
Вокальная группа «Не жалею, не зову, не плачу»
Вед. 1: Мой серебряный век,
Твой серебряный век,
Вед. 2: Наш серебряный век…
Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.
Вед. 1: Главное, что объединяло творчество всех поэтов «серебряного века» - это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее.
Вед. 2: Да, можно уехать,
покинуть, оставить свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя
жизнь, невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. Любовь
к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца
бьются
Выходят все чтецы на сцену
Блок.
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Бальмонт.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.
Мандельштам.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.
Цветаева.
Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.
Есенин.
Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.