Сценарий мастер-класса
Тема: Мультипликация как средство развития творческих способностей дошкольников и учеников младших классов школы в условиях реализации технологии STEM
Разработала: Овчинникова Светлана Геннадьевна
Ижевска, 2024
Цели:
- Развитие методических компетенций: Обеспечить учителей младших классов инструментами и подходами для использования мультипликации в образовательном процессе.
- Интеграция STEM-подхода в обучение: Показать, как творческое и технологическое обучение может взаимодействовать через мультипликацию, чтобы стимулировать интерес к STEM-дисциплинам.
- Укрепление преемственности: Формировать у педагогов понимание важности преемственности между дошкольным и начальными уровнями образования.
- Повышение мотивации и вовлеченности учеников: Развить у учителей навыки создания увлекательных и интерактивных уроков через методы мультипликации.
Время: 2 часа
Участники: Учителя начальных классов
Материалы: Проектор, ноутбук 4 шт., наборы мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» – 4 шт., материалы для создания мультипликации (папиросная бумага, маркеры, цветные карандаши, планшеты для рисования, доступ к приложению для создания анимации), раздаточные материалы, флипчарт.
Программа мастер-класса:
Введение (10 минут):
Игра «Эмоции в картинах»
Цель:
Развить эмоциональный интеллект участников, помочь им осознать важность эмоций в создании мультипликации и в работе с детьми, а также создать комфортную и доверительную атмосферу.
Правила простые: вы рисуете какую-то эмоцию. Затем сравниваете, что получилось. После можно создать свою галерею эмоций.
Примечание: Эта игра способствует развитию навыков невербальной коммуникации и помогает участникам осознать, насколько важна передача эмоций в мультипликации. Участники смогут не только развеселиться, но и задуматься о том, как эмоции влияют на зрительное восприятие и создание историй для детей.
Теоретическая часть (20 минут):
Слайд 1 Основы мультипликации и её значение в образовании
Подзаголовок: Влияние анимации на развитие детей
Изображение: Яркий коллаж из различных анимационных кадров
Слайд 2: Что такое мультипликация?
Определение: Искусство создания движущихся изображений с использованием последовательных кадров.
- Техники: Рисованная анимация, кукольная анимация, компьютерная анимация.
- Изображение: Сравнение различных техник мультипликации
Слайд 3: Основные концепции мультипликации
- Покадровая анимация: Процесс создания серии изображений, которые последовательно отображаются.
- Темпы и ритм: Как скорость движений влияет на восприятие эмоций.
- Сторителлинг: Значение сюжетной линии и персонажей в мультфильмах.
- Изображение: Картинка с последовательностью кадров анимации
Слайд 4: Процесс создания мультфильма
- Сценарий: Идея и написание истории.
- Эскизы и раскадровка: Визуализация последовательности действий.
- Анимация: Превращение эскизов в движение.
- Изображение: Процесс от идеи до завершенного анимационного кадра
Слайд 5: Значение мультипликации в образовании
- Развитие креативности: Стимулирование воображения детей.
- Интерактивное обучение: Облегчение восприятия сложных тем с помощью анимации.
- Социальные навыки: Работа в группах над проектами.
- Изображение: Дети, работающие над анимационным проектом
Слайд 6: Эмоциональное развитие
- Понимание эмоций через персонажей:
Учеба на примерах различных переживаний.
- Сопереживание: Развитие эмпатии у учащихся.
- Изображение: Эмоции персонажей мультфильма
Слайд 7: Интеграция с STEM
- Визуализация научных концепций: Объяснение сложных тем через анимацию.
- Синергия двух дисциплин: Анимация как средство обучения и понимания.
- Изображение: Сцена из образовательного мультфильма на тему науки
Слайд 8: Заключение
- Итог: Мультипликация является мощным инструментом в образовании, способствуя развитию творческих и критических навыков.
- Призыв к действию: Используйте мультипликацию для создания увлекательного и запоминающегося опыта обучения!
- Изображение: Мотивационная цитата о значении творчества в образовании
Слайд 9: Вопросы и обсуждение
- Приглашение к вопросам: Готовы отетить на ваши вопросы и обсудить идеи!
- Изображение: Изображение коллектива или группы людей, наслаждающихся процессом обмена информацией и мнениями.
Примеры успешного использования мультипликации в уроках (20 минут)
Вот несколько примеров успешного использования мультипликации в уроках для младших классов:
1. Изучение животных через анимацию
- Пример: На уроках естествознания учитель может показывать анимационные видео о различных животных, их среде обитания и поведении. Это оживит материал и поможет ученикам запомнить информацию, увидев, как животные ведут себя в своем естественном окружении.
2. Математика с помощью анимации
- Пример: Уроки математики могут включать яркие анимации, объясняющие понятия, такие как сложение и вычитание. Например, анимация, в которой персонажи «собирают» яблоки или «делят» пирог, делает числовые операции более понятными и зрительными для детей.
3. Анимация для изучения языка
- Пример: Учителя могут использовать мультфильмы для обучения младших школьников словам и фразам на родном или иностранном языке. Анимационные ролики с простыми диалогами и яркими образами помогают детям запомнить новые слова через игру и эмоции.
4. Чтение и литература через анимацию
- Пример: Анимационные ролики по мотивам детских книг могут служить отличным стартом для обсуждения прочитанного. Ученики смотрят анимацию, а затем обсуждают персонажей, сюжет и уроки, которые они могут извлечь из истории.
5. Анимация в уроках искусства
- Пример: Дети могут создавать собственные простые анимации с помощью программ на планшетах или компьютерах. Это может быть короткий мультфильм о том, как персонаж совершает какое-то действие. Такой подход помогает им развивать креативные навыки и выражать свои идеи визуально.
6. Воспитание через анимацию
- Пример: Анимационные фильмы, затрагивающие темы дружбы, взаимопомощи или уважения, могут служить основой для обсуждения социальных навыков и морали. Учитель может задать вопросы о том, как герои мультфильма справляются с трудностями, что поможет детям учиться на примерах.
7. Экологическое воспитание через анимацию
- Пример: Мультфильмы о защите окружающей среды могут быть использованы на уроках окружающего мира. Дети могут узнать о переработке мусора или сохранении водных ресурсов, увидев яркие примеры в анимационном формате.
Практическое задание 1 (15 минут): Создание анимационного сюжета
Презентация работ групп и обсуждение (10 минут)
Практическое задание 2(15 минут): Интеграция STEM и мультипликации - создание образовательного проекта
НАПРИМЕР
Проект: "Анимационная лаборатория: Исследуем природу через мультипликацию"
Цель проекта:
Создание короткометражного анимационного фильма, который объясняет принципы науки и технологии через изучение природных явлений (например, экосистем, циклов воды или изменения климата).
2. Исследование темы:
- Попросите команды провести исследование по выбранным темам, используя учебники, интернет и другие ресурсы.
- Команды должны собрать факты, изображения и идеи для своего анимационного сюжета.
- Рекомендуйте использовать таблицы и схемы для организации собранной информации.
3. Разработка сценария:
- После завершения исследования каждая команда должна написать сценарий для своего мультфильма, который включит:
- Основную идею.
- Персонажей.
- Важные научные факты и объяснения.
- Сценарий должен быть упрощенным и доступным для понимания младшими школьниками.
4. Создание раскадровки:
- Команды создают раскадровку (storyboard), чтобы визуализировать, как будет развиваться история. Это включает:
- Кадры каждого сцены.
- Описание действий и диалогов.
- Вы можете предоставить шаблоны для рисунков и указаний по созданию раскадровки.
5. Анимация:
- Каждая группа создает свою анимацию, основываясь на сценарии и раскадровке.
6. Озвучивание и монтаж:
- Команды записывают озвучку для своих фильмов, используя свои голоса или специальные звуковые эффекты.
7. Презентация результата:
- Обсудить, что они узнали о своей теме и процессе создания анимации.
8. Оценка и рефлексия:
Оценивания проекта "Анимационная лаборатория:
Исследуем природу через мультипликацию". Приложение 1.
Рефлексия(10 минут): Обсуждение выводов и впечатлений участников
1. Какие навыки я развил во время проекта?
- Творческие навыки: Я научился генерировать оригинальные идеи для анимации и разрабатывать интересные сюжеты. Работа над созданием персонажей и их взаимодействия позволила мне улучшить свое художественное выражение.
- Технические навыки: Я освоил базовые техники анимации и использовал специальные программы для создания мультфильмов. Этот опыт расширил мои знания о цифровых инструментах и технологиях.
- Командные навыки: Я научился работать в команде, делиться идеями и уважать мнения других. Мы успешно распределяли роли и обязанности, что способствовало эфективному сотрудничеству.
2. Что я чувствовал?
- Эмоции на различных этапах проекта:
- При работе в команде я чувствовал поддержку и взаимопомощь, что вдохновляло меня на более креативные идеи.
- Во время создания анимации я испытывал волнение и радость, когда элементы начинали оживать и создавать полный сюжет.
- На стадии презентации я был немного нервным, но также гордился нашей работой и готов был поделиться результатами.
- Чувства по поводу своей роли: Я чувствовал себя значимым членом команды, и моя роль способствовала развитию общей идеи проекта. Я был доволен своим вкладом и тем, как все вместе удалось создать цельный продукт.
- Моменты трудностей: Были моменты, когда технические аспекты анимации вызывали фрустрацию из-за неясностей или ошибок. Я справлялся с этим, задавая вопросы команде и обращаясь за помощью к учителю, что позволило мне преодолеть трудности и двигаться вперед.
3. Какие трудности я встретил?
- Конкретные проблемы: Мы столкнулись с техническими сложностями, такими как сбои в программе для анимации и недопонимание по поводу распределения ролей в команде.
- Справление с трудностями: В моменты непонимания мы собирались для обсуждения и разъясняли каждый шаг, что помогло нам найти общий язык и добиться нужного результата. Я понял важность коммуникации и совместного решения проблем.
- Меры на будущее: Чтобы избежать таких проблем, я мог бы заранее ознакомиться с используемыми программами и лучше подготовиться к распределению ролей, создав четкий план работы команды.
4. Как я могу применить эти знания и навыки в будущем?
- У меня есть возможность использовать полученные навыки анимации в различных проектах, не только в учебе, но и в личных увлечениях. Я осознал, что креативность и технологии могут быть совмещены для реализации интересных идей.
- Навыки командной работы, общения и совместного решения проблем будут полезны в будущих групповых проектах, как в учебе, так и в жизни.
- Я также могу применить принципы STEM, изученные в ходе проекта, чтобы развивать и внедрять инновационные идеи в своих дальнейших исследованиях и работах.
Приложение 1.
Оценивания проекта «Анимационная лаборатория»
Критерии оценивания:
Критерий
|
Описание
|
Максимальный балл
|
ОЦЕНКА |
Креативность
|
Оригинальность идей, необычные подходы к представлению информации и использование анимации. Учитывается сюжет, персонажи и визуальные элементы. |
20
|
|
Научная точность
|
Соблюдение научных фактов и концепций в анимации. Убедительность и четкость объяснений научных явлений. |
20
|
|
Командная работа |
Способность членов группы сотрудничать, делиться обязанностями, поддерживать друг друга и вносить вклад в общий проект. |
20
|
|
Качество анимации |
Техническая грамотность в создании анимации, использование цветовой палитры, плавность движения, качество озвучивания и звуковых эффектов. |
20
|
|
Качество анимации |
Техническая грамотность в создании анимации, использование цветовой палитры, плавность движения, качество озвучивания и звуковых эффектов. |
20
|
|
Презентация |
Умение представить проект, четкость изложения, вовлеченность аудитории и ответ на вопросы. Структурированность и логичность презентации |
20
|
|
Итого: |
|
100 баллов
|
|
Описание балльной системы:
Креативность:
- 0-5 баллов: Чрезвычайно стандартный подход, отсутствуют оригинальные идеи.
- 6-10 баллов: Некоторые интересные элементы, но в основном традиционный подход.
- 11-15 баллов: Хорошая оригинальность, много интересных решений.
- 16-20 баллов: Исключительная креативность, инновационные идеи, яркие и уникальные персонажи.
Научная точность:
- 0-5 баллов: Много ошибок, неверные факты.
- 6-10 баллов: Есть значительные недочеты, некоторые факты неточные.
- 11-15 баллов: В целом правильно, но есть незначительные неточности.
- 16-20 баллов: Научные факты представлены верно, четкие объяснения.
Командная работа:
- 0-5 баллов: Члены команды не работают совместно, конфликтуют.
- 6-10 баллов: Ограниченное сотрудничество, некоторые члены группы не участвуют активно.
- 11-15 баллов: В целом хорошее сотрудничество, но возможны незначительные несогласия.
- 16-20 баллов: Отличная командная работа, все активно внесли вклад.
Качество анимации:
- 0-5 баллов: Низкое качество, много ошибок.
- 6-10 баллов: Приемлемое качество, но есть серьезные недочеты.
- 11-15 баллов: Хорошее качество, но есть некоторые недостатки.
- 16-20 баллов: Высокое качество анимации, яркие визуальные эффекты, плавные движения.
Презентация:
- 0-5 баллов: Презентация неструктурированная, трудно понять основную идею.
- 6-10 баллов: Несколько структурирована, но много техничек.
- 11-15 баллов: В целом представлена неплохо, некоторые моменты можно улучшить.
- 16-20 баллов: Презентация отлично структурирована, четкое изложение, хорошо отвечают на вопросы.
Ожидаемые результаты:
- Развитие STEM-компетенций
- Креативность
- Командная работа
- Углубление знаний.
Приложение 2.
Дополнительные элементы для оформления сценария
Викторина по мастер-классу: "Мультипликация как средство развития творческих способностей дошкольников и учеников младших классов школы в условиях реализации технологии STEM"
Вопросы:
- Что такое методология STEM?
A) Образование, основанное на искусстве
B) Образование в области науки, технологий, инженерии и математики
C) Образование, связанное с физическим воспитанием
Какая основная цель использования мультипликации в образовательном процессе?
A) Научить детей рисовать
B) Развивать творческие способности и научное мышление
C) Проводить эксперименты с различными материалами
Какой навык развивает создание анимации у детей?
A) Только технические навыки
B) Командная работа и креативность
C) Умение играть на музыкальных инструментах
Какой шаг следует предпринять перед началом работы над анимацией?
A) Создать сценарий и раскадровку
B) Непосредственно начать анимацию
C) Найти музыку для мультфильма
Какие программы можно использовать для создания анимации?
A) Photoshop
B) Toonly и Stop Motion Studio
C) Microsoft Word
Как важно в процессе работы над проектом распространять роли среди членов команды?
- A) Это не важно, все могут делать всё
-B) Это способствует более эффективному сотрудничеству и повышает качество работы
- C) Это затрудняет процесс
На каком этапе проекта важен сбор обратной связи от команды?
- A) В начале работы
- B) На этапе ползунка
- C) Во время тестирования и презентации готового продукта
Какой фактор критически важен для успешной презентации анимационного проекта?
- A) Уверенное выступление и умение отвечать на вопросы
- B) Яркие костюмы
- C) Длительность презентации
Что означает глазная форма в мультипликации?
- A) Выражение эмоций персонажа
- B) Способ хранения информации
- C) Стиль рисования
Какова основная ценность мультипликации в контексте STEM-образования?
- A) Она развивает только художественные навыки
- B) Она объединяет научные концепции и креативные подходы, способствуя глубокому пониманию материала
- C) Она может лишь развлекать детей
Ответы:
- B
- B
- B
- A
- B
- B
- C
- A
- A
- B
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.