МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ
Сценарий мероприятия по антикоррупционному просвещению обучающихся
«За своё постою, а чужое не возьму»
Булавкина Любовь Александровна,
1 категория,
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты,
учитель начальных классов
Цель: обеспечить условия для осознания учащимися понятий «своё», «чужое», «честность», «ложь», «коррупция» с учётом субъективного жизненного опыта и представления о значении данных понятий в жизни каждого человека.
Задачи предметные: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваивать чужое; включить учащихся в деятельность по осмыслению биополярных понятий: честность – ложь, коррупция;
Метапредметные: организовать работу учащихся в группах для выполнения разнообразных видов творческих и коммуникативных заданий;
создать условия для формирования аналитических умений учащихся через анализ проблемных ситуаций.
Личностные: формировать у учащихся ценностное отношение к понятию «честность»; создать ситуации для эмоционально-чувственных переживаний учащихся, связанных с осмыслением темы; создать условия для понимания сущности осознанного нравственного поведения человека в обществе.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этап урока |
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы |
Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Беседа с учащимися «Брать чужие вещи — это хорошо или плохо?»: - Какого человека называют вором? - Почему люди воруют? - Нужно ли наказывать за воровство? - Можно ли в магазине взять игрушку (или другой предмет) и, не заплатив, идти домой? - Можно ли брать чужую игрушку, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете? - Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу, конфету), можно ли назвать его вором? (Учитель обобщает ответы и подводит детей к мысли: брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.)
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? – Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки? – За что мы осуждаем Павлика? - Как мы можем назвать действие, которое совершили мальчики? - Так о чём пойдёт речь на нашем классном часе? Правильно, это и будет темой нашего классного часа. |
(Ученик читает наизусть стихотворение): Что такое, что случилось, Что это за «волшебство»? Пропадают вещи, деньги, — Может, это воровство? Что значит воровать?
Инсценировка рассказа Н. Носова «Огурцы» - Мама, я тебе огурцов принёс. - Где ты их взял? - На огороде. - На каком? - На колхозном. - Кто же тебе разрешил? - Никто, я сам нарвал. Павлик брал, а мне нельзя что ли? - Значит украл? Сейчас же неси их обратно! - Не пойду! Там дедушка сторож с ружьём. Он выстрелит и убьёт меня. - И пусть убьёт. Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор! - Ну, пойдём со мной. На дворе темно, я боюсь. - А брать не боялся? Или неси огурцы обратно, или совсем уходи из дома. Ты мне не сын.
Дети делают вывод, что тема занятия «Не бери чужое». |
2. Актуализация знаний учащихся.
|
Педагог предлагает детям задуматься, почему так говорят в народе: На воровстве далеко не уедешь. Раз взял — навеки вором стал. У вора короткие ножки. |
Учащиеся читают и анализируют пословицы |
3. Выявление места и причины затруднения.
4. «Открытие» учащимися нового знания.
|
Психологические этюды: (текст этюдов читает учитель) Этюд «Деньги на мороженое» Мама дала девочке денег на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как деньги выпали у неё из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Отпустила девочка руку в карман, а денег там уже нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежки?», - думает девочка. А их нашел мальчик. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «Ты не видел денежки? Мама дала мне на мороженое, а я их потеряла». Этюд «Куколка» Маша ходила в детский сад. Однажды она увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. И Маша положила куколку в карман. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести её домой. Этюд «Водитель» Водитель нарушил правила дорожного движения. Он не хочет платить штраф. Он платит сотруднику ГАИ некоторую сумму. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но и от денег не отказывается. - Кто виноват? - Виноваты оба. Это коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа. - Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! - Подходят эти слова к этюдам? |
Учащиеся анализируют этюды
Виноваты оба.
Да, подходят. Запоминание детьми этого правила. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
- Давайте сейчас поработаем в группах и выполним задания.
- Давайте послушаем ваши ответы. - Какими могут быть последствия даже мелких краж? - Школьник безнаказанно крадет мелочи: ручки, карандаши, ластик и т.д. Постепенно формируется привычка брать чужое. Впоследствии человек начинает совершать крупные кражи, становится преступником - вором. Коррупция на предприятиях касается стоящих у власти чиновников, которые распоряжаются государственными деньгами и принимают решения не в интересах государства и общества, а в своих личных интересах. - В словаре Ожегова можем прочитать значение слов «коррупция», «чиновники».
- Где находятся преступники? Какие последствия воровства могут быть?
Работа в группах - анализ ситуаций.
Обсуждение ситуаций
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
|
Учащиеся работают с раздаточным материалом: Группа №1. Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, взявший чужое? Страх разоблачения. Тревога Радость Группа №2. Как вы думаете, какие чувства испытывает пострадавший: Обида Злость Желание отомстить
Учащиеся находят в словарную статью и зачитывают: Коррупция – подкуп, продажность. Преступная деятельность в государственном управлении. Чиновник – государственный служащий. Позор на всю жизнь. Недоверие окружающих. Человек и не брал чужое, а указывают на него, так как провинился ранее. Учащиеся работают в группах и анализируют ситуации. Группа № 1. Ребенок из детского сада унес игрушку домой. Это воровство? Почему? Группа № 2. Учащиеся 6 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Вова задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? Почему? Группа № 3. На завод поступили денежные средства для выплаты заработной платы его работникам. Директор завода потратил эти денежные средства на туристическую путевку для своей семьи. Какое преступление совершил директор? Почему? Учащиеся высказывают своё мнение Учащиеся работают с раздаточным материалом: Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок. Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать. Без спросу взял, да не сказал, так украл. Хоть и с умом воровать, а беды не миновать. |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Коллективная игра «Это я, это я, это все мои друзья…» Кто из вас, поев в столовой, говорит, спасибо, повару? Кто из вас без разрешения съел у мамы все варенье? Кто из вас, приходя в класс, Здравствуйте, Любовь Александровна, говорит тотчас? Кто из вас нашёл ключи, объявление напиши! Кто из вас на перемене, телефон украл у Лены? Кто из вас из малышей взял без спроса 100 рублей? Кто из вас, надев пальто, помог вычистить крыльцо? Кто из вас, приходя в школу, обижал Петрова Борю? Кто из вас, из мальчуганов 5 сигар взял из карманов? Кто из вас, из детей, утром чистит зубы щёточкой своей? Кто из вас на день рожденье сделал маме поздравленье? Кто из вас, из мальчишей быстро за руки взял друзей? - Сегодня мы обсудили очень важную тему. Что нового вы узнали? - Давайте повторим основные правила, которым сегодня мы научились и запомнили. - О чем задумались сегодня на занятии? |
Учащиеся хором отвечают на вопросы
Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают и называют правила |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.