Программа изучения личности школьника
Оценка 4.8

Программа изучения личности школьника

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
06.05.2020
Программа изучения личности школьника
Программа изучения личности школьника
Программа изучения личности.doc

Программа изучения личности

I.           Методы изучения психики учащихся

Для изучения индивидуально-психических особенностей учащегося и составления его психолого-педагогической характеристики необходимо пользоваться следующими методами:

 

1.     Наблюдение за поведением учащегося как на уроке, так и вовнеурочное время, за жизненными проявлениями его основных свойств нервной деятельности.

 

2.  Эксперимент: - опыты по изучению свойств внимания;

                             - опыты по выявлению видов и типов памяти;

                             - опыты по выявлению особенностей мышления.

 

3. Беседа с учеником о его интересах, отношениях к родителям, учителям, товарищам, выявление его рефлекторной группы и т.д.

 

4. Обобщение независимых характеристик – беседа о данном ученике с его родителями, учителями, товарищами.

 

5.  Анкеты:

А) по изучению учебных интересов школьника;

Б) по изучению мотивов деятельности (учебной) школьника;

В) по исследованию самооценки ученика.

 

6.  Анализ продуктов деятельности.

 

7.  Автобиографический метод (изучение личного дела ученика).

 

II. Схема психолого-педагогической характеристики ученика

 

II.I. Общие сведения об ученике

 

1.                 Ф.И.О., возраст, школа.

2.                 Состояния здоровья и внешний вид ученика.

 

II.II. Условия семейного воспитания и его влияние на личность ученика

 

1.                 Жилищные и санитарно-бытовые условия семьи.

2.                 Состав семьи. Где и кем работают родители.

3.                 Взаимоотношения в семье, ее культурный уровень.

4.                 Характер воспитания ребенка в семье.

5.                 Участие школьника в домашнем труде.

6.                 Друзья и товарищи вне школы.

7.                 Чем занимается ученик в свободное время.

 

 

II.III. Учебная деятельность

 

1.                 Как успевает ученик по различным предметам.

 

2.                 Отношение (мотивы) к учению. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном году.

 

3.                 Особенности познавательной деятельности (по данным наблюдения и психологических экспериментов). Индивидуальные особенности памяти (тип и вид памяти, ее прочность). Внимание (устойчивость, распределение, переключение). Мышление (особенности протекания мыслительных операций). Речь (богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме).

 

4.                  Характеристика самостоятельности ученика в учебной деятельности – умеет ли организовать свой труд; самостоятельность в подготовке домашнего задания; способность к самоконтролю и самоанализу.

 

5.                 Какие черты характера проявляются в учебной деятельности (ответственность, дисциплинированность, упорство, трудолюбие, и пр.; лень, неумение преодолевать трудности и пр.).

 

II.IV. Общественная деятельность

 

Характеристика общественных поручений (виды поручений и уровень их выполнения; организатор, исполнитель, наблюдатель). Отношение к общественной деятельности. Какие черты характера проявляются в общественной деятельности (активная жизненная позиция, инициативность, целеустремленность и т.д.).

 

II.V. Трудовая деятельность

 

Участие в самообслуживании и общественно-полезном труде. Любит ли работать в школьных мастерских, проявляет ли инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности (трудолюбие, инициативность, чувство долга, лень, безответственность и др.).

 

II.VI. Общение

 

Положение ученика в коллективе. Бывают ли конфликты и их причины. Какие черты характера проявляются в общении с товарищами, родителями и учителями (коллективизм, доброта, общительность и т.д.; эгоизм, равнодушие и др.).

 

II.VII. Характеристика интересов

 

Направленность интересов познавательные (к отдельным учебным предметам, искусству, науке, технике, спорту), трудовые. Связаны ли доминирующие интересы с выбором будущей профессии. Устойчивость интересов.

 

II.VIII. Особенности темперамента

 

Доминирующий тип темперамента. Особенности проявления эмоциональной сферы, работоспособности, общительности и др. в зависимости от темперамента.

 

II.IX. Рекомендации учителю для индивидуальной работы с учеником

 

Какие задачи надо решить в индивидуальной работе с данным учеником. Какие методы целесообразно применять для решения поставленных задач.

 

II.X. Рекомендации ученику в целях самовоспитания

 

Основные направления и методы самовоспитания.

 

III. План изучения индивидуально-психологических особенностей ученика

 

1. Предварительное знакомство с учеником и анализ документации (личное дело, классный журнал, медицинская карта).

Провести беседу:

А) с классным руководителем;

Б) с учителями предметниками;

В) с активом класса, друзьями.

 

2. Беседа с учеником.

 

3. Посещение школьника дома.

 

4. Постоянные наблюдения за поведением ученика:

А) на уроках;

Б) на внеклассных занятиях, в перемену и т.д.

 

5. Экспериментальное изучение школьника:

А) выявление особенностей внимания, памяти, мышления;

Б) изучение учебных интересов школьника;

В) выяснение мотивов его деятельности.

 

6. Разработка программы педагогического воздействия на ученика.

 

7. Помощь ученику в составлении программы самовоспитания.


Программа изучения личности I

Программа изучения личности I

Участие школьника в домашнем труде

Участие школьника в домашнем труде

Положение ученика в коллективе

Положение ученика в коллективе

Экспериментальное изучение школьника:

Экспериментальное изучение школьника:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020