Программа изучения личности
I. Методы изучения психики учащихся
Для изучения индивидуально-психических особенностей учащегося и составления его психолого-педагогической характеристики необходимо пользоваться следующими методами:
1. Наблюдение за поведением учащегося как на уроке, так и вовнеурочное время, за жизненными проявлениями его основных свойств нервной деятельности.
2. Эксперимент: - опыты по изучению свойств внимания;
- опыты по выявлению видов и типов памяти;
- опыты по выявлению особенностей мышления.
3. Беседа с учеником о его интересах, отношениях к родителям, учителям, товарищам, выявление его рефлекторной группы и т.д.
4. Обобщение независимых характеристик – беседа о данном ученике с его родителями, учителями, товарищами.
5. Анкеты:
А) по изучению учебных интересов школьника;
Б) по изучению мотивов деятельности (учебной) школьника;
В) по исследованию самооценки ученика.
6. Анализ продуктов деятельности.
7. Автобиографический метод (изучение личного дела ученика).
II. Схема психолого-педагогической характеристики ученика
II.I. Общие сведения об ученике
1. Ф.И.О., возраст, школа.
2. Состояния здоровья и внешний вид ученика.
II.II. Условия семейного воспитания и его влияние на личность ученика
1. Жилищные и санитарно-бытовые условия семьи.
2. Состав семьи. Где и кем работают родители.
3. Взаимоотношения в семье, ее культурный уровень.
4. Характер воспитания ребенка в семье.
5. Участие школьника в домашнем труде.
6. Друзья и товарищи вне школы.
7. Чем занимается ученик в свободное время.
II.III. Учебная деятельность
1. Как успевает ученик по различным предметам.
2. Отношение (мотивы) к учению. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном году.
3. Особенности познавательной деятельности (по данным наблюдения и психологических экспериментов). Индивидуальные особенности памяти (тип и вид памяти, ее прочность). Внимание (устойчивость, распределение, переключение). Мышление (особенности протекания мыслительных операций). Речь (богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме).
4. Характеристика самостоятельности ученика в учебной деятельности – умеет ли организовать свой труд; самостоятельность в подготовке домашнего задания; способность к самоконтролю и самоанализу.
5. Какие черты характера проявляются в учебной деятельности (ответственность, дисциплинированность, упорство, трудолюбие, и пр.; лень, неумение преодолевать трудности и пр.).
II.IV. Общественная деятельность
Характеристика общественных поручений (виды поручений и уровень их выполнения; организатор, исполнитель, наблюдатель). Отношение к общественной деятельности. Какие черты характера проявляются в общественной деятельности (активная жизненная позиция, инициативность, целеустремленность и т.д.).
II.V. Трудовая деятельность
Участие в самообслуживании и общественно-полезном труде. Любит ли работать в школьных мастерских, проявляет ли инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности (трудолюбие, инициативность, чувство долга, лень, безответственность и др.).
II.VI. Общение
Положение ученика в коллективе. Бывают ли конфликты и их причины. Какие черты характера проявляются в общении с товарищами, родителями и учителями (коллективизм, доброта, общительность и т.д.; эгоизм, равнодушие и др.).
II.VII. Характеристика интересов
Направленность интересов познавательные (к отдельным учебным предметам, искусству, науке, технике, спорту), трудовые. Связаны ли доминирующие интересы с выбором будущей профессии. Устойчивость интересов.
II.VIII. Особенности темперамента
Доминирующий тип темперамента. Особенности проявления эмоциональной сферы, работоспособности, общительности и др. в зависимости от темперамента.
II.IX. Рекомендации учителю для индивидуальной работы с учеником
Какие задачи надо решить в индивидуальной работе с данным учеником. Какие методы целесообразно применять для решения поставленных задач.
II.X. Рекомендации ученику в целях самовоспитания
Основные направления и методы самовоспитания.
III. План изучения индивидуально-психологических особенностей ученика
1. Предварительное знакомство с учеником и анализ документации (личное дело, классный журнал, медицинская карта).
Провести беседу:
А) с классным руководителем;
Б) с учителями предметниками;
В) с активом класса, друзьями.
2. Беседа с учеником.
3. Посещение школьника дома.
4. Постоянные наблюдения за поведением ученика:
А) на уроках;
Б) на внеклассных занятиях, в перемену и т.д.
5. Экспериментальное изучение школьника:
А) выявление особенностей внимания, памяти, мышления;
Б) изучение учебных интересов школьника;
В) выяснение мотивов его деятельности.
6. Разработка программы педагогического воздействия на ученика.
7. Помощь ученику в составлении программы самовоспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.