Эффективные приемы работы с одаренными детьми
Хренова М.А.
Учитель начальных классов
МБОУ «ТСШ№2»
Добрый день, дорогие коллеги!
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое- прохладную тень, одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Учителя нашей школы считают, что все дети талантливы, надо только найти такие способы, чтобы разгадать их. Коллектив учителей находятся в постоянном поиске таких систем обучения и воспитания, при которых дети не просто усваивают сумму знаний, а учатся учиться. Наша цель - это создание единого образовательного пространства, направленного на разностороннее развитие участников образовательного процесса. Для достижения этой цели, определили основные направления деятельности: интеллектуально-творческое, коррекционно-развивающее, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее и содружество с родителями.
Технология развивающего обучения осуществляется в процессе развития индивидуальных творческих способностей ребёнка. Опираясь одновременно на рекомендации школьного психолога, на мониторинг развития познавательных процессов, узнавая интересы и склонности учеников, разрабатываем систему работы с одаренными детьми в интеллектуальном клубе «Совенок» (начальные классы), и в научном обществе учеников «Перспектива» (среднее и старшее звено). Исследовательская и проектная деятельность стала эффективным средством развития ученического и педагогического коллектива, избавила от однообразия и монотонности образовательного процесса. Ребята вместе с педагогами проводят эксперименты, готовят презентации, создают видеофильмы. Ведь то, что ребенок откроет для себя сам, он уже никогда не забудет.
Образовательную деятельность учеников выстраиваем в сотрудничестве, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Это воспитывает в каждом веру в свои силы. При этом формируется фундамент, то есть универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого ребёнка.
Результаты говорят сами за себя. Есть победители и призеры предметных олимпиад и научно-практических конференций.
В научно – практической конференции муниципального уровня приняло участие 4 учащихся, 2 из них стали победителями, что составило 50% качества. 13 учащихся приняло участие в региональной конференции, 3 из них стали призерами, 3 лауреатами. 7 учащихся стали участниками всероссийского конкурса «Портфолио»
Олимпиады и конференции способствовали выявлению наиболее способных ребят. В рамках программы «Одаренные дети» в течение года работали мобильные группы по подготовке к олимпиадам, проводились консультации по исследованиям. В процессе подготовки и проведения олимпиад, научно-практических конференций и интеллектуальных конкурсов, возрос интерес к учебным предметам, общая эрудиция, умение выполнять сложные, нестандартные задания.
Вместе с тем выявилась и недостаточная подготовка сильных учащихся по некоторым предметам. Подробный анализ ошибок учащихся, их затруднений в выполнении олимпиадных задач был сделан на всех заседаниях МО. В этом году предложили учителям по этим предметам разработать индивидуальные рабочие программы по работе с каждым одаренным ребенком.
Школа находит возможности для участия детей в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и марафонах международного, всероссийского, регионального уровней:
№ |
Международный уровень |
Всероссийский уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
1
2 |
Русский медвежонок (Призеры) «Золотое руно» (Дипломы 1, 2 степени) Кенгуру (призеры)
|
Лучший ученик 2011 (призеры)
Зеленая планета (Дипломы 1, 2 степени) Викторина «Города – герои» |
Конкурс по пожарной безопасности «Все на борьбу с пожарами!» Конкурс рисунков по ПДД «Наш вернисаж» |
Газета «Земля Таштыпская» Знакомые черты наших родных и близких (победители) Новогодняя сказка (победители) Весеннее настроение |
3 |
КИТ (победитель) |
Совенок (Лауреаты) |
|
Мой любимый сказочный герой (Дипломы 1, 2 степени) |
4 |
Британский бульдог |
|
Выставки художественно-технического творчества (Дипломы 1, 2 степени) |
|
5 |
|
Наша новая школа |
|
Выставки цветов, плодов и овощей (Дипломы 1, 2 степени) |
6 |
|
«Эму» (Победители и призеры) |
Танцевальные конкурсы |
|
7 |
Марш парков
|
«Покормите птиц зимой» (Победители) |
|
Вокальные конкурсы |
Учащиеся начальной школы пробуют себя в роли юных журналистов в школьном пресс – центре, который выпускает журнал «Мы растем», в муниципальной газете «Земля Таштыпская».
В современном обществе на первый план выдвигаются уникальные, творческие способности личности. Многим детям важно, чтобы их заметили, поняли, оценили. Ведь если ребенок не преуспел в общеобразовательных предметах, он может состояться как спортсмен, художник, поэт. Поэтому, благодаря разработанному в нашей школе блоку программы «Творчество +», заметен высокий процент получения учащимися класса дополнительного образования. В школе ведется кружковая работа по следующим образовательным направленностям: социально-педагогическая, художественно – эстетическая, естественно-научная, физкультурно-оздоровительная.
Направление |
Объединение |
Естественно-научное |
Основы танцевального искусства |
Агиттеатр «Современник» |
|
«Основы вокального искусства» |
|
«Художественная обработка материалов» |
|
«Умелые ручки» |
|
«Волшебная кисточка» |
|
Социально-педагогическое |
Пресс-центр «Мы растем» |
«Вожатый» |
|
Клуб «Пегасик» |
|
«Знатоки афоризмов» |
|
Физкультурно-оздоровительное |
Волейбол |
Гиревой спорт |
|
Лыжные гонки |
|
Настольный теннис |
|
Футбол |
|
Вольная борьба |
|
Естественно-научное |
Знатоки биологии |
Ученики становятся призерами и лауреатами конкурсов юных исполнителей, танцоров, вокалистов, театралов, чемпионами спортивных соревнований разного уровня.
Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Важнейшей составляющей которого является личностно-ориентированное образование, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности.
Но личность воспитывается только личностью. Коллектив нашей школы объединяет единомышленников, любящих детей, способных к слаженной совместной работе и творческому развитию. Педагогам свойственен высокий уровень профессионализма, хорошая образовательная подготовка, значительный творческий потенциал.
Креативность, гуманизм, высокая работоспособность и взаимопонимание всех членов коллектива создают тот особый микроклимат, позволяющий создать лучшие условия для развития и воспитания каждого ребенка. Это дает возможность не только добиваться стабильного уровня знаний, умений и навыков, но и развивать яркие творческие способности, воспитывать нравственность каждого ученика, повышать профессиональный уровень педагогов.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.