Автор: Ушакова Наталья Валентиновна, учитель биологии МБОУ г. Кургана «СОШ №43 имени академика Г.А.Илизарова».
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечника В.В. Урок разработан для обучающихся 9 класса.
Контрольно-обобщающий урок по теме
«Клетка - структурная единица всего живого».
Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, проверить усвоение обучающимися этих знаний и умений.
Развивающие: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, сравнения, продолжить развивать память и навыки самостоятельной учебной работы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: уметь описывать особенности строения органоидов клеток эукариот и прокариот; объяснять значение каждого органоида в жизни клетки; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органоидов и их функциями.
Метапредметные:
-познавательные: структурировать учебный материал; воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.
-регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму; представлять результаты работы и делать выводы о качестве проделанной работы.
-коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; выступать перед аудиторией; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности.
Тип урока: урок контрольно-обобщающий.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Подготовка к уроку: класс делится на 5 групп, в трех группах обучающиеся претендующие на «4» и «5»; в остальных двух – менее успевающие ребята.
Ход урока:
1. Организационный момент. Подготовка обучающихся к уроку. Обучающиеся делятся на 5 групп, занимают свои столы. 2 человека будут работать у доски (выполнять индивидуальные задания).
2. Актуализация.
Учитель читает загадку:
Вам кажется, мала она,
Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о клетке)
На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории.
На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”.
3. Выполнение и защита заданий. У доски работают 2 человека:
Задания (у доски)
№1. Назовите части клетки, которые по вашему мнению аналогичны следующим структурам и опишите их функции…
Городская администрация, трубопровод, фабрика по изготовлению стройматериалов, завод по утилизации отходов, солнечная батарея.
№2. Найди пару к понятиям:
Ядро -…(кариотип)
Диплоидный - …(46)
Гранулярная - …(рибосомы)
Митохондрия - …(кристы)
Лейкопласты -... (бесцветные)
Клеточный центр -…(центриоли)
Прокариоты - …(бактерии)
Остальные ученики делятся на 5 групп. Каждая группа выполняет свое задание (в течение 10мин.) По истечении этого времени заслушиваются ответы (индивидуальные) и выступают представители групп.
Группа №1 (слабоуспевающие обучающиеся)
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке?
Вот шеренги две солдат
В охранении стоят.
Сапоги у них в жиру;
Пройти сквозь них я не могу:
Пропускают тех они,
Кто по свойствам им сродни.
Назовите нам солдат,
Что в охранении стоят!
№2.Найдите в тексте или придумайте прилагательные (не менее 5), которые будут характеризовать данную часть клетки.
Клеточная мембра́на (плазмолемма, или плазматическая мембрана) — эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов. Отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой. Это активная изменчивая структура, которая активно работает в интересах всей клетки и связывает её с окружающим миром, а не просто является "защитной оболочкой". Мембраны — структуры очень динамичные. Они быстро восстанавливаются после повреждения, а также растягиваются и сжимаются при клеточных движениях.
Функции биологических мембран следующие:
1. Отграничивают содержимое клетки от внешней среды и содержимое органелл от цитоплазмы.
2. Обеспечивают транспорт веществ в клетку и из нее, из цитоплазмы в органеллы и наоборот.
3. Выполняют роль рецепторов (получение и преобразование сигналов из окружающей среды, узнавание веществ клеток и т. д.).
4. Являются катализаторами (обеспечение примембранных химических процессов).
5. Участвуют в преобразовании энергии.
Группа №2 (слабоуспевающие обучающиеся)
Задания:
№1.О каком органоиде клетки говорится в загадке?
Кто сам себя питает,
Газ в глюкозу превращает,
Цепь пищевую начинает
И других не поедает.
Это что за автотроф
Первым быть всегда готов?
№2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:
1)Какое вещество, содержащееся в листьях, придает им зеленый цвет?
2)В каких органоидах клетки содержится хлорофилл?
3)Какое строение имеют листья светолюбивых растений?
4)Какое строение имеют листья тенелюбивых растений?
5)Почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые – с листьями теневыносливых растений?
Влияние солнечного света на растения.
Растущие на открытом месте светолюбивые деревья, как правило, невысокие, разветвленные, с широкой кроной (сосна, береза, лиственница, белая акация). Благодаря интенсивному освещению некоторые светолюбивые травянистые растения образуют низкорослые, часто розеточные формы с укороченным стеблем (подорожник, одуванчик, горные растения), другие растения могут иметь достаточно высокий стебель (луговые травы, иван-чай). Светолюбивые растения имеют характерное строение листьев. Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты восковым налетом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. У некоторых растений листья на стебле расположены вертикально (степные злаки) или повернуты ребром к падающим лучам солнца (эвкалипт). Это также избавляет лист от чрезмерного нагревания.
Тенелюбивые растения растут под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не проникают прямые лучи солнца (лишайник, вороний глаз, ветреница). В таких местах обычно повышенная влажность. Эти условия оказывают влияние на строение тенелюбивых растений. Листовые пластинки у этих растений довольно крупные, тонкие. Кожица листа тонкая, ее клетки часто содержат хлоропласты. Устьица могут быть расположены на верхней и на нижней сторонах листа. Хлоропласты в клетках листьев крупные, хлорофилла в них больше, чем у светолюбивых растений. Это обеспечивает возможность фотосинтеза при слабом, рассеянном освещении.
Группа №3
Задания:
№1.О каком органоиде клетки говорится в загадке?
Есть в клетке аппарат,
Все белки принять он рад,
А затем упаковать,
В лизосомы переслать.
№2. Заполните кластер о предложенном вам органоиде клетки.
№3. Докажите, что жизнь клетки невозможна без этого органоида.
Группа №4
Задания:
№1.О каком органоиде клетки говорится в загадке?
Плывет крупный органоид,
С виду – точно огурцоид.
В нем рибосомы есть и кристы;
Мембраны две; одна бугриста.
№2.Составьте синквейн о предложенном органоиде.
№3. Выявите признаки, объединяющие этот органоид с хлоропластами.
Группа №5
Задания:
№1.О каком органоиде клетки говорится в загадке?
По каналам и канальцам
Грузы в клетке я вожу.
Доставляю «хлеб» и воду
Органоидам в угоду.
№2. Найдите «биологические» ошибки в тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки и перепишите их правильно.
1) Эндоплазматическая сеть представляет собой систему плоских мембранных цистерн и мембранных трубочек. 2) Пронизывает цитоплазму, соединяясь с клеточной и ядерной мембранами и аппаратом Гольджи. 3) Она служит основной выделительной системой клетки, по которой перемещаются синтезированные вещества.
4) Морфологически различают 2 вида ЭПС: гладкую и шероховатую (агранулярную). 5) Гладкая ЭПС представлена системой мембранных трубочек. 6) На наружной стороне мембран гладкой ЭПС находятся рибосомы. 7) Главной функцией шероховатой ЭПС является синтез белков. 8) Это определяется наличием на мембранах ядрышек.
№3. Выявите признаки, объединяющие мембрану и эндоплазматическую сеть.
Деятельность учителя: учитель наблюдает, корректирует, обобщает, оценивает.
4. Проверка знаний. Выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа
Установите соответствия.
Структура Функции
1. Клеточная мембрана а) место синтеза белка
2. Клеточная стенка б) создание тока жидкости внутри клетки
3. Хлоропласт в) жесткий защитный покров некоторых клеток
4. Гладкая ЭПС г) фотосинтез
5. Ядро д) транспорт веществ
6. Рибосома е) синтез АТФ
7. Митохондрии ж) хранение генетической информации
8. Комплекс Гольджи з) регуляция транспорта веществ в клетку и из нее
9. Цитоплазма и) накопление и выведение в цитоплазму клеточных
продуктов.
5. Рефлексия (проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния обучащихся после урока).
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
6. Домашнее задание.
Создать презентацию по теме «Строение клетки».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.