Сценарий образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»
Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания.
Обучающие задачи:
· закрепить в памяти детей сюжеты знакомых сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам;
· побуждать употреблять сказочные фразы и словосочетания, использовать присказки и концовки, характерные для жанра сказки;
· совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели;
· учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивающие задачи:
· развивать фантазию, детскую инициативу и самостоятельность;
· развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом;
· развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе, расширять активный словарь с помощью введения новых слов;
· развивать зрительную память, произвольность внимания в процессе рассматривания иллюстраций, макетов.
Воспитательные задачи:
· воспитывать интерес и любовь к сказкам, способность и желание понимать красоту и выразительность русской речи;
· воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач, умение работать в группе;
· воспитывать способность к сотрудничеству, уважение к мнению друг друга.
Возрастная группа: 4 – 5 лет.
Оборудование: клубок ниток, карточки-иллюстрации к сказкам, библиотека с авторскими и народными сказками, элемент технологии ТРИЗ – «круги Луллия».
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок по сказкам.
Этапы деятельности, занятия |
Задачи |
Форма организации совместной деятельности детей и взрослых |
Содержание деятельности |
Результат |
|
педагога |
детей |
||||
1.Мотивационно - побудительный
Проблемная ситуация, мотивация к деятельности .
|
Вызвать интерес к предстоя-щей деятельности. Развивать психические процессы –мышление, память, внимание, речь. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. |
Организационный момент: Приветствие в кругу Дети говорят хором Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. В: Давайте возьмемся за руки, почувствуем теплую ладошку друга и улыбнемся друг другу. Развивающий диалог В: Что это? (клубочек пряжи). Предположения детей В: А зачем он нам нужен? Предположения детей В: А кто из вас помнит сказку, в которой был волшебный клубочек? Высказывания детей В: Как же помог этот волшебный клубочек Ивану-Царевичу? Высказывания детей Игровое упражнение «Вспомни сказку» В: Наш клубочек тоже укажет нам путь. Чтобы взяться за ниточку, нужно назвать сказки. Высказывания детей -Посмотрим, куда же он нас приведёт. Дети идут друг за другом, звучит музыка |
Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.
Создает проблемную ситуацию. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания.
Стимулирует любознательность, интерес.
|
Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.
Рассуждают, высказывают собственные суждения.
Вспоминают сказки |
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. Активизация имеющихся знаний
|
2.Основной
Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая деятельность
|
Развивать познавательный интерес в процессе деятельности, тренировать память, развивать мышление. Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности со взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.
|
Работа в библиотеке группы В: Куда же мы пришли? Предположения детей В: Посмотрите на верхнюю полку. Какие сказки вы видите? Кто их написал? (Русский народ). Значит, это какие сказки? Предположения детей В: Миша, возьми книгу с нижней полки. Какую книгу ты взял? Кто автор этой сказки? Педагог спрашивает несколько детей. В: Как мы назвали книги на верхней полке? (народные) -Кто догадался, как называются книги на нижней полке, если у них есть автор? Предположения детей Пересказ сказок с использованием «кругов Луллия» В: Как и во всех библиотеках, в нашей есть читальный зал, займите места в читальном зале. Всем удобно сидеть? Всем видно? А что же нам помогает рассказывать сказки? Высказывания детей В: Рассмотрите картинки нижнего круга. Кто это? (герои сказок). О чём рассказывают картинки второго круга? (что делают герои сказок). Что изображено на картинках верхнего круга? (предметы, помогающие главным героям). В: Давайте посмотрим, какие сказки спрятались в наших кругах-помощниках. - Кира выбирай сказку, а остальные послушают и отгадают название сказки. Даже если вы догадались, дослушайте сказку до конца. Ребенок кратко пересказывает сказку, используя карточки-помощники на «кругах Луллия» В: Ребята, какая эта сказка? Высказывания детей Сказки пересказывают несколько детей Физкультминутка В: А кто заметил, что нового появилось в нашей группе? Предположения детей В: Разбирайте клубочки и становитесь в круг (танец с разноцветными клубочками) Мы клубочки в руки взяли. И за Настей побежали (бег по кругу). Мы клубочки все поднимем (вверх) И попляшем дружно с ними (руки вверх…). Приседай, приседай, От ребят не отставай (пружинка). Мы клубочки не покажем, Где их спрячем – не расскажем (за спиной). Встанем мы на ножки Их возьмём в ладошки. Насте мы их принесём И в корзиночку вернём. Сочинение собственных сказок В: Возвращаемся в читальный зал. Интересно читать сказки. Но ещё интереснее их придумывать. А мы могли бы сами придумать сказку? Высказывания детей В: И наши круги-помощники будут нам помогать. Ребята, а куда же нам записать наши сказки, чтобы их могли прочитать другие дети? Предположения детей В: Для нашей групповой библиотеки я приготовила книгу с чистыми страницами. В нее мы и запишем наши сказки. В: Как обычно начинаются все сказки? А как заканчиваются? Высказывания детей В: Кто хочет стать первым автором? Дети придумывают собственные сказки, опираясь на картинки в «кругах Луллия» В: Хорошая сказка получилась, смешная. Запишем сказку автора Артема в нашу книгу. Следующий автор? Действие повторяется, пока есть желающие придумать сказку В: Наша книга сказок готова, но в ней остались ещё пустые страницы для наших будущих сказок. На какую же полку в библиотеке мы поставим нашу книгу? Как думаешь, Сережа? Почему? Спросить мнение нескольких детей
|
Вовлекает детей в совместную речевую деятельность. С помощью вопросов поощряет детей к высказыванию.
Использует наглядные средства. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания. Организует речевую деятельность.
Организует физическую деятельность.
Наблюдае т за детьми во время рассказыв ания сказки. Эмоционально включает в действие детей, вовлекает их в слушание. Помогает оформить книгу собственных сказок. |
Рассматривают книги, вспоминают знакомые сказки. Выражают собственные суждения.
Слушают, рассматривают картинки, делают выбор. Пересказывают сказки. Самостоятельно решают поставленную задачу, делятся впечатлениями.
Выполняют упражнения, повторяют текст.
Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую. Сочиняют сказки. Проявляют речевую активность Оформляют книгу собственных сказок.
|
Развитие познавательной активности. Активизация речи и мыслительных процессов в ходе деятельности.. Активное включение в коммуникативную деятельность со взрослым и детьми. Закрепление умений работать с «кругами Луллия» .
|
3.Рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов |
Учить выражать собственное мнение о проделанной работе |
В: Ребята, трудно ли пересказывать сказки? Высказывания детей В: А трудно самому сочинить сказку? Высказывания детей В: А какой помощник был у вас? Высказывания детей С помощью наших кругов мы запишем ещё много новых сказок в нашу книгу. Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание. Предлагаю вам рассказать своим родителям о нашем путешествии в мир сказок. |
Предоставляет детям возможность высказываться. Благодарит за совместную деятельность. |
Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе. |
Получение удовольствия от совместной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.