МКОУ «Луткунская СОШ» Ахтынский район Республика Дагестан
Сценарий открытого урока
«Плавание тел»
7 класс
Выполнил:Мирзаметов П. К.,
учитель физики МКОУ «Луткунская СОШ»
Открытый урок по теме «Плавание тел» в 7 классе
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
1. |
ФИО (полностью) |
Мирзаметов Палад Камалдинович |
2. |
Место работы |
МКОУ «Луткунская СОШ» |
3. |
Должность |
Учитель физики |
4. |
Предмет |
физика |
5. |
Класс |
7 |
6. |
Тема и номер урока в теме |
Плавание тел |
7. |
Базовый учебник |
Физика 7 класс , учебник для общеобразовательных учебных учреждений, автор Перышкин А.В. М.: Дрофа.2009 г. |
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- понять смысл условий плавания тел;
- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе;
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент);
-обнаруживать зависимость между силами и плотностями, представлять результаты измерений с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-уметь применять теоретические знания по физике для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни;
- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
2. Метапредметных:
·в познавательной деятельности
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
· в информационно-коммуникативной деятельности
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
·в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы
3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми.
4) Самостоятельно
приобретать новые знания и практические умения.
Оборудование:
·сосуды с водой, набор тел равного объёма, но разной плотности, стальной, алюминиевый, деревянный, пластмассовый цилиндры, деревянный, пенопластовый кубики, яйцо, соленая вода;
·компьютерная презентация в программе Smart «Плавание тел»;
·технологическая карта урока , таблица плотностей;
·компьютер, проектор, интерактивная доска.
Методы обучения: проблемный, практические задания, решение задач физического содержания.
Средства обучения: задания для групп, оценочный лист, слайды.
План урока.
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Этап постановки цели и задач урока. 4 мин
3. Этап актуализации знаний. 6 мин.
4. Этап практической работы учащихся в группах 10 мин.
5. Этап обобщения и закрепления знаний. 10 мин.
6. Домашнее задание и заключительное слово учителя. 3 мин.
7. Этап рефлексии. 2 мин.
Технологическая карта урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|
предметные |
универсальные |
|||
Организационный момент. |
Знакомство с учениками. Настроить учащихся на дальнейшую деятельность, мотивация на успех. Эпиграфом к уроку будут слова И. Гёте: «Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать».
|
Получить информацию от учителя по дальнейшей деятельности на уроке. Формируются 3 группы и распределяются роли. |
|
Коммуникативные: Умение слушать, получать и обрабатывать информацию, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем, организация и планирование работы в группе. |
Этап постановки цели и задач урока. |
Учитель помогает детям прийти к цели урока. Посмотрите на экран, что можно сказать о телах которые изображены здесь ? Тогда сформулируйте тему нашего урока. На слайде записана тема урока. Итак, открыли тетради, записали дату и тему урока. У вас на партах сосуд с водой и пластилин. Заставьте пластилин плавать в воде. Дети делают маленькую лодку. А, если ее смять в шарик и опустить в воду? Что произошло? Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (Выяснить условие плавание тел). |
Плавают
Плавание тел
Лодка тонет
Выяснить условие плавание тел |
|
Личностные: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения Регулятивные: самостоятельное определение темы урока на основе созданной учебной ситуации Коммуникативные:действия, направленные на совместную деятельность: участие в коллективном обсуждении, умение находить общее решение
|
Этап актуализации знаний. |
На прошлом уроке Вы проходили тему «Архимедова сила». 1.Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? 2.Как направлена архимедова сила? 3.А сила тяжести? 4. Что будет происходить с телом под действием этих сил, если вначале оно было неподвижным? Гипотеза: плавание тел зависит от двух сил, от того какая из них больше.
|
Сила тяжести и архимедова сила
Вертикально вверх
Вертикально вниз
|
Сила тяжести и Архимеда, плавание тел |
Регулятивные: составляют план и определяют последовательность действий Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
Этап работы в группах. Экспериментальное обоснование темы, определение сути изучаемого явления с опорой на эксперимент |
Наблюдает за работой групп. Перед вами лежат карточки и необходимое оборудование для эксперимента. Сейчас каждая группа выполнит свою работу. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила по ТБ. |
|
Умение работать с лабораторным оборудованием,
|
Познавательные: переработка и структуирование информации (работа с текстом, смысловое чтение), работа с понятиями, формулами, знаками и символами Коммуникативные: сотрудничество в парах при проведении эксперимента, речевые высказывания о результатах опытов, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Личностные: опора на жизненный опыт.
|
Этап обобщения и закрепления знаний. |
Учитель оказывает необходимую помощь, исправляет ошибки
Вернемся к началу урока. Почему огромные корабли остаются на поверхности воды, а маленький гвоздик идет ко дну? |
Если изменить объем тела, то можно заставить его плавать |
Умение правильно отвечать на вопросы по данной теме |
Регулятивные: получение результата, внесение необходимых дополнение и корректив, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения. Познавательные: получение и переработка информации. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении |
Домашнее задание и заключительное слово учителя |
Итак, наш урок подходит к концу, мы узнали при каких условиях плавает тело. Д/З: §50-54 Упр 25 №1-3
|
|
|
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала
|
Этап рефлексии |
Возьмите, пожалуйста листочки и ответьте на вопросы: Я оцениваю свою работу в группе … Сегодня на уроке мне удалось … Мне на уроке показалось трудным …
Урок окончен. Всем спасибо за работу. |
|
|
Коммуникативные: действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Регулятивные: Самооценка. Личностные: развитие я-концепции и самооценки |
Приложения:
Приложение №1 «Оценочный лист»
Архимедова сила вокруг нас |
кроссворд |
Решение задач |
Отчет о проделанной работе |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Максимальный балл – 5 баллов
Приложение № 2
План работы в группах:
1. Беседа «Архимедова группа вокруг нас»
2. Разгадывание кроссворда
3. Решение задач с использованием лабораторного оборудования.
4. Отчет о проделанной работе.
5. Заполнение оценочного листа и оценочной карты
Приложение № 3
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Что бы вы посоветовали учителю?
Приложение № 4
Кроссворд
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
АРХИМЕДОВА СИЛА
1. К одинаковым пружинам подвешены шарики равной массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня, пока шарики полностью погрузятся в воду (рис. 52). Какая пружина сократится больше?
1. Первая (А). 2. Вторая (К). 3. Третья (Э).
2. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза (рис. 53). Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?
1. Не нарушится (Р).
2. Перетянет гиря, опущенная в воду (О).
3. Перетянет гиря, опущенная в керосин (В).
3. Тела опущены в мензурки с водой и уравновешены на рычаге (рис. 54). Нарушится ли равновесие весов, если в мензурку б налить столько же воды, сколько ее в мензурке а?
1. Не нарушится (Р).
2. Перетянет тело, опущенное в мензурку а(Х).
3. Перетянет тело, опущенное в мензурку б(И).
4. Тело объемом 80 дм3 погружено в машинное масло. Вычислите архимедову силу, действующую на это тело.
1. »90 Н (К); 2. »71 Н (Л); 3. »720 Н (И); 4. »80 Н(П).
5. На рычаге уравновешены бруски, разные по объему (рис. 55). Нарушится ли равновесие рычага, если бруски опустить в воду?
1. Не нарушится (М).
2. Перетянет больший по объему брусок (Д).
3. Перетянет меньший по объему брусок (К).
6. Одинаковая ли сила нужна для подъема якоря в морской и речной воде?
1. Одинаковая (Е).
2. Большая в речной воде (А).
3. Большая в морской воде (Б).
Приложение № 5
Задания группам:
Задания первой группе: Определить плотность жидкости (сосуд с жидкостью, динамометр, тело на нитке, мензурка).
Определите силу Архимеда, с помощью мензурки определите объем тела и по формуле рассчитайте плотность жидкости.
Задания второй группе: Определить объём тела (сосуд с водой, динамометр, тело на нитке). Определите силу Архимеда, плотность жидкости возьмите из таблицы и по формуле рассчитайте объем тела.
Задания третьей группе: Определить архимедову силу, действующую на данное тело в воде (тело на нити, мензурка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.